"Вечный" мировой рекорд Сергея Бубки для закрытых помещений – 6,15 м – невозмутимо простоял 21 год без шести дней, и рухнул в субботу под сводами арены "Дружба" в Донецке на таком же турнире "Звезды шеста", который отметил таким знаковым образом свой 25-летний юбилей.
Накануне турнира у 27-летнего француза Рено Лавиллени, показавшего двумя неделями раньше второй результат в истории прыжков с шестом (6.08), спрашивали, не собирается ли он замахнуться на рекорд отца-основателя "Звезд шеста" и президента НОК Украины, который на пару дней покинул олимпийский Сочи, чтобы очутиться в привычном кругу шестовиков. Олимпийский чемпион Лондона ответил, сказал, что главное для него прыгнуть в Донецке не ниже чем на 6 метров, а дальше – как получится.
Если сказать, что Лавиллени – это Бубка сегодня, в этом не будет преувеличения. И дело не только в феноменальном прыжке на 6,16, но и в том, как он шел к своему рекорду.
Шел, можно сказать, не замечая соперников. Француз появился на дорожке разбега в тот момент, когда 12 из 14 оппонентов уже зачехлили шесты. На высоте 5,76 он размялся, а прыжком на 5,91 оформил четвертую кряду победу на "Звездах шеста". Потом заказал 6,01 – и взял с третьей попытки. А когда судьи взгромоздили планку на головокружительные 6,16 – прыгнул с первой попытки!
Дальше и вовсе началось нечто невообразимое. После консультаций с тренером Филиппом Данкосом (между прочим, выступавшим в секторе на первых "Звездах шеста" четверть века назад) Рено заказал 6,21, чем окончательно поверг в шок трибуны.
Теперь, понятно, что это был перебор: супержесткий шест, припасенный для такого случая, оказался сильнее атлета. Лавиллени не справился со снарядом, который отбросил новорожденного рекордсмена мира на дорожку разбега. При этом француз повредил ногу, и о прыжках речи больше не шло. Впрочем, эмоции били чрез край и без этого.
– Вы предчувствовали, что это случится именно сегодня? – интересуюсь у Сергея Бубки.
– Во всяком случае, не удивился. До приезда в Донецк Рено прыгнул на 6.04 и 6.08, а это новый уровень высот, на который он уверенно вышел. Считаю французского атлета своим достойным преемником и не жалею, что он отнял у меня абсолютный рекорд в прыжках с шестом. Не жалею, во-первых, потому, что этот рекорд явно "перестоял", я не рассчитывал, что он у него получится такая долгая жизнь. Во-вторых, как вице-президент ИААФ я совершенно искренне заинтересован в прогрессе мировой легкой атлетики, тем более – прыжков шестом.
Тренер Виталий Петров, в свое время воспитавший Сергея Бубку, считает, что взлет Лавеллини абсолютно закономерен.
– Все шло к этому, – уверенно заявил Петров в разговоре с корреспондентом "СЭ". – За счет совершенной техники прыжка Рено добился стабильности на больших высотах. Шест такой мощности, который был в руках француза при попытке взять 6,16, уверен, не держал еще в руках ни один шестовик в мире. Я знаю, о чем говорю, потому что мы с Бубкой тоже проходили эти высоты.
– До сих пор не проходит ощущение, что Бубка в свое время мог "загнать" мировой рекорд на 6,20 – 6,25.
– Скорее всего, мог, но задачи такой перед ним не стояло. Бубка торопился застолбить за собой 6-метровый рубеж, и двигался к нему стремительно, прибавляя сразу и 3, и 6 сантиметров. А дальше важно было множить число мировых рекордов, чтобы поддерживать интерес к нашему виду спорта. Поэтому выраженной устремленности к предельным высотам не было.
– Все равно казалось, что 6,15 – это прыжковый космос.
– Нет. Я считаю, что космос начинается после 6,25…
Донецк