Интервью "СЭ" дал генеральный менеджер женской сборной России и руководитель подмосковного "Спартака" - действующего чемпиона Евролиги.
- Я и аналитический отдел нашего клуба долго разбирались, почему в России так мало молодых талантов, - начал разговор Калманович. - Легко было бы сказать - я к этому провалу отношения не имею, поскольку вернулся в баскетбол в 2005 году. Но если не уяснить, в чем корень проблемы, нельзя будет двигаться вперед.
Часто говорят: "А что вы хотите? В 90-е баскетбол никому в России не был нужен! Смена социального строя, демографический кризис…" Отвечаю: ерунда! Большую разруху, чем та, которая еще недавно царила в бывшей Югославии, сложно представить. Страна раздробилась на пять государств. И каждое из них сейчас представляет собой реальную баскетбольную силу! Если собрать сборную экс-югославских республик, получится Dream Team. Например, средний возраст мужской сербской команды - меньше 23 лет. Поколение росло в страшные годы, но рождению и правильному выращиванию баскетбольных талантов это не помешало. Если это работает в относительно небольшой Сербии, значит, нужно адаптировать подобную программу для наших условий. В Видном это уже получилось. Теперь необходимо реализовать такую модель по всей стране.
Если во французской провинции Коньяк не уродится виноград, то в этом году коньяк делать просто не будут. Но баскетбольные дарования появляются каждый год! Особенно в такой гигантской стране, как наша. Если "неудачный" год в Санкт-Петербурге - значит, талантливые дети выросли в Ноябрьске, Екатеринбурге, Москве или Московской области. Другое дело, что эти маленькие алмазы надо вовремя заметить, распознать, а затем должным образом огранить.
Вопрос: кто виноват в том, что эти таланты не были найдены и воспитаны? Да, спортшколы не получали финансирования, у тренеров были мизерные зарплаты. В таких условиях работали только идеалисты, фанаты своего дела. Но своих Ивковичей и Пешичей у нас не выросло. На мужском ЧЕ-2009 главными тренерами работали четыре израильтянина, три литовца - и ни одного россиянина. Если ответ на вопрос "что первичнее - яйцо или курица" до сих пор не получен, то в баскетболе с этим все ясно. Тренер или игрок? Конечно, тренер! Именно здесь у нас произошел самый большой провал.
Школа легендарной Киры Тржескал выпустила потрясающее поколение - Корстин, Абросимова, Карпова, Водопьянова, Степанова. Потом игроки уехали за границу, а финансирование школы прекратилось.
Дальше главным центром подготовки на несколько лет стала московская "Тринта". Определенные успехи у нее были. Щеголева, Попова... и все! За ними - пустота. При том что бюджет "Тринты" раз в 35 больше того, что был у Тржескал! На бумаге у школы - все хорошо. Огромный набор учащихся, на каждого из которых полагается ставка Москомспорта, более сорока заслуженных тренеров СССР и России с зарплатами по 130 - 150 тысяч рублей. А что на выходе? Из года в год "Тринта" занимала первые места в России, поскольку конкуренции не было никакой, а затем сборные, на 80 процентов состоящие из воспитанников этой школы и с ее тренерами во главе, занимали на чемпионатах Европы 8 - 10-е места. А с тренером Ворониной - и вовсе 11-е!
- Сейчас ситуация изменилась?
- Да. В какой-то момент все стало настолько плохо, что хуже быть уже не могло. И наконец-то было решено разобраться и начать наводить порядок. Осознали это уже все. Просто не все рискуют говорить об этом вслух.
Слава богу, что центр развития детского баскетбола переместился в школы при клубах и в другие города. Путь "Тринты" - гигантский бюджет при мизерных результатах, а также полной бесконтрольности и безответственности - это дорога в никуда. Поймите, я двумя руками за то, чтобы тренеры получали достойные деньги. Но надо четко понимать, за что эти деньги платятся. И оплачивать работу спортшкол по их результатам, а не выписывать премии за число кандидатов в ничего не выигравшие сборные.
Когда детская команда является частью клубной пирамиды, ее тренер несет персональную ответственность за результат. А директор "Тринты" не отвечает за бюджетные деньги ни перед кем. Команда девушек 94-го года рождения не попала даже в полуфинал Спартакиады в Пензе - и никакой реакции. Конечно, в "Тринте" хватает хороших преподавателей. Например, Корниленко запросто могла бы работать в любой ведущей школе Европы. Но таких - единицы. Система "Тринты" не то что устарела - она является главным тормозом развития баскетбола в стране.
Например, в нынешней кадетской сборной две девушки из "Тринты" - Федоренкова и Давыдова. Первая очень достойно выглядела на чемпионате Европы, хотя, чтобы вырасти в серьезную баскетболистку, ей надо срочно переходить в профессиональный клуб. При этом спортшкола в Ноябрьске тоже дала этой сборной двух воспитанниц. Тот же результат, но насколько КПД ноябрьской школы выше, чем у "Тринты". Раз в 60! Вообще необходим рейтинг спортшкол. Который будет учитывать соотношение вложенных средств и отдачу - в виде игроков сборной, дающих результат, время восстановления игроков после травм, качество лечения и реабилитации, даже уровень образования - не только спортивного, но и общего.
