Героиня немецкого фильма о допинге в российском спорте бегунья Юлия Степанова (Русанова) собирается вернуться на топ-уровень, но для этого ей, видимо, придется сменить страну
Проживающая в Германии семья Степановых вчера продолжила свою серию допинговых обвинений в адрес российских легкоатлетов. Бывший сотрудник РУСАДА Виталий Степанов в интервью «Чемпионату.com» и «Советскому спорту» сообщил, что буквально все легкоатлеты в России принимают допинг. Между тем жена Степанова Юлия, ранее известная под фамилией Русанова, в данный момент пытается возобновить карьеру спортсменки. Зимой эта бегунья на 800 м приняла участие в трех международных стартах в помещении как представительница России. В Берлине она одержала победу с результатом 2.07,03, а во французских Обонне и Метце занимала третьи места, показав 2.03,84 и 2.02,68 соответственно.
Напомним, что Степанова была дисквалифицирована на два года на основании отклонений показаний крови в биопаспорте начиная с 28 января 2013 года. Были аннулированы ее результаты на чемпионате мира-2011 и на мировом первенстве в помещении-2012. Кроме того, спортсменку лишили бронзовой медали зимнего европейского первенства-2011 и ряда достижений на чемпионатах России в составе сборной Курской области.
Во время отбытия дисквалификации Юлия не теряла времени даром, собрав обширный допинговый «компромат» на наших спортсменов и тренеров и передав его немецкому каналу ARD. Скандал, разразившийся после появления фильма, дал Степановой основания просить Международную федерацию легкой атлетики (ИААФ) об освобождении от выплаты обязательного взноса при возобновлении карьеры «за особые заслуги в борьбе с допингом».
Тем не менее дальнейшая спортивная судьба выдающегося борца с допингом (как считают одни) или клеветницы-предательницы (как считают другие) покрыта туманом. Исполняющий обязанности президента Всероссийской федерации легкой атлетики Вадим Зеличенок выразил сомнения, что спортсменка выступит на чемпионате России предстоящим летом и попытается отобраться в национальную команду.
- Федерация в курсе ситуации, - заметил Зеличенок, говоря о первых успехах Степановой в 2015 году. - Как нам объяснили в ИААФ, во Франции Юлия выступала за французский клуб, и в общем-то наше согласие на это не требовалось.
- А за какой клуб?
- Откровенно говоря, нас не интересует ее дальнейший творческий путь.
- Следят ли тренеры сборной за результатами Степановой? Если Юлия будет хорошо выступать, реально ли для нее вернуться в сборную России?
- Для этого ей надо для начала приехать в нашу страну. Потом нужно, чтобы какая-то спортивная организация заявила ее на чемпионат России. Сама заявиться она не может. Если Степанова найдет тех, кто ее заявит, и если она пройдет отбор, то попадет в состав сборной России. Но у меня большие сомнения на этот счет.
- Сейчас она числится на ставке в каком-то регионе России? На сайте ВФЛА указано, что она представляет Свердловскую и Вологодскую области.
- Не думаю, чтобы кто-то продолжал платить ей зарплату. Тем не менее Свердловская и Вологодская области имеют формальное право заявить ее на чемпионат России. Вопрос в том, станут ли они это делать.
- А как вообще заявляют спортсменов на коммерческие старты под флагом России?
- Есть группа менеджеров, аккредитованных при ИААФ. Некоторым из них мы дали право представлять российских спортсменов. Если Степанова заявлялась на соревнования с их помощью, у нее не должно было возникнуть проблем. Хотя, с моей точки зрения, это не совсем правильная процедура, особенно в данном случае.
- Поступали ли от Степановой или ее представителей какие-то заявления о желании выступать за другую страну?
- Пока нет.
Нельзя исключить, что в сложившейся ситуации 28-летняя спортсменка попробует сменить свое спортивное гражданство. Бывший тренер Степановой Владимир Мохнев тоже предполагает, что она может попробовать представлять другое государство.
- Знаю только о том, что она возобновила карьеру, - заметил курский специалист. - Я до сих пор числюсь в интернете как ее тренер, но не работаю с ней уже давно. Как понял, Степанова хочет выступать за Германию или кого-то еще. Хотя виза у нее, наверное, уже закончилась, и ей пора возвращаться из-за границы. Она говорила обо мне гадости… Понимаю, что может ее где-то обидели, но меня она обидела тоже. Звонить ей не собираюсь, но если она приедет, то все ей выскажу.
Процедура перехода спортсмена из-под эгиды федерации легкой атлетики одной страны в другую сложна и обычно требует длительного «карантина». Но из любого правила можно найти исключение, тем более что ИААФ уже один раз пошла навстречу Степановой, освободив ее от денежного взноса.
- Для того чтобы Юлия могла выступать за какую-то другую страну, ей прежде всего нужно получить паспорт другого государства, - объяснил заместитель руководителя правового управления ОКР Виктор Березов. - Без этого никто не начнет действий по смене спортивного гражданства. Насколько я понимаю, Степанова пока только гражданка России. Поэтому на данный момент нет оснований вести разговор о том, что она будет выступать за другую страну. В правилах ИААФ есть норма о том, что с момента получения нового гражданства до перехода в другую сборную должно пройти три года. Этот срок может быть сокращен до одного года, но только в случае, если та национальная федерация, из которой она уходит, дает на это согласие.
- Если человек получил новое гражданство и отбывал дисквалификацию за допинг, учитывается ли это время в срок «карантина»?
- В правилах ИААФ нет никаких оговорок по поводу того, что срок нахождения под дисквалификацией не засчитывается. Но также есть отдельная ссылка на то, что указанные сроки в три года или год могут быть либо сокращены, либо отменены в исключительных случаях советом ИААФ.