Светлана Абросимова: "УГМК сильнее любого из клубов НБА"

Telegram Дзен

В конце прошлой недели в российском баскетболе появился первый в истории чемпион НБА. Точнее, чемпионка: Светлана Абросимова в составе клуба "Сиэтл Сторм" выиграла первенство женской заокеанской лиги. А уже в ближайший четверг ей предстоит первый матч за сборную России на чемпионате мира в Чехии.

Историческое событие произошло ранним утром 17 сентября по московскому времени. "Сиэтл" выиграл и третий финальный матч у "Атланты", завершил серию плей-офф со счетом 3-0 и завоевал чемпионский титул. В минувший уик-энд с Абросимовой связался корреспондент "СЭ".

- Перед началом финала друзья сообщили мне, что еще никто из россиян или россиянок чемпионат НБА не выигрывал, - начала Абросимова. - Это стало для меня важным дополнительным стимулом. Я играла не только за "Сиэтл", но и за всю Россию. Считаю, для нашей страны это большое достижение. Можно сказать, что поддержка с родины мне сильно помогла. После окончания финала получила множество звонков и поздравлений из России.

РУССКИЕ ФЛАГИ В СИЭТЛЕ

- За весь плей-офф "Сторм" не потерпел ни одного поражения…

- Этот чемпионат вообще стал для команды уникальным. В профессиональном американском спорте последний раз пройти всю дистанцию плей-офф без единого поражения удалось американским футболистам из "Цинциннати" в далеком 1976 году. Кроме того, мы в течение сезона одержали 22 домашние победы подряд - и это тоже рекорд.

- За счет чего преимущество вашей команды над остальными было столь подавляющим?

- А подавляющего и не было. По ходу сезона случались матчи, когда для победы нам требовалось и два, и даже три овертайма. В профессиональных американских лигах очень строго следят за тем, чтобы какой-то один клуб не имел большого преимущества над остальными. Для повышения конкуренции есть множество "ограничителей": потолок зарплат, система драфта… Так что победить "Сиэтлу" было весьма непросто. Наша команда обладает отлично сыгранной стартовой пятеркой из умнейших и опытных баскетболисток. Но вот со скамейкой запасных у "Сторм" раньше были серьезные проблемы. Подменить лидеров было фактически некем, и к плей-офф они подходили измотанными. В последние три года кто-то из лидеров "Сиэтла" постоянно травмировался ближе к решающим матчам. То Лоурен Джексон, то Сью Берд… Организм просто не выдерживал нагрузок.

Перед этим чемпионатом менеджеры клуба сделали акцент на качественное усиление скамейки запасных. И "Сиэтл" вступил в сезон, имея в составе восемь опытных баскетболисток. Помимо меня в клуб пришли Вилингхэм, раньше игравшая за "Финикс", плюс чешка Веселы. В результате команда стала по-настоящему сбалансированной. К финальной серии наш "старт" подошел свежим, в отличной форме. Так что я чувствую, что внесла весомый вклад в чемпионство.

- До этого вы 6 лет выступали в НБА за "Миннесоту". Были ключевым игроком и капитаном этой команды…

- Можно сказать, что "Миннесота" - родной для меня клуб. Он выбрал меня на драфте, и годы, проведенные в этой команде, для меня очень памятны. Хотя играть там было непросто. То есть с точки зрения отношения ко мне, моей роли в команде и вообще атмосферы внутри коллектива все было хорошо. Но часто возникали всевозможные организационные проблемы. Руководство меняло тренеров как перчатки, отчисляло игроков, постоянно меняло стратегию развития команды… Претендовать на что-то серьезное в такой ситуации было невозможно. Для того, чтобы замахиваться на победу в такой лиге, как НБА, нужны прежде всего опытные игроки. А их в "Миннесоте" было немного. Честно говоря, я вообще долго думала: есть ли смысл продолжать выступать за океаном. Условия в России гораздо привлекательнее, а сил и энергии в НБА ты тратишь очень много. Прошлый сезон я решила пропустить - и чувствовала себя превосходно. Особенного желания возвращаться в НБА не чувствовала. Но в какой-то момент просто подняла телефонную трубку и сказала своему агенту, чтобы он нашел мне американскую команду. Причем сама назвала ему три клуба, в которых хотела бы выступать. "Сиэтл" был в их числе. Многих девчонок из этой команды я знала. С Джексон и Берд играли вместе в России, с Кэш тоже пересекались. Плюс тренер "Сторм" Эглер Брайан раньше некоторое время работал в "Миннесоте". Так что я отлично представляла себе, на что способна эта команда.

- И как вас встретили в новом клубе?

- В НБА ко мне вообще относятся с уважением. Тем более, как я уже сказала, многие в "Сиэтле" хорошо знали меня лично. А вот что действительно удивило, так это внимание ко мне фанатов. Многие болельщики приходили на домашние матчи с русскими флагами. Еще любопытный момент: официальные майки НБА с моей фамилией в этом году не изготавливались. В клубных магазинах при этом продают фирменные майки, на которых можно написать что угодно. Хочешь - фамилию любимого игрока, хочешь - свою. Так вот, надпись Abrosimova заказывали в течение сезона постоянно. При том что майки эти - удовольствие не из дешевых. Стоят порядка ста долларов. Не скрою, было очень приятно понимать, что люди на трибунах переживают не только за всю команду, но и персонально за меня.

