На чемпионате Европы в Цюрихе может выступить уникальный атлет из Германии, который способен снискать лавры нового Оскара Писториуса
25-летний немецкий легкоатлет Маркус Рем, который выступает с протезом ниже колена на правой ноге, выиграл чемпионат Германии в прыжках в длину. Он завоевал право выступить на чемпионате Европы в Цюрихе, однако вопрос о возможности его участия в этом турнире сейчас решает IAAF. Результат Рема – 8,24 – значится в официальных документах мировой и Европейской федераций легкой атлетики в числе лучших в нынешнем сезоне. Дальше него в 2014 году прыгали только восемь человек, из которых четверо представляют Старый Свет. Причем один из них – Кристиан Рейф – проиграл Рему на чемпионате Германии.
Ногу Маркус потерял в 14 лет. Будучи заядлым вейкбордистом, он однажды неудачно выполнил прыжок, не смог удержать фал и оказался в воде. В это время мимо проплывал другой катер, водитель которого не заметил Рема, и нога подростка попала под винт. Маркуса немедленно доставили в госпиталь, где через три дня были вынуждены ампутировать правую ногу ниже колена из-за сепсиса.
После лечения и реабилитации Рем вернулся к обучению и продолжил заниматься спортом на протезе. В 20 лет он приступил к легкоатлетическим тренировкам в клубе "Байер" в Леверкузене и уже на Паралимпийских играх в Лондоне завоевал золотую медаль в прыжке в длину. Тренером Рема является серебряный призер Олимпийских игр, чемпионка мира и Европы в метании копья Штеффи Нериус. Помимо легкой атлетики мужественный спортсмен продолжает заниматься вейкбордом, а также сноубордом. После своих успехов атлет выразил желание по примеру прославленного паралимпийца Оскара Писториуса выступать на обычных Олимпийских играх.
Любопытно, что Рем не только прыгает в длину, но еще и бегает спринт. На Паралимпиаде в Лондоне он в составе немецкой сборной стал бронзовым призером в эстафете 4х100 м. Так что в отношении беговых дисциплин он определенно сможет апеллировать к прецеденту с Писториусом, которого допустили к Олимпийским играм после разбирательства в Спортивном арбитражном суде.
Старший тренер сборной России по легкой атлетике по группе прыжков Антон Назаров в интервью "СЭ" выразил уверенность, что Рем, в случае если его допустят к выступлению на чемпионате Европы, сможет побороться за самые высокие места.
– Хорошо знаю этого мальчика, – говорит он. – А моим ребятам даже доводилось выступать вместе с ним в этом году. Павел Шалин обыграл его в Германии. А вот Александр Петров Рему уступил. Маркус достоин большого уважения. Правда, есть международные правила, согласно которым, прежде чем допустить спортсмена до официальных соревнований, нужно протестировать его протез. Но Рем в любом случае заслуживает высшей похвалы. Я просто восхищен тем, что он сумел прыгнуть 8,24. Он уже чемпион Германии! У нас в России в этом сезоне так далеко не прыгали. Если его все-таки допустят до чемпионата Европы, там он будет бороться за самые высокие места.
– Мне довелось выступать с Маркусом Ремом на коммерческом старте, – отметил победитель недавнего чемпионата России Александр Петров. – При этом я проиграл немцу. Специально для старта была собрана деревянная конструкция, и я никак не мог "поймать" доски, а Рем неплохо бежал и очень хорошо отталкивался. Его хорошо пружинило, он высоко вылетал, в результате чего прыжки получались далекими. Для парня с протезом он делает что-то сверхъестественное. Здорово, что он выиграл чемпионат Германии, оставив позади себя всех, включая чемпиона Европы Кристиана Рейфа.
Получает ли Рем какое-то дополнительное преимущество над другими спортсменами за счет протеза? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
– Я рассматриваю то, что делает Маркус, как другой вид спорта, – сказал после победы Рема тренер сборной Германии по прыжкам в высоту, длину и тройным Уве Флоршак в интервью Bild. – Все видели, как много энергии вкладывается в протез. Но это только мое первое впечатление. В ходе исполнения прыжка протез из углепластика сжимается, а затем срабатывает, как пружина. Я видел много прыжков за 8 метров. Скорость разбега у Рема была не такой высокой, как обычно при таких прыжках.
