Дарья Клишина: "По вечерам во Флориде занимаюсь йогой"

Telegram Дзен
Не за горами старт летнего легкоатлетического сезона. 24-летняя прыгунья в длину, двукратная (2011, 2013) чемпионка Европы в залах, рассказала "СЭ" о своей жизни в США, где она тренировалась всю зиму, и о ближайших планах.

Последний раз на старт она выходила еще в сентябре. За две недели до этого выиграла бронзу чемпионата Европы в Цюрихе. И это несмотря на преследовавшую ее все лето боль в пятке. А в конце октября Клишина вернулась в американский Брадентон к своему тренеру Лорену Сигрейву. Чтобы получше подготовиться к нынешнему сезону, венцом которого станет чемпионат мира в Пекине, было решено пропустить всю серию зимних соревнований. Так что заокеанская командировка нашей прыгуньи на этот раз затянулась надолго.

– Выходит, что в России вы не были с октября?

– На Новый год ездила погостить домой, в Тверь. Но пробыла там очень недолго.

– Чего больше всего не хватает вдалеке от своей страны?

– В принципе, я чувствую себя во Флориде достаточно комфортно. Четко понимаю, ради чего уехала за океан и отдаю себе полный отчет в том, что нужно делать для достижения цели. Единственный минус – невозможность видеться со своими близкими и друзьями. Хотя интернет и телефон спасают очень сильно. Бывает, болтаю по несколько часов.

– А что представляет собой Брадентон, где вы живете?

– Это очень маленький город. Все здесь устроено предельно просто. От моего дома до океана всего 20 минут. А до стадиона и вовсе пять минут езды. Пешком здесь вообще ходят редко. Если хочется в более масштабное место, то в 50 минутах находится Тампа. До Майами – около трех часов.

– Вы водите машину?

– Да, и мне это очень нравится. В плане движения разница с Москвой, конечно, огромная. Здесь все очень спокойно, нет никакой агрессии. За рулем действительно можно расслабиться, а не постоянно вертеть головой на 360 градусов (улыбается).

ЖИЗНЬ ПО РАСПИСАНИЮ

– Из чего сейчас состоит ваш обычный день?

– Каждый день недели – по-своему.

– А любимый?

– Воскресенье (улыбается)? Нет уж, лучше расскажу о понедельнике. Первая тренировка начинается в 9.30 и длится 2,5-3 часа. Затем легкое восстановление, обед. Если есть время, могу немного поспать. Ну – и вторая тренировка. Как правило, штанга. Работаем около двух часов, после чего еду домой, ужинаю и отдыхаю. Могу посмотреть телевизор, просто поваляться, а если есть силы – позаниматься английским.

– По телевизору смотрите передачи на английском языке?

– Русских каналов у меня нет, поэтому и деваться некуда (улыбается). Я уже многое понимаю. Конечно, идеально выучить язык за год нельзя, но потихоньку я его подтягиваю. По сравнению с прошлой весной разница уже существенная.

– С кем из группы особенно хорошо общаетесь?

– У нас очень дружный интернациональный коллектив! Сходить всей группой в кино – обычное дело.

– А еду себе готовите сами?

– Вообще я могу питаться в ресторане своего агентства IMG. Там очень вкусно и бесплатно. Но завтракаю и ужинаю в основном дома. В ресторане только обедаю между тренировками. Здесь, в отличие от Москвы, полно свежих, качественных морепродуктов, легко найти хорошее мясо, поэтому никаких проблем нет. Люблю сделать стейк или пожарить кусок рыбы. Ну, и салат. Так что приготовление ужина много времени у меня не занимает.

– Не бывает такого, что проснулись – и хочется борща?

– Иногда действительно скучаю по русской еде. Могу даже побаловать себя "оливье" (улыбается). Плюс у меня гостили родители и готовили все, как дома. Их приезд вообще стал самым ярким событием за последние месяцы! А сейчас у нас здесь очень жарко, и есть горячее особенно не хочется.

– Сейчас у вас во Флориде 15.30. А вы, судя по всему, несколько сонная…

– Я действительно проснулась 15 минут назад. Утром была сложная тренировка. А вечером у меня йога.

– Йога?

– Ага. Но это моя личная инициатива. Для меня это, как стретчинг. После тренировки полезно растягивать мышцы. А вот на сложные упражнения я не хожу, мне хватает (улыбается). Я просто расслабляюсь и привожу мышцы в порядок, готовлю их к последующей работе.

– Сейчас вы спите между тренировками, самостоятельно ходите на йогу и вообще подчиняете всю жизнь результату. Выросли в плане профессионализма?

– Это пришло само собой. В Америке я чувствую себя очень спокойно. Свободного времени по сравнению с Москвой гораздо больше. И практически все его я действительно трачу на отдых и восстановление. Хожу на физиопроцедуры или просто езжу поплавать на океан. Темп жизни тут очень размеренный. Это дает возможность уделять внимание мелочам.

ЛЕТНИЙ СЕЗОН – НА ДВЕ ЧАСТИ

– Тренироваться зимой на открытом воздухе комфортнее, чем в манеже?

