Эй.Си. Грин: 1278 матчей без выходных

Telegram Дзен
Эй.Си. Грин приехал в Россию, чтобы открыть новую площадку в Тобольске в рамках сотрудничества между НБА и СИБУР, и дал интервью "СЭ".

"ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК" С ПОВАДКАМИ МОНАХА

Нынче словосочетание "железный человек" ассоциируется в широких массах с голливудской историей об ученом-миллиардере и его боевом доспехе. Но среди любителей НБА этот титул навсегда закрепился за обладателем трех чемпионских перстней Эй.Си. Грином. Баскетболистом, который вошел в историю не благодаря ярким моментам или феноменальной статистике, а в результате десятилетий строгой самодисциплины. Специалист по подборам и игре в трехсекундной зоне является обладателем рекорда лиги по количеству сыгранных подряд матчей. Серия Грина длилась почти 15 лет. Чемпионские годы в "Лейкерс" с Мэджиком Джонсоном и Каримом Абдул-Джаббаром, попытки вернуться в финал с Чальзом Баркли и "Финиксом", несколько лет менторства для молодых Дирка Новицки и Стива Нэша в "Далласе", триумфальное возвращение в Калифорнию… Завершился "марафон" одновременно с карьерой Грина в "Майами".

В свой второй год форвард пропустил три встречи, а за последующие 16 сезонов принял участие во всех без исключения матчах своих команд. Забавно, что в сезоне-1996/97 он даже умудрился провести 83 игры за регулярку благодаря переходу из "Финикса" в "Даллас" и перипетиям календаря. В итоге его беспрецедентная непрерывная серия матчей дошла до 1278 (у занимающего второе место Рэнди Смита – 906) и завершилась 18 апреля 2001 года. Впрочем, затем он еще трижды выходил на паркет в плей-офф… Но американская статистика берет в расчет только регулярку. Иначе дистанция пробега "Железного человека" увеличилась бы еще почти на полторы сотни матчей.

С твердостью тела Грина могла соперничать лишь несгибаемость его принципов. Попав в НБА, он публично заявил, что расстанется с девственностью лишь после вступления в брак. Времени на личную жизнь из-за стопроцентной преданности баскетболу у него не было, и в итоге первые несколько лет в лиге он неизменно подвергался насмешкам партнеров. Те подсылали в его гостиничный номер симпатичных фанаток "Лейкерс" и делали ставки на то, что Грин ни за что не сохранит свой обет до выхода на баскетбольную пенсию. Разумеется, "Железный человек" не сломался.

Эй.Си.ГРИН (слева) и Карим АБДУЛ-ДЖАББАР. Фото AFP

"КЛИВЛЕНДУ" ПОРА ИГРАТЬ В РОССИИ

Через несколько лет после старта карьеры Грин стал вести просветительскую деятельность, создав детский фонд, пропагандирующий воздержание от вредных привычек и необдуманных решений. Теперь он также выступает послом НБА по всему миру. В субботу баскетболист откроет площадку в Тобольске, реконструированную в рамках социального проекта. В Тюменскую область 51-летний американец добирался транзитом через Москву.

Там "Железный человек" провел мастер-класс, параллельно отбиваясь от желающих взять интервью. Одним из получивших заветные 20 минут тет-а-тет оказался автор этих строк. Карьера Грина пестрит интересными подробностями, но разговор начался с дел российских. Стоило спросить его об избрании Кириленко на пост президента РФБ, как уроженец Орегона доказал, что диплом бакалавра "речевых коммуникаций" ему выдали не за полеты к кольцу.

– Я не раз пересекался с АК-47, и, мне кажется, России повезло, что на этом посту оказался именно он, – начал Грин. – Безусловно, он был очень талантлив как игрок. Но этого мало, чтобы продержаться в НБА 12 лет. Такое возможно только при должной самодисциплине, которая пригодится ему в управленческом кресле. Плюс у Кириленко богатый опыт выступлений на крупнейших соревнованиях по всему миру. Наверняка это позволило ему обрасти сетью знакомств. На публичных позициях это крайне важно. В НБА хватает примеров игроков, которые выросли в хороших менеджеров. К примеру, Дэнни Эйндж или Ларри Берд. Владе Дивац превращается в большого управленца в "Сакраменто", а я помню, как он делал свои первые шаги в составе "Лейкерс".