– Конечно, есть вероятность, что за счет каких-то пружинистых материалов у Маркуса может быть преимущество, но парень бежит спринт быстрее, чем всем известный Оскар Писториус, – объясняет Назаров. – Представляете, какой удар получает его организм, когда он отталкивается на такой скорости?! Здоровому человеку тяжело, а тут через протез… Это ж как нужно терпеть и тренироваться! Я понимаю, что вопрос по его участию в обычных соревнованиях подлежит рассмотрению, но немецкий спортсмен заслуживает только самых теплых слов.
– Не знаю, правильным ли будет допускать Маркуса до чемпионата Европы, – замечает Петров. – Нужно изучать, дает ли протез преимущество. Хотя невооруженным глазом видно, как хорошо он толкает спортсмена. Еще у Рема не забивается и не "закисляется" толчковая нога. Это тоже один из плюсов. Хотя в остальном он от других соперников не отличается. Спокойно ходит, настраивается. Никаких эмоций особо не проявляет. Такое ощущение, будто он очень опытный спортсмен. Мне было бы интересно с ним снова посоревноваться. Нужно брать реванш!
Ногу, на которой находится протез, Рем использует в качестве толчковой при прыжке. Стоимость его протеза, имеющего шипы в нижней части, составляет около 10 тысяч евро. Маркус зарабатывает на жизнь, являясь медицинским специалистом в области протезирования – он сам разработал тот участок своего протеза, где он крепится к телу. Остальная часть приспособления, по словам атлета, является серийным продуктом, и она такая же, какую делает любой производитель. При этом, когда Рем применяет протез, его правая нога становится на три-четыре сантиметра длиннее левой. "В противном случае я бы очень сильно хромал при разбеге", – поясняет прыгун.
– У Маркуса есть столько же недостатков, сколько и преимуществ, как и у других атлетов, – сказала в интервью Die Welt тренер спортсмена Штеффи Нериус. – И первый недостаток в том, что у него ампутирована нога ниже колена. Об этом забывают многие его критики.
Европейская федерация легкой атлетики была проинформирована о случае с Ремом и тут же передала вопрос на откуп IAAF. Там должны решить, допустить Рема до выступления на чемпионате Европы или нет. "Я действительно хочу иметь ясность для себя и других спортсменов", – заметил прыгун.
Пока чиновники ожидают результатов биомеханического исследования прыжков Рема, которое проводилось в Ульме во время немецкого чемпионата. По словам атлета, если по их итогам будет выявлено, что протез дает ему преимущество, было бы правильно, чтобы у него забрали титул.
– Мы все разбегаемся и прыгаем в песчаную яму, – сказал после своей победы на немецком чемпионате Рем. – Для меня, это тот же самый спорт. Протез никогда не будет приспособлен так, как нога со ступней. У меня просто нет лодыжки, и я должен это компенсировать. Жаль, что мне приходится оправдываться за хорошие прыжки. Ни один атлет не будет в восторге от своих достижений, если он не сделал их честно.
Поддержал Рема и второй призер немецкого чемпионата Рейф. "Никто не должен забывать, какое давление оказывалось на Марка", – заметил он. По его словам, единственным верным путем должно быть включение Рема в сборную Германии на чемпионат Европы.
Впрочем, каким бы ни было решение, дискуссия относительно участия спортсменов-ампутантов в международных соревнованиях наверняка не закончится. Новые технологии стремительно приходят в мир, и законодательство, в том числе спортивное, не успевает регламентировать целые пласты вопросов, которые при этом возникают. Просто потому, что до сих пор они никогда не стояли остро, и нет полной ясности в том, что относить к так называемому "технологическому допингу", а что – нет. К тому же здесь затрагиваются и серьезные этические вопросы.
Ясно, что до тех пор, пока спортсмены-паралимпийцы не претендуют на высокие места на крупнейших стартах, их участие в обычных соревнованиях не будет вызывать серьезных протестов, как в случае с тем же Писториусом. Но как только они начинают добиваться высоких результатов, завоевывать награды и призовые, то есть оказываются там, где затрагиваются чужие интересы, к ним тут же появятся вопросы. И спортивному сообществу еще только предстоит дать ответы на них.