Андрей Кириленко: "Нам нужно двести кандидатов в сборную"

Telegram Дзен
Один из самых успешных спортсменов страны последнего десятилетия объяснил обозревателю "СЭ", как изменится российский баскетбол в случае его избрания на пост президента Российской федерации баскетбола (РФБ)

34-летний Андрей Кириленко, завершивший игровую карьеру всего несколько месяцев назад, в данный момент является единственным зарегистрированным кандидатом на пост главы РФБ. Конференция, на которой бывший форвард сборной России может стать чиновником, должна положить конец организационному хаосу, в котором последние два года находится наш баскетбол. За неделю до исторического события выборная кампания Кириленко вышла на финишную прямую.

– Появилась информация, что отчетно-перевыборная конференция РФБ, назначенная на 25 августа, может быть перенесена. У вас есть уверенность, что она пройдет в объявленные сроки?

– По моим данным, конференция должна пройти в срок. Думаю, всем законопослушным гражданам нужно выполнять распоряжение суда. Если руководствоваться этим соображением, никаких препятствий возникнуть не должно.

– В предвыборной кампании присутствуют элементы спорта? Например, адреналин или дух соперничества, которые сопровождали всю вашу карьеру?

– Нет, сходства нет никакого. Больше того, и повышенного давления на себя я не чувствую. Единственный момент – я как-то не привык выступать в качестве мишени для язвительных замечаний. И потому некоторые высказывания в мой адрес немного коробят. А что касается предвыборной гонки… Знаете, если меня не выберут, в моей жизни ничего не изменится.

– Зато очень изменится, если выберут. Не боитесь, что должность президента федерации окажется очень скучной?

– Я принял решение баллотироваться в президенты РФБ не просто так. Примерно представляю, что несет с собой эта работа, и не считаю ее рутинной. Это мы привыкли считать, что глава федерации сидит за столом и бумажки перекладывает. На самом деле этим должны заниматься сотрудники департаментов. Задача же президента в моем понимании – определять направления, нести новые идеи, общаться с людьми. Он должен прокладывать тот курс, которым будет двигаться вся федерация.

– Ваш потенциальный конкурент Дмитрий Домани в интервью "СЭ" сказал, что хотел бы сесть с вами за стол переговоров для поиска точек соприкосновения. Планируете с ним такую встречу до выборов?

– Да встретиться-то можно с кем угодно. Мне просто не очень понятно, в каком качестве сейчас выступает Домани. Он зарегистрированный кандидат в президенты РФБ? Или собирается претендовать на этот пост, но пока не подал документы? Завтра один заявит о своем желании баллотироваться, потом другой. Что же, нам всем встречаться и что-то обсуждать? Поймите правильно, у меня лично с Димой нет никакого конфликта. Мы хорошо знаем друг друга, долго играли вместе. Но о чем говорить с ним сейчас, я просто ума не приложу. Если только не на шашлыках о нашей прошлой карьере (смеется).

– Тогда сформулирую вопрос по-другому. Допускаете мысль, что в случае вашего избрания президентом РФБ Домани мог бы сохранить свой пост исполнительного директора федерации?

– Мой подход в этом смысле очень простой. Если человек может работать эффективно, пусть работает. Если же он просто занимает свое кресло и пытается выжить любой ценой – надо его гнать оттуда. Что касается Домани… Могу сказать, что существует целый ряд вопросов, по которым наши точки зрения не совпадают. Дима работает с определенными людьми, в которых я не верю. Это не значит, что они плохие. Просто я не верю в эту команду единомышленников.

– Из сказанного следует, что у вас есть собственная команда. Кто эти люди?

– Я собираю вокруг себя толковых людей на протяжении последних десяти лет. Они работают со мной на разных направлениях: и в моем благотворительном фонде, и в проекте "Школа 2.0", и в бизнесе. У нас есть юридический отдел, отдел маркетинга, подразделение спортивных менеджеров. Все они уже сейчас готовы заниматься делами РФБ в полном объеме. Я могу назвать имена – Наталья Галкина, Антон Бесфамильный, Наталья Парилина, Евгений Иванов… Это настоящие профессионалы, которые давно работают в области баскетбола. Другое дело, что широкой публике они не очень известны.

Андрей КИРИЛЕНКО. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Почему вы не обнародуете свою предвыборную программу? Информационные агентства опубликовали лишь отдельные ее тезисы, перед этим оговорившись: мол, документ случайно попал в их распоряжение.