Конечно, мне сложно представить, что такое управлять всем баскетболом в столь огромной стране, как Россия. Но не сомневаюсь, что Кириленко справится. Ведь я помню его как очень умного игрока. Он понимал свои сильные стороны и никогда не пытался сделать больше, чем умеет. Но то, что умеет, делал превосходно. Уверен, он любит свою страну и хочет послужить ей наилучшим образом.

– Кириленко дважды был частью российского дуэта в НБА, когда вместе с Алексеем Шведом играл в "Миннесоте", а затем ненадолго пересекся с Сергеем Карасевым в "Бруклине". Теперь к Тимофею Мозгову присоединится Александр Каун, а с учетом заслуженного тренера России Дэвида Блатта в "Кливленде" и вовсе вырисовывается трио.

– Точно! Может, им домашние матчи в России проводить (смеется)? Думаю, они бы собирали один аншлаг за другим. Если серьезно, мне очень нравится потенциал "Кливленда". Команда второе межсезонье подряд продолжает наращивать мускулы. А если Мозгов стабильно заиграет так же, как в прошедшем финале, не взять его на Матч звезд будет невозможно.

Посол НБА Эй.Си. ГРИН в России.

ОКАЗАЛСЯ НА ХЛОПЬЯХ С МЭДЖИКОМ И КАРИМОМ

– Некоторые говорят, что попадание в финал НБА как наркотик. Оказавшись там, всю карьеру думаешь только о том, как туда вернуться. Вы стали чемпионом уже в свой второй сезон. Не было "ломки", пока играли в "Финиксе" и "Далласе"?

– Да уж, НБА обрушилась на меня столь стремительно, что я едва успевал осознавать происходящее. Отчетливо помню, как будучи студентом ел по утрам хлопья с молоком. На упаковке были изображены действующие чемпионы НБА. И несколько лет я смотрел на Мэджика и Карима… И вдруг я сперва оказываюсь в одной раздевалке с этими ребятами, а затем сам попадаю на коробку хлопьев!

Если бы не Байрон Скотт, я бы точно спятил. Мы дружили еще с университета, и он помог мне найти жилье на своей улице. Байрон пекся обо мне, его влияние помогло справиться с возбуждением и нервозностью, которые я испытывал после попадания в сумасшедший мир НБА. Особенно финал. Неописуемо! Внимание фанатов и СМИ зашкаливает, ты каждый день будто снимаешься в кино. Поймите, это на самом деле не выразить словами. Может, будь я поэтом…

– А что, вы же писатель. По крайней мере в 2012 году была издана ваша книга для детей "Эльфы не умеют прыгать".

– Это совсем другое. Там никаких трюков со словесностью нет. Идея в другом: донести до детворы, что им нужно быть открытыми миру и искать свою страсть. А когда найдешь – жить этой страстью. Так было у меня с баскетболом. Вроде секрет прост, но сколько же взрослых людей забывает об этом.

– Каково было вернуться на вершину НБА после перерыва в 12 лет?

– Мысль об этом сидела в голове постоянно. Даже когда я играл в "Финиксе" и "Далласе". Возможность вернуться в финал заставляла пахать не покладая рук. Звезды сошлись в 1999 году. В "Лейкерс" уже доминировал Шак и расцветал Коби, команда была молодая и зрелищная, но нестабильная. И тут на тренерский мостик пришел Фил Джексон, добавились Джон Салли, Рон Харпер да я. В общем, появились люди с чемпионским опытом за плечами. Так что мысль о том, что это будет наш год, витала в воздухе изначально. Накануне финала с "Индианой" нас уже считали чемпионами. Но для меня это все равно был особый момент, поскольку я вновь получил перстень в форме "Лейкерс", который стал моим вторым домом.

– Несколько лет назад в интернете появилась история о том, как все три ваших перстня украли.

– Ничего интересного. Полиция быстро нашла ребят, которые это сделали. Так что перстни на месте. Если бы их не нашли, это была бы трагедия. Награды, которые я заработал в НБА, – огромная память о партнерах и тех временах.

