По-хорошему, ликвидировать саранский ЦОП нужно было давно. Более 20 учеников Чегина в разное время попались на употреблении допинга, сам тренер под грузом обвинений завершил карьеру и, вполне вероятно, вскоре будет пожизненно дисквалифицирован. При всем этом в Саранске вплоть до 11 февраля спокойно функционировал Центр имени Чегина, а в городе до сих пор на Алее славы висит портрет этого наставника. Парадокс российской действительности, который в нынешних обстоятельствах кажется как минимум глупостью. В условиях, когда вся наша легкая атлетика оказалась на грани пропуска Олимпийских игр в Рио, держаться за имя тренера было бы абсурдом.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ КРОМЕ НАЗВАНИЯ?
Причин так долго тянуть с реформированием центра не было никаких. За исключением нового названия без фамилии Чегина, в спортшколе все осталось по-прежнему. Временно исполняет обязанности начальника все та же Вера Начаркина, бывшая соратница Чегина, которая рулила последние полгода в ЦОП. Все так же будут тренироваться и получать здесь ставки те немногие звезды, что избежали дисквалификаций, – чемпион мира-2013 Александр Иванов, например. Пожалуй, единственное нововведение – это то, что теперь спортивную школу хотят сделать многопрофильной.
– До Олимпиады в Рио спортивная ходьба остается основной дисциплиной, но потом, возможно, появятся и другие, – заявил "СЭ" министр спорта Республики Мордовия Владимир Киреев.
Интересно, что сам Чегин полностью ушел в тень. Пожалуй, последнее его запоминающееся публичное решение – это участие в чемпионате Мордовии прошлого года трех дисквалифицированных ходоков во главе с олимпийской чемпионкой Еленой Лашмановой. Кстати, точка в той истории еще не поставлена.
Годом ранее Чегин приехал в качестве туриста на чемпионат Европы в Цюрихе, хотя в состав официальной делегации его не включили. Но вот уже больше года наставника как отрезало. Он не работает со спортсменами, многих из которых воспитывал с детских лет, нигде не числится как тренер, а в ответ на просьбу корреспондента "СЭ" об интервью бросил трубку. Похоже, время бунта и демаршей для Чегина прошло. В конце концов, бороться в одиночку против всех в данной ситуации было бы абсурдно.
ЧЕГИНА ПРОСЛАВИЛ НЕ ТОЛЬКО ДОПИНГ
Интересно, что, несмотря ни на что, спортсмены из Спортивной школы олимпийского резерва по легкой атлетике, как она теперь называется, наверняка окажутся в составе сборной России. И даже поедут на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, если наша команда туда все-таки будет допущена.
Помимо уже упоминавшегося Иванова, продолжает тренировки и олимпийский чемпион Лондона-2012 Сергей Кирдяпкин. Собирается возобновить карьеру после завершения дисквалификации Елена Лашманова. Даже Ольга Каниськина, которая успела объявить об уходе из спорта и даже побыла директором ЦОП, пока не было объявлено о ее проблемах с допингом, сейчас, по словам Начаркиной, снова вернулась в спорт.
Самой запутанной получилась история чемпиона Европы-2010 Станислава Емельянова. Его вторая проба не подтвердила положительный результат первой, и таким образом ходок избежал какого-либо наказания. В иной ситуации это послужило бы поводом для подробного разбирательства, возможно, дисквалификации кельнской лаборатории и извинений перед спортсменом. Однако сейчас легкоатлетическому миру, похоже, просто не до этого.
Запретить мордовским чемпионам вернуться в спорт невозможно. Хотя видеть их в сборной нынешнее руководство не сильно хочет. Ведь сейчас, когда мы ждем решения от международной федерации по участию в Олимпиаде, каждая мелочь, каждая фамилия может сыграть свою роль. А возможные новые победы наших ходоков теперь уже наверняка будут восприниматься даже внутри страны, не говоря уже о загранице, с крайней степенью сомнения и скепсиса.
Виктора Чегина в разные годы как только не называли – великий, всемогущий, непобедимый. Специалист, который в силу возраста еще мог бы работать и работать, похоже, ушел навсегда. Не будет большим удивлением, если и фото Чегина на саранской Аллее славы по-тихому уберут c глаз долой.
Но центр, который он создавал, будет жить – хоть и под новым именем. И знаете, пусть даже никогда тут не вырастет ни одного большого чемпиона. В конце концов, и раньше до самого конца по лестнице спортивной иерархии доходили единицы. Но главное, что сотни мальчишек и девчонок из отдаленных мордовских деревень сохранили этот шанс – изменить свою жизнь, уехать в большой город, поступить там в институт...
Чегинский центр славился не только допинговыми проблемами, но и уникальной системой селекции, мимо которой не проходил фактически ни один талантливый ребенок в республике. Наладить работу этой системы в новых условиях – пожалуй, главный вызов, который стоит перед руководителями новой спортшколы. Ведь на кону в этой системе не только олимпийские победы, но и чьи-то судьбы.