– Конечно. Мне, в общем-то, и в манеже нравится, но на стадионе все-таки приятнее. Да и организму на свежем воздухе проще. Особенно когда погода хорошая. А здесь с этим полный порядок – за все время не перенеслось ни одной тренировки!

– По снегу не скучали?

– Я как-то тепло люблю. Тем более, на Новый год удалось застать немного зимы в Твери.

– Вы пропустили зимний сезон, но провели полноценный блок тренировочной работы с Лореном Сигрейвом. Сейчас уже можно говорить, что это было оправдано?

– Никогда раньше не пропускала зиму, но на этот раз стоило взять небольшую паузу. Чувствую, что решение верное. Во-первых, я отдохнула от соревновательного напряжения. А, во-вторых, как вы правильно заметили, удалось провести полноценную подготовку. Сейчас я в неплохой форме. На тренировках мы работаем очень интенсивно – ведь уже скоро начнутся соревнования.

– За такой долгий период сплошных тренировок, наверное, удалось устранить все технические огрехи, которые всплывали раньше?

– Идеальной картинки, наверное, не бывает никогда. Но сейчас я куда стабильнее, чем в прошлом году. Тогда я провела в Штатах чуть больше месяца – и сразу начались соревнования. Пять недель – это очень мало для того, чтобы движения сохранились в мышечной памяти на сто процентов. А теперь у меня из десяти прыжков семь-восемь получаются нормальными. При этом некоторые элементы, которым мы уделяли время еще в прошлом году, доходят до автоматизма только сейчас.

– Какие-то контрольные тренировки у вас были?

– Нет. Они, наверное, важны для бегунов. В длине же тестовые показатели ни к чему. Если прыжок хороший – его видно сразу. Мы же, плюс ко всему, записываем каждую попытку, разбираем ее. На данном этапе это важнее.

– С первым стартом вы уже, наверняка, определились?

– Да, это будет этап Мирового вызова в японском Кавасаки 10 мая. Что касается всего сезона, то мы решили разделить его на два цикла. В мае у меня три старта, а в июне выступлю на этапе "Бриллиантовой лиги" в Риме. Еще в планах есть командный чемпионат Европы, который пройдет в Чебоксарах. Правда, туда еще нужно отобраться. Желающих достаточно и руководство будет отбирать состав, исходя из текущих результатов. А вот июль я планирую провести без стартов и хорошенько потренироваться, чтобы подойти к августу с восполненным запасом сил и эмоций.

– То есть, вы собираетесь выходить на пик формы дважды?

– Верно. Потому что летний сезон очень длинный. Стартовать так рано мы решили только из-за того, что зиму я пропускала. Нужно набираться соревновательной практики. Полгода перерыва – это достаточно серьезно. В тоже время, если я буду постоянно прыгать с мая, то к августу сил может просто не хватить.

ЧАСТЫЕ ПРОВЕРКИ ОТ WADA

– Извлекли урок из ошибок прошлого сезона?

– Там дело было в другом – в Париже я отбила пятку и промучилась с ней все лето. Из-за этого и не удалось показать то, на что была способна.

– Если проанализировать предолимпийский чемпионат мира-2011, то станет заметно, что многие его призеры впоследствии выиграли медали в Лондоне-2012. Понимаете, что Пекин будет примерной "проекцией" Рио-2016?

– Конечно. На чемпионате мира, по сути, будут те же люди, что и на Олимпийских играх. Мы сделаем все, чтобы к Пекину я подошла в оптимальных физических и психологических кондициях.

– Пока вы тренировались в США, в российской легкой атлетике произошло много всяких событий. Например, Юрий Борзаковский стал главным тренером сборной. Как восприняли это известие?

– Его назначение не стало для меня шоком. Я знаю Юру, как прекрасного спортсмена и отличного человека, и не сомневаюсь, что он сможет привнести полезные веяния в российскую легкую атлетику.

– Вы уже общались с новым руководством?

– Естественно. Я должна предоставлять свои тренировочные и соревновательные планы, так что все, кто должен, в курсе моих дальнейших шагов.

– В связи с последними допинговыми событиями стали ли вы внимательнее следить за составом витаминов и употребляемой фармакологии?

– У меня никогда не было проблем такого рода, так что на этой теме я не зацикливаюсь. Сотрудники WADA (Всемирного антидопингового агентства. – Прим. В.И.) достаточно часто проверяют меня. Как-то вообще приезжали две недели подряд. Так что волноваться не о чем. А витамины я пью самые простейшие, поэтому и надобности углубляться в их состав нет. Да и тренер тщательно контролирует все процессы.

ГЛАВНЫЕ СТАРТЫ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА-2015

Бриллиантовая лига

15 мая

Доха (Катар)

17 мая

Шанхай (Китай)

29-30 мая

Юджин (США)

4 июня

Рим (Италия)

7 июня

Бирмингем (Великобритания)

11 июня

Осло (Норвегия)

13 июня

Нью-Йорк (США)

4 июля

Париж (Франция)

9 июля

Лозанна (США)

17 июля

Монако (Монте-Карло)

24-25 июля

Лондон (Великобритания)

30 июля

Стокгольм (Швеция)

3 сентября

Цюрих (Великобритания)

11 сентября

Брюссель (Бельгия)

Чемпионат мира

22-30 августа

Пекин (Китай)