Эй.Си.ГРИН - трехкратный чемпион НБА. Фото AFP

СЕКРЕТ "ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА"

– Помните, в какой момент начали задумываться о своей непрерывной серии?

– Честно, сам я за ней не следил. Ведь такую серию не спланируешь, и случайное повреждение может перечеркнуть все в одно мгновение. Мой подход был прост: день за днем, год за годом я придерживался одних и тех же правил, следил за своим организмом, прислушивался к сигналам, которые он мне посылал.

Впервые узнал про серию только когда после одного из домашних матчей за "Лейкерс" мне вручили памятный мяч за 500 игр подряд. "Ого!" – думаю. А потом забыл про это и просто продолжал работать изо дня в день. Тренироваться, играть, общаться с партнерами – а что еще нужно? Шло время, я поднялся в топ-10 лучших по продолжительности серии. Тогда об этом начали спрашивать журналисты. Я снова удивился. Невероятно, кто-то составляет такую десятку! Потом через какое-то время думаю: "Ну ладно, а кто на пятом месте?". Так потихоньку и дошел до самого верха.

– Как-то вам выбили зуб, но вы не пропустили ни одной встречи, какое-то время выступая в защитной маске. Неужели не ради серии?

– Да нет. Просто такова наша работа. Выбил палец? Замотал пластырем и снова побежал. Подвернул голеностоп? Наложил тейп и прыгаешь дальше. Баскетбол – это борьба и дух соперничества. Я чувствовал, что могу помочь партнерам и поэтому играл.

– Вам не кажется, что сейчас нравы изменились, и игроки зачастую отсиживаются с куда менее серьезными болячками?

– Менталитет трансформировался. Люди планируют нагрузку не на день вперед, а на весь сезон. Но мой секрет был в том, чтобы слушать свое тело. Если оно дает тебе понять, что сегодня не твой день, не стоит пытаться творить чудеса. Действующие игроки нередко подходят ко мне за советом, спрашивают, как я постоянно держал форму. И я говорю им ровно это: вы должны чувствовать свой внутренний баланс и не перегибать палку.

– А вам не причиталась надбавка за отсутствие "больничных"?

– Представляете, ни пенни не доплатили! Даже когда 83 матча сыграл (смеется). На самом деле, конечно, бонус был! Правда, выражался он не в деньгах, а в уважении окружающих. Если в начале карьеры партнеры порой посмеивались надо мной из-за моих взглядов и привычек, со временем они стали смотреть на это по-другому, интересоваться и спрашивать. Ведь они с трудом доживали до конца предсезонных сборов, а для меня это был обычный урок физкультуры.

10 апреля 1997 года. Эй.Си.ГРИН (справа) в составе "Далласа" противостоит Гэри ПЭЙТОНУ из "Сиэтла". Фото REUTERS

ПЕРСТЕНЬ ДЛЯ МЕДВЕЖОНКА

– С годами вы не разочаровались в своих взглядах?

– Нисколько. Навыки, которым учит воздержание, – дисциплина и самоконтроль – чрезвычайно важны в любом деле. Неизменный режим тренировок, питания и отдыха был залогом моей баскетбольной карьеры. С этической точки зрения вы тоже совершенствуетесь: развиваете самоуважение, уважение к другим и к женщинам в частности.

– В сезоне-1999/00, садясь на замену, вы ставили на голову зеленого плюшевого медведя для продвижения своего детского образовательного фонда. Не слишком ли эпатажно?

– В самый раз. Журналисты и болельщики спрашивали – я рассказывал им о фонде, талисманом которого являлся медведь. Кстати, он прошел со мной до самого чемпионства. К финалу у него и свой перстень на пальце появился!

– Медицинская справка драфта НБА-1985 сообщает, что у вас был диагноз "хроническая икота". Как вы с этим жили?

– Да жил как-то. Поверьте, это не самый страшный недуг, с которым может столкнуться человек. В моей работе дискомфорта это не доставляло, поскольку икота проходила при физических нагрузках. Я уж и не вспоминал о ней столько лет, да вот вы спросили…

– Все же болезнь весьма необычная. В России против икоты даже существуют специальные заклинания-скороговорки.

– Правда? Ну вы мне немножко нашепчите в бутылку, я отвезу в США и открою новый бизнес.