Валентин Балахничев: "Ставлю команде четверку с плюсом"

Telegram Дзен

     Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев подвел итоги выступления российских атлетов на Играх в Пекине.

     - Накануне последнего вида легкоатлетического турнира - мужского марафона - я считал, что для наших ребят попасть в двадцатку будет хорошим результатом, а в десятку - блестящим, - рассказал Балахничев в интервью агентству "Весь спорт". - На большее, учитывая высокую конкуренцию со стороны высокоодаренных африканских марафонцев, рассчитывать было невозможно. Так что 14-е, 21-е и 29-е места ребят меня удовлетворили - полностью.

     - В общекомандном зачете легкоатлетического турнира сборная России заняла второе место, завоевав шесть золотых, пять серебряных и семь бронзовых наград - против семи золотых, девяти серебряных и семи бронзовых у американцев и шести золотых, трех серебряных и двух бронзовых у команды Ямайки. Как вы оцениваете этот результат?

     - Этот результат можно оценивать однозначно - только положительно. Несмотря на потери, понесенные накануне открытия Игр. Я на олимпийском турнире в Пекине присутствовал в статусе члена Совета IAAF, а всем оперативным управлением сборной России занимался тренерский штаб во главе с главным тренером Валентином Маслаковым и начальником команды Алексеем Мельниковым. Но считаю важным отметить, что для успешного выступления нашей команды в Пекине очень много было сделано на подготовительном этапе. Имею в виду и сборы в Португалии, на которых плодотворно поработали бегуны с прыгунами, и предолимпийский сбор в Иркутске, который помог избежать проблем как минимум с временной акклиматизацией. При этом мы подходили к подготовке дифференцированно, оставляя право принять окончательный выбор за спортсменами и их тренерами. В итоге Елена Исинбаева, ставшая уже двукратной олимпийской чемпионкой, готовилась со сборной Швеции в Японии; команда ходоков, которые принесли на трех дистанциях два золота и одну бронзу - в Саранске; двукратный серебряный призер Игр-2008 Татьяна Лебедева и Елена Слесаренко - в Волгограде. Кроме того, в Пекин мы смогли вывезти личных тренеров практически всех спортсменов, которые претендовали на высокие места, и они помогли своим ученикам. В принципе, большинство элементов системы сработали, и этим я удовлетворен.

     - Выступление сборной России в Пекине могло оказаться еще более успешным?

     - Конечно! Про потери лидеров накануне Олимпийских игр я уже говорил. Но это также, например, метание копья среди женщин, где Мария Абакумова заняла второе место. Конечно, накануне Олимпийских игр никто не рассчитывал, что Абакумова сможет претендовать в Пекине на медаль. Но когда она лидировала весь турнир и уступила золото только в последней попытке, лично я испытал чувство дикого разочарования. Конечно, я расстроился, что без золота осталась Татьяна Лебедева, серебряный призер в прыжках в длину и в тройном прыжке. Но поражением Лебедевой эти два соревнования могут назвать только непрофессионалы. Один сантиметр, проигранный Лебедевой в прыжках в длину, - это случайность, стечение обстоятельств, мизер, учитывая, что погрешность при измерении горизонтальных прыжков составляет полсантиметра. Пройдет совсем немного времени, и все будут воспринимать ее исключительно как великую спортсменку, добившуюся выдающихся результатов. Золото, три серебра и бронза на трех Олимпийских играх - это просто фантастические показатели. Что случилось с олимпийским чемпионом 2004 года Юрием Борзаковским в беге на 800 м, который не вышел в финал в Пекине, я не знаю. Могу только засвидетельствовать, что полуфинальный забег он провел не в своем стиле. Думаю, это поражение - не только поражение Борзаковского, но и его тренера Вячеслава Евстратова. Впрочем, у них очень сильный тандем, надеюсь, они смогут правильно определить причину неудачи, сделать необходимые выводы и продемонстрировать свою состоятельность на ближайших официальных турнирах. Ну а в целом, по пятибалльной шкале, я ставлю всей нашей команде твердую четверку, четверку с плюсом. Мы нормально выступили, особенно учитывая моральное унижение, которое мы испытывали накануне Олимпийских игр.

     - Ваши самые яркие впечатления от выступления российских легкоатлетов в Пекине?

     - Я бы выделил не впечатления, а переживания. Это золото Елены Исинбаевой с мировым рекордом в прыжках с шестом и бронза в борьбе за серебро ребят в эстафете 4х400 м. Медаль в мужской эстафете говорит, что мы можем ставить любые, самые серьезные задачи - и успешно решать их. Почему я не назвал победу в женской эстафете 4х100 м? Потому что эту эстафету мне не удалось посмотреть полностью. На Олимпийских играх в Пекине я входил в состав Апелляционную комиссию IAAF и отвлекся на решение очередного вопроса. А когда снова вернулся к просмотру соревнований, увидел только последний этап эстафеты, на котором наши девушки уже уверенно лидировали и не дали мне возможность серьезно за них поволноваться. Вообще, многое, что происходило на Олимпиаде, - своего рода чудо. И второе место Бланки Власич вкупе с неожиданным золотом бельгийки Тиа Эллебо в прыжках в высоту, и золото нашей женской эстафеты 4х100 м - это все чудеса.

     - А что отнесете к разочарованиям?

     - Разочарование - не персональное, а системообразующее. Как на предыдущих Олимпийских играх, и на других крупнейших соревнованиях, команда разделилась на две части. Первая часть приехала сюда просто ради участия. Конечно, выступить, но в целом отдохнуть и расслабиться. Вторая - за личными рекордами, за победами и медалями, чтобы выцарапывать сантиметры и десятые доли секунды.

     - Вы несколько раз упомянули о "потерях, понесенных перед Олимпийскими играми". Речь, как можно понять, идет о российских спортсменках, отстраненных без предъявления доказательств от участия в Играх в Пекине по подозрению в подмене допинг-проб весной 2007 года. Обсуждали эту историю в Пекине с руководителями IAAF формально или неформально?

     - Это наследство из 2007 года стало поводом - к сожалению, печальным - для серьезного разговора в Пекине с первыми лицами IAAF. В Пекине прошли две встречи руководителей Российского антидопингового агентства (RusADA) - с антидопинговым комиссаром IAAF Габриэлем Долле и советником президента IAAF по юридическим вопросам Хабибом Киссе, об организации национальной системы антидопингового контроля в российской легкой атлетике. По их итогам между IAAF и RusADA будет подписано серьезное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее реализацию совместных проектов.

     - А что касается отстраненных девушек?

     - До 30 сентября ВФЛА должна завершить расследование дела и сообщить в IAAF о принятом решении. Каким будет решение, я сейчас, естественно, знать не могу. После возвращения в Москву вплотную займемся расследованием этого дела. Кроме постоянно действующей Арбитражной антидопинговой комиссии решили создать еще специальную комиссию по расследованию дела, фигурантами которого стали Елена Соболева, Дарья Пищальникова, Гульфия Ханафеева, Татьяна Томашова, Юлия Фоменко, Светлана Черкасова и Ольга Егорова. Ее возглавит первый вице-президент ВФЛА, легендарный спортсмен Игорь Тер-Ованесян. IAAF, одобрив предложенный нами алгоритм действий, обещала помочь с получением свидетельств сотрудников шведской компании IDTM, которые брали у наших спортсменок те самые пробы, ДНК которых оказались несоответствующими ДНК других проб этих спортсменок.