СВОЯ КОЛОНКА
Владимир МОЖАЙЦЕВ
Комментарий "СЭ", предварявший состоявшиеся 2 августа выборы президента Российской федерации баскетбола, назывался "К барьеру!". Однако времена, когда собственная честь защищалась у барьера с дуэльным пистолетом в руке, безвозвратно ушли в прошлое. И слова члена исполкома РФБ Леонида Европейцева касательно появившейся позавчера в интернете скандальной аудиозаписи "предвыборных диалогов" Андрея Ватутина и Сергея Чернова – "если бы президент ЦСКА был офицером, он должен был бы застрелиться" – не более чем выстрел в пустоту. Точнее, в информационное пространство.
Российский баскетбол – не романы Стивенсона или Акунина, "клубов самоубийц" здесь днем с огнем не сыщешь. Какая там пуля в лоб! У нас в отставку-то не подают никогда, во всяком случае, до тех пор, пока об этом настоятельно "не попросят" сверху. Собственно, именно так и выглядел в глазах широкой общественности уход с поста главы РФБ Сергея Чернова в 2010 году, через несколько месяцев после опубликования другой скандальной аудиозаписи – разговора в судейской в перерыве матча "Динамо" – "Локомотив".
В отличие от "Баскетгейта" трехлетней давности, участники нынешнего громкого во всех смыслах диалога даже не стали пытаться скрывать своей к нему причастности. По мнению Ватутина, проблема вообще не стоит выеденного яйца. "Это нормально в предвыборной борьбе". Простите, что именно нормально? Просить "развернуть ситуацию" в пользу одного из кандидатов за "гарантии финансов"?
В 2010-м отставка Чернова стала следствием того, что тогдашний руководитель департамента дивизиона "А" мужской суперлиги Максим Астанин упрекал трех арбитров – мол, не обеспечили победу в нужном матче. Следственные органы, равно как и специально созданная комиссия, не нашли в той аудиозаписи какого-либо криминала. Несмотря на это, ситуация была прозрачной и понятной. Баскетбольный чиновник давил на судей, апеллируя к авторитету человека, которого называл "Черный". Рефери вяло оправдывались, не скрывая при этом желания помочь одной из команд. При этом о каком-то материальном вознаграждении речь не шла. Однако резонанс скандала все равно был такой, что Чернов (кстати, никто из участников беседы так и не признался, что "Черный" и "Чернов" – одно и то же лицо) подал в отставку. Или, точнее, вынужден был подать.
Что мы имеем сейчас? Настоятельную просьбу повлиять не на результат матча, а на результат выборов президента! Иными словами – на будущее баскетбола минимум на ближайшие четыре года. Масштабище! "Опубликованная аудиозапись – лучшая характеристика Чернова и его методов работы", – считает Ватутин. Как запись характеризует самого президента ЦСКА и его методы, не сообщается.
Примечательно, что Михаил Прохоров, побывавший вчера в редакции "СЭ", от всей этой грязи поспешил откреститься и заявил коллеге Дзичковскому: он Чернова на встречу не приглашал (многие предполагают, что загадочный "Миша" – это и есть Прохоров). Но речь в записи идет не только о "Мише"… Так, говоря о Виталии Мутко, Ватутин обещает "поменять его позицию", а о Сергее Иванове – "он за Абросимову, чтоб вы понимали" (примечательно, что 14 июля после жеребьевки Единой лиги ВТБ Иванов сказал, что не собирается поддерживать ни одного из кандидатов, и больше на эту тему в прессе не высказывался). Не удивлюсь, если в ближайшее время от министра спорта и руководителя администрации президента РФ последуют соответствующие опровержения.
Самое печальное, что оба участника диалога постоянно оперируют таким понятием, как "честное слово". Впрочем, удивляться этому не стоит. Российский баскетбол давно уже держится "на честном слове и на одном крыле". О чем говорить, если один из моих коллег заигрался в пиар-войнушку до такой степени, что после победы на президентских выборах Юлии Аникеевой публично подкинул игрокам сборной России идею… бойкотировать Евробаскет! А известный своей оперативностью интернет-портал опубликовал новость о скандальной аудиозаписи лишь спустя несколько часов после того, как она была выложена в "ютубе"…
Вопрос в том, станет ли нынешний скандал политическим "самоубийством" для участников диалога. Судя по тому, с какой легкостью оба сознались, – едва ли. Безнаказанность сильных мира сего – один из главных пороков нашего общества. В том числе баскетбольного.