В воскресенье в Остине прошел пятый этап чемпионата мира FIA в гонках на выносливость (WEC). В шестичасовой гонке на Circuit of the Americas российская команда G-Drive Racing, в составе которой выступает 31-летний Роман Русинов, одержала вторую победу подряд.
Сергей БУТОВ
из Остина
ВСПОМИНАЯ "ЛЕ-МАН"
Субботняя квалификация принесла поразительные на самом-то деле результаты. Команда летела к победе на скоростях, недоступных конкурентам. Итоговые результаты впечатляли. Преимущество G-Drive Racing над ближайшим преследователем составило целую секунду – огромный разрыв для столь конкурентного класса, как LMP2. Причем сам формат квалификации – в ней вычисляется среднее арифметическое время за два круга двух гонщиков одной команды – исключает возможность "случайного быстрого круга". Так что это была серьезная заявка на победу в воскресенье.
Насколько ключевое значение имеют для шестичасовой гонки результаты квалификации – вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него не существует даже в паддоке. Француз Лоик Дюваль, едва выйдя из кокпита своей Audi в быстрейшем классе WEC LMP1 сразу после квалификации, с легкой иронией парировал напускную торжественность, с которой телевизионная бригада Международной автомобильной федерации (FIA) бросилась к нему с поздравлениями. Да, на фоне шестичасового марафона, двух смен пилотов и многочисленных пит-стопов, преимущество в одно-два места на стартовой решетке несколько теряет свою значимость, но, разумеется, не до конца. Трасса в Остине имеет репутацию далеко не самого удобного трека для обгонов. Это и до, и после гонки подчеркивал Русинов. И в воскресенье его слова полностью подтвердились. Эффектных обгонов в голове пелотона было считанное количество, и каждый из них вызывал бурю эмоций у комментаторов, чьи голоса гремели в прямом эфире в пресс-центре.
Чем еще хороша поул-позишн, так это тем, что дает гарантированное очко в командный зачет мирового первенства WEC. А учитывая июньскую дисквалификацию экипажа G-Drive Racing на "24 часах Ле-Мана", каждое такое очко для российской команды, борющейся на экваторе мирового первенства за самые высокие места в итоговом зачете, теперь на вес золота.
– Нужно отдать должное нашей команде, которая смогла собраться, несмотря на решение судей, и вновь в честной борьбе завоевала первое место, – сказал директор по региональным продажам компании "Газпром нефть", руководитель проекта G-Drive Racing Александр Крылов. – Результат на трассе в Остине в очередной раз продемонстрировал как отличную подготовку гонщиков, так и преимущества премиального топлива нового поколения G-Drive. До окончания чемпионата мира по гонкам на выносливость осталось всего три этапа, и я уверен, что у команды G-Drive Racing есть все шансы занять по его итогам призовое место.
Напомним, в конце июня яблоком раздора стал топливный бак экипажа Русинов/Конвей/Мартин. Инспекция после гонки зафиксировала превышение его допустимого объема в 75 литров. Аргумент, конечно, железный, однако и встречная аргументация команды выглядела вполне логичной даже в глазах самого незаинтересованного наблюдателя.
Команда настаивала на том, что использовала стандартный, стоящий на многих болидах соперников бак на 74,4 литра, который просто деформировался в ходе гонки. В FIA были представлены наглядные данные о том, что в течение всех суток в бак ни разу не заливалось более 73 литров. Более того, командная точка зрения косвенно подкреплялась официальными данными: именно экипаж G-Drive Racing совершил на "Ле-Мане" больше всего пит-стопов в своем классе, и эта статистика не слишком вязалась с представлением о том, что российский экипаж мог позволить себе дольше других команд оставаться на трассе без заездов на пит-лейн.
Итоговое решение FIA поддержать дисквалификацию при повторном рассмотрении обстоятельств дела бурных аплодисментов в гараже G-Drive Racing не вызвало. Здесь по-прежнему считают вердикт организаторов легендарной гонки несправедливым, и не исключено, что запас юридических ходов команды еще не исчерпан.
Решение FIA было вынесено вскоре после первой в истории победы экипажа на трассе в Интерлагосе, состоявшейся в начале сентября в Бразилии, и, само собой, слегка испортило победный привкус.