– Я не сторонник агитации в этом вопросе. Не хочу ни в чем убеждать делегатов конференции, которым предстоит выбирать президента РФБ. Если их нынешнее положение дел устраивает – что ж, дело хозяйское, пусть все идет своим чередом. Если же люди созрели до перемен, я готов предложить им что-то новое.

Теперь по поводу самой программы. Тезисы были опубликованы потому, что их детальной разработкой мы еще не занимались. Для этого нужно разговаривать со специалистами, которые сейчас ведут определенные направления. К примеру, чтобы серьезно говорить о школьном баскетболе, следует подключить людей, курирующих программы "КЭС– Баскет" или "Локобаскет – Школьная лига". Как можно не учитывать их мнение? Надо садиться и разрабатывать программу вместе с ними. То же самое и со студенческим или профессиональным баскетболом. Если кто-то думает, что я намерен прийти в РФБ, стукнуть кулаком по столу и сказать: "Делать надо только так!" – он ошибается. Такие вопросы решаются коллегиально.

– В своих тезисах вы называете нынешнюю систему управления РФБ архаичной. Что планируете изменить?

– Структура управления РФБ должна поменяться кардинально. Сегодня информация из пункта А в пункт В у нас доходит за две недели. И это в ХХI веке, эпоху интернета и других современных технологий! В Москве никто не знает, что происходит на другом конце страны, и, соответственно, – наоборот. Регионы отрезаны от центра, информационное поле отсутствует напрочь. Никто даже не в курсе, как играет наша сборная. Национальная команда провела в Новогорске два товарищеских матча, так широкая общественность узнала об этом только через два дня.

– Критикуете вы и нынешнюю систему взносов со стороны профессиональных клубов в казну РФБ. Если придете к власти, взносы будут отменены?

– Их можно было бы отменить. Но тогда клубы должны взять на себя содержание всей баскетбольной пирамиды: дети – юноши – молодежь – команда мастеров. Федерация в таком случае занималась бы только национальной сборной. Сегодня такого желания у клубов нет, они хотят заниматься только профессиональным баскетболом. Поэтому приходится собирать взносы. Другое дело – тому, кто выстраивает всю цепочку, после окончания сезона их можно было бы вернуть. Например, "Спарте энд К" из Видного, которая воспитывает множество талантливых баскетболисток для российских сборных различных возрастов. Самое главное – вся система должна быть абсолютно прозрачной. Сейчас же никто не знает, куда идут деньги, полученные РФБ от клубов в качестве взносов.

Кроме того, нужно активнее работать со спонсорами. Не ждать, пока государство определит меценатов директивным порядком, а искать их самим. Но для этого нужно предложить людям что-то взамен. А как предложить, если мы толком не знаем, что у нас есть? Поэтому одним из первых шагов в случае моего выигрыша президентских выборов станет полная ревизия всего баскетбольного хозяйства. Школ, клубов, методик, специалистов…

– Сменим тему. В преддверии мужского чемпионата Европы вы беспокоитесь за сборную России?

– Очень беспокоюсь. Как можно не беспокоиться, если последние товарищеские матчи мы проиграли с разницей в двадцать-тридцать очков? Но других баскетболистов у нас сейчас нет, все лучшие собраны в сборной. И за этих игроков я буду болеть.

– На ваш взгляд, на что может рассчитывать команда без своих лидеров – Тимофея Мозгова, Александра Кауна, Алексея Шведа?

– Считаю, что выйти в квалификацию олимпийского турнира ей по силам. Лично я буду этому очень рад. Все остальное зависит от состояния игроков в конкретный день, стечения обстоятельств и везения.

– Ранее в число призеров чемпионата Европы не смогла попасть женская сборная России. Вы считаете, что за этими неудачами стоит нечто большее, чем локальные промахи игроков и тренера?

– Неудачно выбранная тренером тактика и ошибки игроков тоже имели место. Но за ними все равно стоит система – правильная или неправильная. Сейчас двенадцать членов сборной страны мы выбираем из тридцати-сорока игроков, имеющихся в нашем распоряжении. Но кандидатов в национальную команду должно быть гораздо больше – сто, сто пятьдесят, может быть, двести. Для этого нужно перестроить всю баскетбольную работу в общеобразовательных и спортивных школах, систему уличных соревнований. Сейчас притока новых кадров оттуда мы совершенно не получаем. Чем больше внимания будет уделено массовому спорту, тем шире в конечном итоге станет выбор наставников национальной сборной.