Интервью "СЭ" во время "Мемориала Знаменских" дал легендарный прыгун в высоту, действующий рекордсмен мира (2,45) Хавьер Сотомайор.
Сотомайор, безусловно, звезда. Дело-то вовсе не в действующем рекорде - мало ли в легкой атлетике рекордсменов мира, которые никому, увы, не интересны. Звезду от просто известного спортсмена отличают походка, взгляд и жесты. И с тем, и с другим, и с третьим у Сотомайора полный порядок - он избранный. Легкая небритость, увенчанная гордой эспаньолкой, смешливый взгляд поверх приспущенных на нос солнечных очков с высоты своих 1,95. Он хороший парень, этот Сотомайор…
Нас познакомил директор "Мемориала" Александр Порхомовский, который подвел Хавьера к пресс-центру. "Он почти не говорит по-английски, - улыбнулся Порхомовский. - Намучаешься с ним". Пришлось мне доставать из шкафа свой изрядно подъеденный молью университетский испанский - только он и спас это короткое интервью.
- Как дела, Хавьер?
- Не на что жаловаться, все хорошо. Вот в Москву приехал.
- Да я вижу. Наверное, не просто в качестве болельщика?
- Я на всех соревнованиях в качестве болельщика. Но здесь еще и как менеджер кубинской делегации.
- Визы, гостиницы, транспорт, питание и все такое прочее?
- Ну да. А вообще я сейчас вице-президент кубинской легкоатлетической федерации. А президент - Альберто Хуанторена. Посещаю множество турниров, присматриваю за ребятами ну и продолжаю оставаться в курсе всех событий.
- Вы живете на Кубе или в Европе?
- На Кубе. Но в Европе, конечно, много времени провожу по работе.
- Куба - страна с идеальным для занятий спортом климатом. Но я слышал, что с инфраструктурой дела обстоят неважно.
- На самом деле более или менее. Всегда хочется большего - это все понятно, но даже со всеми существующими проблемами у нас регулярно получается воспитывать спортсменов высокого класса. Роблес (Дайрон Роблес, действующий рекордсмен мира в барьерном спринте. - Прим. С.Б.) ведь только один из них. Каждый год появляется одно-два новых имени. Это ведь не так мало, не правда ли?
- Слышали, как победитель сегодняшнего "Мемориала" Андрей Сильнов в микрофон на весь стадион сказал, что мечтает побить ваш мировой рекорд?
- Он, видимо, по-русски это сказал, я не расслышал. Ну, это много кто говорит, а пока рекорд держится. Хотя я думаю, что если кто его когда-нибудь и побьет, то это будет кто-то из русских прыгунов.
- Многим кажется, что ваш рекорд - 2,45 - будет стоять вечно.
- Не знаю. У меня нет четкого мнения на этот счет.
- Говорят, Стефка Костадинова болела за Бланку Власич, которая едва ли не на каждом турнире пробовала побить ее рекорд - 2,09. А вы хотели бы, чтобы ваш рекорд кто-нибудь побил?
- Я точно за это не болею. А вообще пусть он стоит столько, сколько потребуется.
- Вы не удивлены, что после вашего ухода прыжки хотя бы на 2,40 стали реликтами (начиная с 1995 года всего три прыгуна показали 2,40 - россияне Вячеслав Воронин и Иван Ухов да швед Стефан Хольм)?
- У меня есть только одно правдоподобное объяснение этому. Конкуренция в секторе сейчас настолько велика, что ребята, возможно, концентрируются просто на том, чтобы победить. Не думают о побитии рекорда, им просто не до этого. Скажу вам еще одну вещь: если бы в мое время мне на каждом турнире, не только на чемпионатах мира, оказывали такую мощную конкуренцию, я бы, наверное, рано или поздно прыгнул на 2,50.
- Когда-нибудь 2,50 будет взята, по-вашему?
- Нет ничего невозможного - вот что я думаю. Хотя и не знаю определенно насчет 2,50. Все-таки это очень высоко. Но разве кто-либо несколько лет назад мог предположить, что стометровку можно будет пробежать за 9,5? А что девушка прыгнет с шестом за 5,00? Все вещи, которые кажутся нам невероятными сегодня, становятся обыденностью завтра. Это закон жизни.
- Усэйн Болт в этом сезоне взял небольшую паузу - сказал, что очень устал и не хочет думать о мировых рекордах. Может ли кто-то обыграть его в этом году?
- Сомневаюсь. Болт это Болт.
- Елена Исинбаева ушла на каникулы на неопределенный срок. Это мудрое, как вам кажется, решение?
- Для любого бывшего спортсмена, когда-то что-то выигравшего, понятно, почему Исинбаева несколько раз подряд проиграла. Самое страшное - не поражение само по себе, а безразличная реакция на это. Я уверен, что Исинбаева очень устала внутри себя. Это ощущение испытывает рано или поздно любой топ-спортсмен. Дальше все зависит от характера. Уверен, что характер Исинбаевой позволит ей вернуться на прежний уровень. Почему-то мне так кажется.
Сергей БУТОВ