Чрезвычайно болезненна и потеря третьего места в "Ле-Мане" – марафоне, который в мире автогонок ценим и уважаем не меньше, чем Уимблдон в теннисе или "Тур де Франс" в велоспорте. Для огромного количества сильных и умелых гонщиков место на пьедестале почета этой гонки навсегда останется недостижимой мечтой. Хочется верить, что только не для Русинова и его партнеров.
Вопреки всему и всем российская команда молча и упорно выигрывает гонку за гонкой.
ТЕРПЕНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ
Тактический план команды всегда зависит от конкретной трассы, настроек и физического самочувствия пилотов.
Победный состав не меняют, утверждают в командных видах спорта. Однако в автоспорте предрассудков, судя по всему, куда меньше. Победную гонку в Бразилии открывал Конвей, продолжал Русинов, а замыкал Мартин. В воскресенья неизменной – второй – осталась только позиция россиянина. Конвею, который считается самым реактивным в этой тройке, выпало гонку закрывать. Впрочем, демонстрировать свои скоростные способности – так уж распорядилась судьба – британцу в воскресенье оказалось необязательно.
Мартин, крепкий австралийский пилот, стартовал предельно аккуратно, избегая малейшего контакта с соперниками, и уверенно держался на лидирующей позиции. Все перевернул с ног на голову первый же пит-стоп. Российский экипаж выехал с пит-лейн только четвертым, а на первые роли вышли два болида французской команды Oak Racing под управлением британцев Алекса Брандла и Мартина Плаумэна. Австралиец быстро отыграл одну позицию и расположился на третьем месте, держась в пределах 15 секунд от лидеров, хотя ближе к концу своей смены, бывало, сокращал отставание и до 3-х.
Смена Мартина, надо сказать, растянулась на 75 кругов и 2 часа 35 минут. То есть на добрых полчаса больше нормы, которой, впрочем, в гонках на выносливость, строго говоря, не существует. Максимальное время нахождения одного пилота на трассе в классе LMP2 составляет 3,5 часа, минимальное – час с четвертью. Иными словами, ставка на одного пилота в отдельно взятой команде возможна только теоретически, так как провести за рулем больше 60 процентов всей гонки тот все равно не сможет.
Когда пришло, наконец, время показать себя Русинову, G-Drive Racing так четко сработала на пит-стопе, что российская команда вернула себе первую позицию, а Роман с первых же своих кругов преимущество над двумя болидами Oak Racing только наращивал. То был очень приятный сигнал.
Однако ключевой, по общему мнению, эпизод всей гонки случился все-таки без участия Русинова. Сразу после 3-часовой отсечки начавшаяся еще в паре Брандл – Плаумэн жесткая дуэль "плечо в плечо" между экипажами Oak Racing получила свое неожиданное (а возможно, как раз ожидаемое) продолжение. Мексиканец Рикардо Гонсалес на полном ходу столкнулся с датчанином Дэвидом Ханссоном. Удар был настолько сильным, что показалось: одинаково сильно пострадали обе машины.
Так оно и вышло, хотя немедленно на пит-лейн ушел один Гонсалес – и вернулся оттуда очень нескоро. Ханссон же еще какое-то время пытался достать Русинова, однако затем, как рассказал в экспресс-интервью прямо из командного бокса, почувствовал: что-то случилось с настройками, потому что автомобиль стал вести себя совершенно иначе.
С точки зрения призовых мест гонка для основных конкурентов Русинова закончилась. Но означало ли это гарантированную победу G-Drive Racing?
Говорить о чем-либо в утвердительном наклонении в шестичасовой гонке можно разве что за минуту до финиша. Опыт же "Ле-Мана"-2013 не говорит даже – кричит, что лучше и вовсе подождать итогов техосмотра.
G-Drive Racing в общем, а Русинов в частности настрадались в нынешнем сезоне прилично. В первой гонке, в Сильверстоуне, их экипаж даже лидировал, однако затем, в лучших британских традициях, начался дождь, и австралиец Мартин влетел в стену. Ремонт стоил команде призового места.
В следующей гонке – в бельгийском Спа – Русинов комфортно шел на втором месте, когда его руль зацепился за шланг, по которому в шлем гонщика поступает питьевая вода. В результате этого, совершенно бытового инцидента Роман не смог в нужный момент повернуть в нужную сторону и, не успев сообразить, что к чему, уже стоял поперек трассы.
