Супербоул-2025
«Филадельфия Иглз» — «Канзас-Сити Чифс» — 40:22
«Филадельфия Иглз» стала победителем 59-го в истории Супербоула, который состоялся в ночь на понедельник по московскому времени в Новом Орлеане. В матче за главный трофей НФЛ команда из Пенсильвании обыграла «Канзас-Сити Чифс» — 40:22. Для «Иглз» это второй титул в истории: предыдущий раз они побеждали в сезоне-2017.
Впрочем, главный спортивный итог Супербоула почти для всех болельщиков за пределами Филадельфии заключается в том, что «Канзас-Сити» не смог стать первой командой в истории НФЛ, которая взяла три титула подряд.
Нужно понимать, что НФЛ — это максимально конкурентная лига. Регулярный сезон состоит всего из 17 матчей, плей-офф — всего одна игра в каждом раунде, никаких серий до четырех побед. Цена ошибки чрезвычайно велика, как и роль случайности или везения/невезения. Времени и возможности исправить что-либо почти нет, одно поражение — и весь сезон может пойти наперекосяк. Такой факт: «Филадельфия», игравшая против «Канзаса» в Супербоуле два года назад, на следующий сезон не попала в плей-офф. Та же самая история случилась в этом сезоне с «Сан-Франциско», который соперничал с «Чифс» в прошлом году.
Так что, безусловно, «Канзас-Сити» уже состоялись как великая команда-династия — для них это был пятый финал за последние шесть лет, и в трех из них они победили. Но в пантеон величайших команд в истории североамериканского спорта войти у них пока не получилось. Последними, кому удавалось взять три титула подряд в главных спортивных лигах США, остаются баскетбольные «Лейкерс», бывшие чемпионами НБА в 2000-2002 годах. С входящим в прайм Кобе Брайантом и доминирующим Шакилом О'Нилом, тренировал которых Фил Джексон.
Сам же Супербоул получился на удивление односторонним. У «Чифс», которые в силу своих прошлых достижений считались фаворитами, не получалось вообще ничего. К перерыву они уступали со счетом 0:24 — это самый большой разрыв в истории Супербоула аж с 1989 года. Первый раз перейти на половину поля соперника у «Канзаса» получилось только в концовке третьей четверти при счете 0:34. В концовке, когда «Филадельфия» уже начала праздновать, счет стал чуть более приличным, но не более того.
Вписать свое имя в историю и стать легендами у «Чифс» не получилось, но большого разочарования по этому поводу у болельщиков во всех уголках США точно нет. И даже наоборот. Потому что отношение к «Канзас-Сити» в Америке, мягко говоря, неоднозначное. А если совсем просто — их не любят.
То есть их, конечно, обожают в родном Миссури, они достаточно популярны в целом на Среднем Западе, да и в принципе болельщиков «Чифс» можно встретить в любом штате США — глорихантерство еще никто не отменял, а кроме того, Америка — страна с очень высокой горизонтальной мобильностью, и люди часто переезжают, сохраняя при этом верность любимой команде из родного города или, скажем, места, где ты учился в колледже. Но на этот раз подавляющее большинство нейтральных зрителей поддерживали «Иглз».
И это вполне объяснимо. Людям в принципе свойственно не любить доминирующие команды — как раз по той простой причине, что они постоянно выигрывают. А хочется же интриги, хочется падения гегемона. Если провести аналогии с российским футболом, то точно так же многие в 1990-е болели против «Спартака», в середине 2000-х всех раздражал ЦСКА, а сейчас в роли жупела оказался «Зенит». Год назад, еще перед прошлым Супербоулом, я спросил знакомого американца, кому он будет симпатизировать — «Канзасу» или «Сан-Франциско» (так-то он болельщик «Чикаго Берс»). Ответ был прост: «Конечно, за «Сан-Франциско». Потому что «Чифс» надоели, хочется чего-то нового». А в этом сезоне подобные настроения только выросли и укрепились.
Вокруг «Канзаса» сформировался ареол этакой империи зла. А одна из весомых причин этого — судейские скандалы, сопровождающие команду из Миссури. Если коротко, то в США довольно популярно мнение, что «Чифс» тащат судьи, особенно в нынешнем плей-офф.
Сперва полыхнуло после полуфинала конференции против «Хьюстон Тексанс» (23:14), в котором рефери приняли несколько крайне спорных решений в пользу «Канзаса», в частности, дважды наказав команду из Техаса штрафом в 15 ярдов (для понимания: по тяжести это как пятиминутное удаление в хоккее, например). После одного из свистков не сдержался даже комментатор ESPN Стив Айкман, воскликнувший в прямом эфире: «15 ярдов? Ой, да ладно. Я не могу согласиться уже со вторым таким решением». После чего, по сути, обвинил Патрика Махоумса в симуляции. Для североамериканского стиля ведения репортажа это как разрыв бомбы. А футболисты и тренерский штаб «Хьюстона» после матча высказывались еще резче — мол, они играли не только против соперника, но и против судей.