В сборной мальчиков 93-го года рождения - похожая ситуация. У тренера "Тринты" Вадима Галаева - ни одного человека в сборной. Да, раньше в этой школе занимались Иван Вадеев и Сергей Карасев. Но только перейдя в клубы - "Спартак" и "Триумф", - они начали заметно прогрессировать. Вообще, у этой сборной - отличное будущее. Ребята заняли 2-е место на всемирной спартакиаде школьников в Хельсинки. А на ЧЕ проиграли будущим финалистам сербам только в овертайме. Радует обширная география команды. Трушкин вырос в Казани, Захаров - в Белгороде, Родионов - в Петербурге, Голдырева, вошедшего в символическую пятерку турнира, вырастил в Новосибирске легендарный детский тренер Гейлих, лучший из молодых центровых России Логинов - воспитанник ЦСКА. Сейчас все они работают в замечательных условиях. Тренируют ребят опытнейший Сергей Скорочкин и литовец Роландас Радвила, в прошлом году приведший юношескую сборную Литвы к золоту ЧЕ.
- Что надо делать, чтобы в России выросло поколение сильных тренеров?
- Правильно выстроить баскетбольные пирамиды. В современных школах при клубах дети получают отличные условия для тренировок, идеальное медицинское обслуживание, страховки. Вот пример. Весной в один день Настя Князева из "Спартака" и Марина Васильева из "Тринты" получили одинаковые травмы - разрыв крестообразной связки. Князеву прямо с матча отвезли на МРТ, поставили диагноз, уже ночью она летела в Израиль и на следующий день ее прооперировали. А Васильевой долго никто толком не занимался. В результате Князева вернулась в строй в два раза быстрее. Таланты надо уметь не только находить, но и заботиться о них. Хотя в "Тринте", похоже, считают иначе. Веронику Шпагину, порвавшую мениск, оттуда просто выгнали. Вот, можете прочесть письмо, где она сама об этом рассказывает. (Показывает письмо.)
Мы же два года назад взяли к себе в клуб Машу Черепанову с больным сердцем. Ее 7 месяцев лечил профессор Игорь Аркадьевич Либов. Теперь Маша - кандидат в первую сборную. На только что завершившемся Кубке Кузина ее признали MVP. Это наш первый трофей в сезоне, и я хочу поздравить молодежную команду "Спартака". Кстати, с недавних пор детским тренером в нашем клубе работает легендарная Элен Бунатьянц-Шакирова - одна из самых титулованных баскетболисток России.
- Много ли молодых игроков добавится в первую сборную страны?
- Прежде всего я хочу, чтобы главному тренеру Валерию Тихоненко не мешали спокойно работать. Он выполнил все задачи, и с каждым месяцем будет набираться опыта. Тихоненко уже собрал вокруг себя замечательную команду. Срджан Сарич, работающий в штабе сборной с января, - один из лучших в мире тренеров по физподготовке. Для каждой из кандидаток он составил индивидуальную программу. Вообще в привлечении иностранных специалистов не вижу ничего страшного. В спортшколе ЦСКА работают сербы, в химкинской - литовцы, у нас - и сербы, и литовцы, и американцы. Все лучшие силы брошены на самое главное - будущее. Кроме того, мы постоянно посылаем на стажировки своих, российских, тренеров. И их в нашей школе - большинство. В основном это бывшие игроки. Наша программа уже дает результат. Например, тренер Мотолупова после стажировки в США уже добилась со своей детской командой потрясающих успехов.
Уверен, эта колоссальная работа принесет плоды через три года в Лондоне. И если Тихоненко не мешать, он к Играм создаст отличную молодую команду. Кстати, я уверен, что Голдырев, Трушкин, Карасев, Логунов, Захаров и другие ребята из мужской кадетской сборной тоже могут вырасти в мастеров калибра Теодосича или Трипковича. Нужно только правильно с ними работать. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Как-никак оплачиваю работу спартаковской спортшколы, в том числе из собственного кармана. Главное: четко понимать, во что именно будут вкладываться деньги. Наши тренеры знают: если они не будут эффективно работать, их заменят другие, более талантливые.
Жестко? Да. Но в современном мире, тем более при кризисе, иначе нельзя. Другие руководители клубов - те, что фанатично преданы баскетболу, - поступают так же. Прохоров, Бодунков, Ватутин, Богачев, Козицын, Кудряшкин, Михалевский. И в мужской, и в женской суперлигах лучшие клубы возглавляют именно такие люди. Успешные, амбициозные бизнесмены, переживающие за развитие нашего вида спорта. Вообще оптимальная формула финансирования клуба: сочетание участия частных лиц с поддержкой городской или областной администрации. Плюс активное содействие министерства спорта и РФБ, которые контролируют выступления сборных. Тот же "Спартак" ничего не добился бы без поддержки правительства Московской области и администрации Ленинского района. И мы за это им очень благодарны.
А тем временем "Тринта", вместо того чтобы учить игроков, выставляет команду на ДЮБЛ за "Динамо". Та же Давыдова вынуждена играть в молодежном чемпионате России, чемпионате Москвы, чемпионате Министерства просвещения, Спартакиаде школьников - да еще и в ДЮБЛ. А когда же ей учиться баскетболу? Конечно, если слепо следовать регламенту и запретить клубам вместо своей детской команды выставлять учеников спортшколы, в суперлиге останется всего 4 - 6 участников. Но все равно надо стремиться к созданию клубной пирамиды. Это лишний раз доказывает печальный пример женского ЦСКА. Великолепную команду, постоянно собиравшую полные залы в Самаре, перевезли в Москву - и за полтора года она умерла. А за армейскую молодежку, оставшуюся в Самаре под названием "Волгабурмаш", играли 35-летние "девушки". Хотя у ЦСКА есть своя прекрасная школа, которой руководит Александр Гомельский - сын великого Александра Яковлевича. Его вдова Татьяна - прекрасный тренер, возглавляет студенческую сборную. Если бы вторая команда ЦСКА тоже базировалась в Москве, то клубу не нужно было бы сниматься с чемпионата. В крайнем случае играли бы молодежным составом. Впрочем, я все равно верю: если РФБ поможет, то уже в этом сезоне женский ЦСКА возродится. Причем именно на базе школы имени Александра Гомельского!