До первой гонки чемпионата мира-2010 - "Гран-при Бахрейна" - осталось всего 9 дней. Самое время выяснить у российского пилота "Рено" Виталия Петрова, как он оценивает уровень своей подготовки к предстоящим стартам.
Последние недели оказались для Петрова крайне насыщенными и вместили объявление о контракте с командой "Рено", первые тесты за рулем болида "Ф-1" в Валенсии, следом две тестовые сессии в Хересе, приезд в Москву для участия в традиционной Гонке Звезд "За рулем" и, наконец, тесты на автодроме Каталунья-Монтмело в Барселоне. После чего дела вновь призвали Петрова в российскую столицу, где он стал гостем торжественной церемонии "Рено" на московском заводе "Автофрамос" и даже побывал на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным.
- Давайте начнем с финальных тестов в Барселоне. Как они прошли?
- Не скрою, у нас было немало проблем. К примеру, в один из дней машину пришлось разбирать чуть ли не по винтикам: что-то было не в порядке с электроникой. Потом дела вроде бы наладились, но вылезли старые проблемы с тормозами.
- Какие?
- Мы с Робертом (поляк Роберт Кубица - партнер Петрова в команде "Рено". - Прим. Л.Х.) пока не слишком довольны их работой. По его словам, у всех машин "БМВ Заубер", на которых он прежде выступал, педали были очень жесткие. У меня на автомобиле серии GP2 - тоже. Тогда как на нашей R30 педаль очень мягкая, почти как на легковой машине.
- А чем вообще вы занимались по ходу тестов?
- Тренировал пит-стопы, работал над настройками, опробовал различные аэродинамические новинки, отрабатывал квалификационные серии - выезд на трассу с малым количеством топлива в баках, один или два круга в максимально возможном темпе и возвращение в боксы.
- В этом году предсезонные тесты постоянно проходили в непростых погодных условиях. Почему почти все команды предпочитали не выезжать на трассу в дождь, хотя такие навыки вроде бы совсем не лишние?
- Все очень просто: можно было повредить машину, даже разбить ее. В таком случае пришлось бы ждать, когда доставят необходимые запасные части. При том что тесты длились всего лишь по три-четыре дня, это могло нарушить всю программу подготовки.
Впрочем, в дождь мы все-таки ездили, хотя и немного. Но для необходимой работы с машиной этого хватало.
- Каким было типичное расписание вашего дня?
- Вставал часов в семь, а в восемь уже надо было быть на трассе, где проходил брифинг команды, где все за большим столом обсуждали программу дня: главный инженер задавал вопросы представителям различных служб, те давали детальные ответы. Затем гоночный инженер формулировал задачу: сколько кругов и какими сериями предстоит проехать, сколько будет топлива в баках, какую станем использовать резину. На стенд выходили в девять и без остановки работали до пяти вечера.
- Сейчас, за несколько дней до дебюта, не волнуетесь?
- Пока почему-то нет - даже самому странно. Но перед гонкой, думаю, все будет иначе.
- Каковы ближайшие планы?
- Все расписано по дням. Надо будет слетать в Англию - на фабрику "Рено", а до этого побывать в Италии на обследовании. Плюс хочется съездить в Валенсию, где сейчас живу. Ну а потом - в Бахрейн.
- Получается, свободных дней у вас сейчас нет?
- Да о них даже речь не идет!
- Как настроена на первую гонку команда?
- Скажем так: позитивно. Считаем, что у нас все хорошо. Но учтите, что пока нельзя ничего сказать о реальном потенциале участников чемпионата, в том числе и нашем. Надо дождаться первого "Гран-при". Я вот еще толком не ездил с полупустыми баками, не пытался показать какой-то высокий результат. Ведь мы работали над настройками и ездили преимущественно с полными баками.
- Как, если кратко, вы оценили бы прошедший месяц, состоявшиеся тесты?
- Я уже сказал, что было совсем мало тестов посуху, да и те оказались несколько смазаны из-за технических проблем. Жаль. Но что поделать? Теперь все полученные данные будут обрабатываться и осмысливаться и мной, и командой.
- Вы уже освоились в команде?
- Для этого было слишком мало времени - пока все мы находимся в стадии знакомства. Которое будет продолжаться по ходу сезона. Я в принципе умею со всеми хорошо ладить. Сказал бы так: мы работаем, и пока у нас все получается.
- Если взять ваш первый тестовый день и последний, много ли в машине за это время было переделано и протестировано?
- Машина находится "в работе" всегда. С каждым днем команда узнает про нее все больше. Сейчас вот на подходе новые запасные части. Уже в Бахрейне все это будет использоваться.
- Что за запчасти, если не секрет?
- Они касаются аэродинамики автомобиля.
- А насколько пилоту физически сложно проводить тесты? Ведь вы фактически вынуждены были находиться на трассе с утра до вечера.
- Сложно, но я уже привыкаю. Все становится нормой жизни.
- Когда-либо прежде за вашу гоночную карьеру вам приходилось столь тщательно работать над "подгонкой" машины под себя?
- Конечно. На самом деле, в серии GP2 было то же самое. Да, в "Формуле-1" больше параметров, больше переменных, больше возможностей и настроек, но принцип тот же, и мне это знакомо.
- Обращали внимание, как работают другие команды и пилоты?
- Так ведь в "Ф-1" можно отслеживать лишь результаты соперников на круге. А что и как в действительности делают остальные команды, узнать нельзя…
- Помню, вы мне говорили, что болид "Формулы-1" показался вам маленьким и тесным. Что-то изменилось в ощущениях? Привыкли?