НА ПАРАД - В БАГАЖНИКЕ

- Уверен, что после финала болельщики "Сиэтла" устроили команде незабываемую встречу…

- (Смеется.) К сожалению, чемпионство мы оформили в Атланте, и это немного подпортило нам праздник. Лучше было бы победить дома. С другой стороны, тогда не было бы рекорда… Возвращались мы обычным регулярным рейсом. Пилоты нас поздравили по громкой связи. А когда уже подлетали к Сиэтлу, попросили всех пассажиров не беспокоиться - мол, болельщики решили устроить команде сюрприз прямо в аэропорту. Когда мы приземлились, на летном поле стояли четыре пожарные машины. Горели "мигалки", надрывались сирены… Пока самолет ехал по взлетно-посадочной полосе, пожарные принялись поливать его пеной! В общем, сюрприз удался.

В самом аэропорту нас встречали несколько сотен болельщиков. А вечером состоялся парад. Первоначально планировалось, что мы будем ехать в открытых машинах - но начался проливной дождь. Тем не менее сотни людей все равно стояли на улицах и ждали нас. Тогда руководство клуба посадило нас в закрытые мини-вэны - и открыли у них багажники. Так мы и ездили - фактически сидя в багажниках…И фанаты, несмотря на то, что с неба лило как из ведра, тепло нас приветствовали. Потом все приехали на арену, где собралось тысячи четыре болельщиков. Им продемонстрировали чемпионский кубок, на большом экране показывали видеоклипы, лучшие моменты матчей. Ну а потом был торжественный банкет. В Сиэтле есть 190-метровая башня, которая называется "Космическая игла". Одна из главных достопримечательностей города. Наверху этой башни ресторан - там и состоялся праздничный ужин.

ЭКОНОМИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ

- В чем принципиальные отличия НБА и, например, Евролиги?

- В том, что в НБА после кризиса экономят буквально на каждой мелочи! Те американские баскетболистки, которые первый раз приезжают выступать в Россию, оказываются буквально сраженными нашим гостеприимством. Условия, которые создает своим игрокам УГМК, на порядок лучше, чем в американских клубах. Например, в "Сиэтле" на двух баскетболисток выделяется одна машина. И девчонки вынуждены сами договариваться, как "делить" ее между собой. Скажем, одна катается по четным дням, другая - по нечетным. В Екатеринбурге за каждой закреплено персональное авто с водителем. В США команды летают исключительно эконом-классом и только регулярными рейсами. А учитывая, что авиакомпании тоже стараются максимально сэкономить, каждый самолет набивается под завязку. Вот и представьте, каково двухметровой Джексон после напряженнейшего матча сидеть, прижав колени чуть ли не к подбородку… Если в УГМК бизнес-класс и чартеры - норма, то в НБА о существовании всего этого даже не догадываются. Приведу еще один пример. В целях борьбы за экономию руководство НБА разработало целый ряд специальных правил. Например, на выездные матчи главные тренеры могут брать с собой только одного ассистента. В нашем штабе три тренера, но в другие города имеют право летать только Брайан и Нэнси Дарш. Хотя второй ассистент Шелли Паттерсон является очень важной частью команды. Руководители "Сиэтла" хотели за свои личные деньги привезти ее в Атланту на третий матч. Но НБА не позволила. Паттерсон нельзя было ни присутствовать в зале - даже не на скамейке, а просто по билету, ни даже просто прилететь в Атланту. Считается, что эти расходы не заложены в командный бюджет, а значит, приведут к превышению клубной ведомости… Вроде бы Америка - демократичная страна. Но здешние профессиональные спортивные лиги не стесняются использовать правила, ограничивающие права человека.

- Если бы УГМК выступал в чемпионате НБА, на какое место он мог бы рассчитывать?

- (Не задумываясь.) Выиграли бы! Ну, может, не сумели бы пройти плей-офф без единого поражения, но победили бы точно. УГМК в его нынешнем составе - сильнейший клуб мира.

- На что может рассчитывать сборная России на скоро стартующем чемпионате мира?

- Как вы понимаете, я еще не присоединилась к команде, и мне сложно сказать что-то конкретное. Но все последние годы мы не возвращались с крупнейших турниров без медалей - и очень хотим в Чехии продолжить эту традицию. В составе сборной хватает опытных игроков, которым по силам решать любые задачи. Ну а наш русский характер - это вообще что-то особенное. В команде собраны настоящие бойцы по духу, для которых слово "патриотизм" имеет очень большое значение. И на площадке мы будем выкладываться по полной. В каждой игре. Вообще женский баскетбол по своему стилю становится все более и более "мужским". Очень многое будет зависеть от качества физподготовки участниц. Возможны любые сюрпризы. Например, сборная США недавно в контрольном матче проиграла австралийкам, хотя у тех даже не было главной звезды - Джексон. Лично мы никого не боимся и едем в Чехию сражаться за самые высокие места.

Владимир МОЖАЙЦЕВ