Центровой "Кливленда" после операции не успевает набрать необходимую форму к первенству континента, которое пройдет с 5 по 20 сентября. Потеря Мозгова – мощнейший удар по надеждам сборной России на олимпийскую путевку.
Заявление Тимофея Мозгова, прозвучавшее на пресс-конференции, которую центровой устроил для российской прессы по случаю появления в Москве, не стало громом среди ясного неба. Изначальные прогнозы медиков указывали на то, что россиянин, перенесший 3 июля операцию на колене, вряд ли успеет восстановиться и набрать игровую форму к началу сентября. Теперь слухи получили официальное подтверждение. Баскетболист заявил, что не сможет помочь сборной на приближающемся чемпионате Европы:
– В первую очередь, должен отметить, что это не мое решение – ехать или не ехать на Евробаскет, – начал Мозгов. – Здесь вмешались обстоятельства. Из-за того, что мне недавно прооперировали колено, не получится помочь сборной. Мне очень хочется это сделать, но я банально не успею восстановиться в срок. Очень люблю атмосферу в национальной команде, всегда получаю огромное удовольствие, находясь рядом с ребятами, но в этом году Евробаскет, к большому сожалению, пройдет без меня.
– Получается, вы доигрывали плей-офф НБА на фоне травмы?
– На самом деле нога беспокоила меня последние два сезона, но во время серии второго раунда плей-офф против "Чикаго" появился ощутимый дискомфорт. Причем сперва доктора даже не могли понять в чем дело, поскольку колено выглядело здоровым. Картина прояснилась после финала, когда я прошел углубленное медобследование и у меня обнаружили что-то наподобие кисты, которая, по всей видимости, была там давно, но теперь дала осложнение на связку. Прежде, чем принять решение о хирургическом вмешательстве, дополнительно летал на консультации к специалистам в Нью-Йорк и Майами, поскольку рубить сплеча и без крайней необходимости ложиться под нож не хотелось. Оказалось, что это все-таки обязательно. В итоге в Кливленде мне сделали артроскопию, почистили колено. Вроде ничего страшного, но сроки, которые необходимы для восстановления, не позволяют присоединиться к сборной. Хотя, опять же, я бы этого очень хотел.
Что же означает этот поворот для российской сборной? Не так давно ее болельщики с облегчением вздохнули, узнав, что свое согласие на участие в Евробаскете дали старожилы сборной Сергей Моня и Виталий Фридзон. Казалось, их приятель Мозгов, выступавший с ними за "Химки", не откажется составить компанию Моне и Фридзону во Франции. Ведь в боевом составе подопечные Евгения Пашутина вполне могли реализовать свои медальные амбиции и сделать шаг в сторону Рио-де-Жанейро, а то и забронировать прямую путевку в случае победы. Теперь же на голову наставника сборной свалилась серьезная головная боль: как заменить центрового, который должен был стать краеугольным камнем защиты и нападения?
Путевка на чемпионат Европы была добыта во многом благодаря Мозгову, а точнее его "двоечке" с Антоном Понкрашовым. Александр Каун, включенный Пашутиным в изначальный список кандидатов, мог бы достойно заменить Тимофея, однако месяц назад экс-армеец заявил, что его карьера в сборной подошла к концу. Выходит, заслоны Понкрашову будут ставить Руслан Патеев и Артем Клименко. Для обоих минувший сезон Единой лиги ВТБ был первой пробой сил на высшем клубном уровне, причем Клименко существенную часть чемпионата провел в лазарете и нередко смотрелся сыровато даже против студентов на Универсиаде. Бессмысленно спорить с тем, что Патеев, долгое время заменявший в стартовом составе "Химок" Пола Дэвиса и Джеймса Огастина, успел добиться серьезного прогресса. К концу плей-офф 25-летний воспитанник "Химок" заматерел и приносил весомую пользу как под своим, так и под чужим кольцом. Однако полагаться исключительно на то, что он дебютирует в сборной без сучка без задоринки, как минимум наивно. Тем более пока он часто страдает от болезни, свойственной многим "большим": быстро "нагружается" фолами. У Мозгова на "лечение" ушли годы, которых у Патеева в текущих реалиях нет и близко.
Конечно, Пашутин может решиться на "ход конем" и минимизировать игровое время номинальных центровых, сделав ставку на "легкую" пятерку, как нынче делают многие специалисты по обе стороны океана. Имея в распоряжении богатый выбор рослых форвардов, обладающих убойным трехочковым, а это как минимум Моня, Воронцевич и Антонов, такая тактика может принести определенные дивиденды.
Как бы то ни было, потеря Мозгова – это мощнейший удар по надеждам сборной на билет в Рио. Само собой, они у нашей команды по-прежнему есть. Однако теперь для их реализации баскетболисты без богатого опыта выступления за сборную должны если не прыгнуть выше головы, то как минимум исполнить отведенную роль без запинок. Ну а Пашутину необходимо спешно переписывать сценарий пьесы "Через Евробаскет на Олимпиаду", главную роль в которой теперь придется отвести кому-то еще.
Теоретически этим "кем-то" может стать Алексей Швед. Вот только планы защитника, ставшего лучшим снайпером сборной на предыдущем чемпионате Европы, пока окутаны тайной. В данный момент он погружен в процесс поиска нового клуба, и любые прогнозы относительного его появления во Франции пока сродни гаданию на кофейной гуще. Впрочем, хоть потенциальная потеря Шведа и будет ощутима, с "эффектом Мозгова" она не сравнится. Все-таки даже без него и окончательно разладившего с Пашутиным Сергея Быкова в задней линии есть Антон Понкрашов с Дмитрием Хвостовым, вскладчину способные закрыть позицию первого "номера". Конечно, в отсутствие Шведа обострить ситуацию на ровном месте может разве что Дмитрий Кулагин, но ведь этот аспект баскетбола никогда и не был козырем российской дружины. Как бы то ни было, даже без Мозгова и Шведа наши баскетболисты ни в коем случае не выглядят мальчиками для битья.
Несмотря на все кадровые проблемы нашей команды, хочется напомнить о том, что в любой трудной ситуации есть место позитиву. Не забыли, при каких обстоятельствах начался путь Мозгова к баскетбольным вершинам? Освежим: его карьера вышла на новый виток после Евробаскета-2009, когда Тимофей, дебютировавший в сборной из-за проблем со здоровьем у Кауна и Алексея Саврасенко, моментально освоился в роли основного центрового и стал одним из лучших россиян на том турнире. Всего через год центровой отправился покорять НБА, и пока получается у него крайне неплохо. Так почему бы Патееву не пойти по его стопам? Первый семимильный шаг – из резерва "Химок" в "старт" главной команды страны – уже не за горами.