- Просторнее машина не стала. Но у меня теперь новое пилотское сиденье, и чувствую я себя гораздо комфортнее.
- Опять же в первые дни вы отметили, что во время езды на "Формуле-1" работают иные мышцы и что шея побаливает...
- К сожалению, в последние недели на серьезные тренировки в спортзале времени не было - занимался только машиной. С другой стороны, в ходе тестов я как раз и тренировал необходимые мышцы. В общем, сейчас мне и психологически, и физически комфортно.
- Впервые вы приехали в Россию в статусе пилота "Формулы-1" на февральскую Гонку звезд "За рулем". Были какие-то особые ощущения?
- Журналистов было очень много, это да!
- Что оказалось самым сложным в те дни?
- Отвечать на сотни и сотни вопросов.
- Поняли, какой вокруг вас ажиотаж?
- Старался на это не обращать внимания. Моей задачей было поговорить со всеми, ответить на все вопросы - вот на этом я и сосредоточился. Работать пришлось много!
- Почувствовали ли вы, что "Формула-1" в России нужна и вы как пилот "Формулы-1" россиянам интересны?
- "Формула-1" России нужна - в этом сомнений нет. Думаю, теперь люди будут внимательнее наблюдать за гонками, да и у наших пилотов появились новые стимулы.
- Во время гонки в Тушине вы в качестве почетного гостя провели три заезда - с экс-пилотом "Формулы-1" Дэвидом Култхардом, двукратным победителем "Дакара" Фирдаусом Кабировым и победителем "Гонки звезд" Тимуром Садретдиновым. И все заезды выиграли. Ставили себе такую задачу?
- Я, честно говоря, не думал, что у меня есть шансы на победу - трасса была незнакома, а тренировок очень-очень мало. В Москве я просто получал удовольствие. Ехал первым ли вторым - не важно. Ловил кайф от всего, что происходило вокруг.
- А вообще, гонки на снегу вам нравятся?
- На ипподромах я до этого никогда не гонялся, но в зимних гонках раньше выступал, и все здесь мне было знакомо. Я даже был рад вспомнить те свои навыки.
- В чем специфика подобных заездов?
- Необходимо более тонко чувствовать машину, ее сцепление со льдом, правильно проходить повороты, контролировать занос.
- Это иные навыки по сравнению с тем, что требуется от вас в "Формуле-1"?
- Да.
- Самой сложной, видимо, была гонка с Кабировым и Култхардом: первый вырвался вперед, тогда как второй вас постоянно атаковал.
- В этом заезде я ошибся уже на старте. Я привык к тому, что, когда зажигаются четыре красных светофора, есть еще несколько секунд до стартового сигнала. А здесь светофоры погасли сразу. Фирдаус - человек опытный и сразу же вырвался вперед.
- На вас к тому же активно наседал Култхард. Как это британец так быстро освоился?
- А мы же накануне проводили тренировку - ездили в одной машине. Дэвид был пассажиром и попросил показать, как нужно правильно ехать. Сориентировался он быстро.
А у Кабирова потом случилась техническая накладка, и в итоге заезд выиграл я. Ошибки мне удалось исправить уже в следующей гонке, к которой я был готов на сто процентов.
- Эти московские победы имеют для вас какое-то значение?
- Да, конечно. Хотелось показать, что я настоящий гонщик, что могу выигрывать даже в России и даже на снегу.
ПЕТРОВУ НА ЗАМЕТКУ
Самым молодым дебютантом, принявшим участие в "Гран-при" стал испанец Хайме Альгерсуари. В возрасте 19 лет 125 дней он финишировал 15-м на автодроме "Хунгароринг" в Венгрии 27 июля 2009 года.
В первой же гонке победу праздновали лишь три гонщика: итальянец Джузеппе Фарина на "Гран-при Великобритании"-1950, американец Джонни Парсонс на родном "Индианаполисе"-1950, а также итальянец Джанкарло Багетти во Франции-1961.
Наибольшее же количество гонок до своей первой победы провел австралийский пилот Марк Уэббер (130), пока не выиграл "Гран-при Германии"-2009.
Единственным новичком, выигравшим в первый сезон титул чемпиона мира, остается Джузеппе Фарина (1950, "Альфа-Ромео"). Справедливости ради отметим, что это был дебютный чемпионат "Формулы-1".
На второй год участия в "Больших призах" чемпионский титул завоевали аргентинец Хуан Мануэль Фанхио (1951, "Альфа-Ромео"), канадец Жак Вильнев (1997, "Уильямс") и британец Льюис Хэмилтон (2008, "Макларен").
Достижение по наибольшему количеству очков для новичков принадлежит Хэмилтону: 109 в 2007 году.
Наибольшее количество гонок до первого чемпионского титула провел британец Найджел Мэнсэлл - 180.
Хэмилтону принадлежит еще один рекорд для новичков. Он поднимался на подиум в 9 стартовых гонках.
Самая короткая карьера в "Формуле-1" принадлежит итальянцу Марко Апичелле: на "Гран-при Италии" в 1993 году он успел проехать лишь 800 метров.
Максимальное количество завершенных гонок в дебютном сезоне провел португалец Тьягу Монтейру - 18 из 19 в 2005 году.
Монтейру и финн Хейкки Ковалайнен провели наибольшее количество завершенных гонок со старта карьеры в "Формуле-1" - по 16.