Скандальное послевкусие осталось и после финала конференции, в котором «Чифс» победили «Баффало Биллс» (32:29). Матч сопровождался огромным ажиотажем и полностью оправдал ожидания в плане зрелищности и накала, но и тут были два крайне спорных судейских решения в пользу «Канзаса». Что характерно — оба после видеопросмотров.
Две таких игры подряд — и вот уже родилась вполне увесистая теория заговора, а тема судейства стала доминирующей в разговорах перед Супербоулом. Дошло до того, что бывший глава судейского комитета НФЛ Дин Бландино признался, что его брат верит в эти теории и считает, что во всем виновата... Тэйлор Свифт. Мол, боссам лиги выгодно, чтобы поп-дива пришла на Супербоул, вот они и тащат команду ее бойфренда Тревиса Келси.
Даже босс НФЛ Роджер Гуделл вынужден был объясняться перед журналистами: «Многие из этих теорий процветают в социальных сетях, они развиваются и получают там новую жизнь. Я могу это понять, это одно из проявлений фанатской страсти. Но такие теории смехотворны. С другой стороны, это еще одно напоминание для нас, насколько важен вопрос судейства».
А популярный рэпер Снуп Дог, бывший ведущим на церемонии вручения призов НФЛ, которая состоялась за несколько дней до Супербоула, в своем вступительном монологе выдал шутку, что, мол, нас ожидает увлекательный матч — «Иглз» против судей. Впрочем, в его шестиминутной речи в целом хватало жесткого юмора.
С другой стороны, все это никак не мешает (а возможно, даже помогает) НФЛ и американскому футболу в целом оставаться самым популярным даже не спортом, а в принципе развлечением в США. В 2023 году в топ-100 самых популярных (по количеству аудитории) телепередач в Америке вошли 97 футбольных трансляций (93 — матчи НФЛ плюс три игры из студенческого спорта и аналитика после Супербоула), которые разбавили ежегодное обращение президента страны к Конгрессу (21-е место), парад в честь Дня благодарения (45-е место) и церемония вручения премии «Оскар» (60-е место).
По итогам 2024-го футбол, на первый взгляд, сдал позиции, причем довольно резко — всего 77 передач из 100 (72 — игры НФЛ, четыре матча из студенческого спорта и аналитика после Супербоула). Но нужно учитывать, что это был год президентских выборов, которые получились максимально резонансными. Здесь и покушение на Дональда Трампа в прямом эфире, и выход действующего на тот момент главы государства Джо Байдена из гонки, и общий накал страстей. Политические шоу заняли 16 мест в топ-100, причем четыре из них попали в топ-10, а дебаты Трампа и Камалы Харрис взобрались на вторую строчку (67,1 миллиона зрителей — здесь и везде все данные согласно исследованию компании Nielsen).
Кроме того, 2024-й — год летней Олимпиады, так что два места в топ-100 достались церемониям открытия и закрытия Игр в Париже (82-я и 89-я строчки). И, кстати, в рейтинг попали и другие спортивные трансляции, чего, скажем, не было в 2023-м, — это решающий матч финальной серии МЛБ (84-е место) и игра из студенческого женского баскетбола (76-е место). Последнее — это феномен Кэйтлин Кларк, новой суперзвезды американского спорта, которая в прошлом году окончила колледж и уже успела провести первый сезон в женской НБА. Чтобы лучше понять уровень популярности Кларк, замечу, что сразу по окончании колледжа Nike заключил с ней рекордный рекламный контракт на 28 миллионов долларов, а матчи НФЛ она смотрит вместе со Свифт, с которой баскетболистка уже успела сдружиться.
Но, например, похожая картина была и в 2020-м, когда состоялись предыдущие президентские выборы. Там в топ-100 были 75 футбольных трансляций и 15 политических шоу, а следующие три года футбол наращивал свое присутствие в рейтинге. Так что тут скорее стоит говорить о циклическом явлении. Кроме того, прошлогодний Супербоул побил рекорды по просмотрам и стал самой популярной передачей в истории американского ТВ — 123,7 миллиона зрителей.
Еще один аргумент в пользу того, что популярность футбола в целом и НФЛ в частности не падает, — это расширение его присутствия на стриминговых сервисах. Вслед за Amazon Prime на рынок зашел Netflix, который в этом сезоне специально купил права на два матча в Рождество, заплатив за это удовольствие 150 миллионов долларов (да, это не опечатка — 150 миллионов за два матча). Судя по отзывам в медиа, эксперимент был признан удачным: игра «Хьюстон» — «Балтимор» собрала аудиторию в 24,3 миллиона зрителей, а встреча «Канзас-Сити» — «Питтсбург» — 24,1 миллиона.
Цифры по матчу «Канзас-Сити» и «Филадельфии» появятся позже, но вполне можно ожидать очередного зрительского рекорда. В этом смысле все эти судейские скандалы вокруг «Чифс» должны были пойти только в плюс. Времена в США наступают турбулентные, но, по крайней мере, НФЛ точно может смотреть в будущее с оптимизмом.