Новый технический регламент лишил Королевские гонки их главной достопримечательности – рева моторов. Но станут ли тихие "Гран-при" менее интересными?
После первого этапа чемпионата мира в "Формуле-1", который прошел в минувшие выходные в Мельбурне, все, кто хоть немного интересуется автоспортом, остались в недоумении. Звук новых турбодвигателей оказался совершенно не похож на привычный рев, который издавали прежние моторы. И, по всей видимости, больше никогда похож не будет. С одной стороны, это важный шаг в направлении экологичности автоспорта и уменьшения негативного влияния на окружающую среду. С другой – грохот мощных движков является одним из главных брендов "Больших призов". Тихая "Формула", по мнению многих фанатов, – это такая же нелепость, как, скажем, футбол на розовом газоне или хоккей без силовых приемов.
Спонсоры недовольны, организаторы этапов нервничают и даже собираются судиться с промоутерами Королевских гонок и Международной федерацией автоспорта. При этом босс "Ф-1" Берни Экклстоун только подлил масла в огонь, заявив, что долго тишина продолжаться не может. "Мы посмотрим еще пару этапов, а затем будем принимать какие-то решения. Меня не беспокоил прежний шум, но сейчас серьезно беспокоит его отсутствие. То, что мы слышали в Австралии, напоминает мурлыканье", – сказал 83-летний британец.
Экклстоун заметил, что организаторы "Гран-при Австралии" пожаловались ему, что новый звук болидов нарушает контракт, и они переплатили за лицензию на проведение этапа кучу денег. По словам главы FOM, подобные высказывания он услышал еще от двух руководителей этапов чемпионата мира, а глава "Феррари" Лука ди Монтеземоло посетовал на огромное количество жалоб со стороны болельщиков.
Однако по большому счету разница в шуме не так велика. Специалисты оценивают громкость новых двигателей примерном в 134 децибела по сравнению с 145 в прошлом году. Но для гурманов автоспорта эти 11 децибел, видимо, имеют принципиальное значение.
Сейчас Экклстоун собирается решить вопрос с поставщиками моторов – "Мерседесом", "Феррари" и "Рено", чтобы каким-то образом искусственно усилить звук двигателей. Но к тому времени, когда его издавали восьмицилиндровые моторы, не говоря о десятицилиндровых, невозможно вернуться иным путем, кроме восстановления старого технического регламента. Однако на это уже не пойдет никто. "Формула-1" всегда была витриной автоспорта, а сейчас она все больше использует технологии, которые можно применить и в реальной жизни.
Современные же реалии таковы, что автопроизводители все больше делают упор на электромобили и используют все рычаги влияния на то, чтобы рынок активнее реагировал на появление новых моделей. При поддержке Международной федерации автоспорта в нынешнем году стартует "Формула Е", в которой все болиды будут электрическими. И "Формуле-1" никуда не уйти от того, чтобы соответствовать тренду. Еще три года назад, когда обсуждался переход на новый технический регламент, Берни Экклстоун высказался против того, чтобы когда-нибудь его любимое детище использовало электромоторы. Президент ФИА Жан Тодт, на которого давили, давят и будут давить автопроизводители и "зеленые", с Экклстоуном согласился, но на введении более экономичных и экологичных двигателей все же настоял.
Автоспорт становится более тихим, как и звук двигателей серийных автомобилей на улицах. И это эволюционный процесс, а не козни врагов настоящих гонок. Возьмем, например, спортпрототипы, участвующие в знаменитом суточном марафоне "24 часа Ле-Мана". Немецкая компания "Ауди" первой перешла на машины с дизельными двигателями, которые работали намного тише бензиновых и были оснащены гибридной системой. Да, болельщики заметили это, но на интересе к гонке и к суточным марафонам вообще это никак не отразилось.
Кроме того, аудитория "Формулы-1" меняется, и ее основу составляют не ретрограды. Молодые болельщики могут познакомиться с ревом 12-цилиндровых моторов, разве что найдя ретроролики в Интернете, и даже 10-цилиндровые моторы многие уже не помнят. Скорее всего, процент тех фанатов, кто смотрит ролик ради звука, стремится к нулю. Кстати, в телевизионных трансляциях разница не особо заметна.
Исходя из всего вышеперечисленного, вряд ли стоит ждать возвращения звука только потому, что Экклстоуну вместо рева слышится мурлыканье, промоутеры этапов "Гран-при" к тишине не привыкли, а количество болельщиков, затыкающих уши, на трибунах станет меньше. Да и так ли уж важно, с каким ревом проносятся автомобили по трассе? Ведь смысл автоспорта не в том, чтобы принести беруши на трибуны или же, забыв их дома, уйти после гонки оглохшим и с головной болью.
"Формула-1" – это не только полигон для обкатки технологий, но и спорт. А в любом спорте важна интрига. В прошлом году Себастьян Феттель и команда "Ред Булл" на ревущих, а не мурлыкающих моторах, убили интригу задолго до завершения чемпионата. Если же новые двигатели сделают гонки более интересными и не такими предсказуемыми, то звук вообще не важен. Даже если он будет напоминать шипение или кваканье – Королевские гонки в глазах настоящих болельщиков не перестанут быть главным и самым привлекательным событием в мире автоспорта.