К счастью, в воскресенье обошлось без форс-мажора. Русинов без видимых проблем передал эстафету Конвею, а тому оставалось только не совершить глупостей. В случае с британцем – 30-летним пилотом, несколько лет назад выигрывавшим "Гран-при Монако" в престижной серии GP2, а после прекрасно зарекомендовавшим себя в не менее престижном чемпионате Indycar, – на это можно было смело рассчитывать.
Второй раз за сентябрь на чемпионате мира FIA WEC звучал российский гимн (к слову, неправильный: организаторы в Остине, как это сплошь и рядом случается на соревнованиях в других видах спорта, перепутали старую и новую мелодии)!
КАК ОБРЕЗАЛА "ФЕРРАРИ"
– Мы долго шли к таким результатам и к таким скоростям, – рассуждал Русинов после окончания пресс-конференции, к которым в пелотоне WEC начинают привыкать. – Правильные настройки, четкое взаимодействие всей команды, хорошая работа пилотов – вот основные причины успехов. Самым сложным было сложить все воедино в начале сезона. Если говорить о сегодняшней гонке, то для нас крайне важно было добиться поул-позишн в квалификации.
– Почему?
– Мы предполагали, что у нас здесь будет не самая быстрая машина на прямых. Именно поэтому стартовать первыми было для нас кардинально важно. Прогноз перед гонкой подтвердился по ходу – даже те машины, которые мы опережали на круг, обгонять было совсем непросто.
– Как смотрелась гонка из бокса?
– На первом пит-стопе мы потеряли довольно много времени и стали четвертыми. Момент был волнительный. Потом Джон отыграл одну позицию, а на смене мы провели хороший пит-стоп и очень быстро выехали. Так я сразу стал первым – в пяти секундах от преследователей. К тому моменту, как они столкнулись друг с другом, нам удалось здорово оторваться! Уверен, мы должны были здесь выигрывать даже без их столкновения. Хотя оно сыграет нам на руку в общем зачете.
– Вас не удивила авария двух автомобилей одной команды?
– Совершенно не удивила. Эти два экипажа борются за чемпионский титул. У нас тоже, надо сказать, не обошлось без инцидентов. Когда я в очередной раз обгонял круговую "Феррари", она меня подрезала. Пришлось уходить во внутреннюю часть поворота – на поребрик, что привело к незапланированному прыжку всеми четырьмя колесами. Конечно, трасса здесь очень интересная. Быстрая, требовательная к технике и пилотам. Однако на Circuit of the Americas довольно сложно обгонять. Даже круговые становились настоящей проблемой, особенно в быстрых поворотах, там, где нужна прижимная сила. Но в целом справиться с этим нам удалось.
– Трудно себе представить более индивидуальный вид спорта, чем автогонки. Тем не менее заметно, что вы в хороших отношениях и с Мартином, и с Конвеем.
– Мы сейчас выступаем в самом настоящем командном виде. У G-Drive Racing хороший коллектив инженеров, механиков и пилотов. Мы сработались вместе, пусть для этого потребовалось время. И сейчас идем правильной дорогой.
– Две победы подряд для вашего экипажа большая удача?
– Это чемпионат мира! В Америке. Российская команда приезжает в Америку и побеждает на чемпионате мира! Добиться серьезных результатов в спорте возможно только благодаря постоянной работе. Удача, безусловно, нужна, однако самое важное – время на круге, которое показывают команды и пилоты.
P.S. Следующий этап чемпионата мира FIA WEC "6 часов Фудзи" состоится 20 октября в Японии.
5-й этап чемпионата мира FIA WEC. Остин (США). "6 часов Circuit of the Americas".
Класс LMP1. 1. Кристенсен/Дюваль/Макниш (Дания/Франция/Великобритания, "Ауди", Германия) – 187 кругов. 2. Дэвидсон/Буэми/Сарразен (Великобритания/Швейцария/Франция, "Тойота", Япония) – отставание 23,617. 3. Лоттерер/Трелуйе/Фасслер (Германия/Франция/Швейцария, "Ауди", Германия) – 1 круг.
Класс LMP2. 1. Мартин/РУСИНОВ/Конвей (Австралия/РОССИЯ/Великобритания, Орека-Ниссан", G-Drive Racing, РОССИЯ) – 178 кругов (9 кругов отставания от абсолютного победителя гонки). 2. Компанк/Минассян/Каффер (Аргентина/Франция/Германия, "Орека-Ниссан") – 10 кругов. 3. Хольцер/Крайхамер/Хароуз (Германия/Австрия/Чехия, "Орека-Ниссан") – 13 кругов.