Почудилось

Telegram Дзен

     Вчера в Пьонгчанге разразился скандал. После гонки преследования у мужчин, которую первым закончил Оле Эйнар Бьорндален, а вторым - Максим Чудов, апелляционное жюри IBU признало, что норвежец срезал часть дистанции, и золотая медаль будет отдана россиянину. Но через два часа уже другое жюри отменило первое решение, вернув победу Бьорндалену.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Пьонгчанга

     Едва завершилась мужская гонка преследования и счастливый победитель Оле Эйнар Бьорндален оказался в распоряжении телевидения своей страны, а волонтер в пресс-центре поставил перед центральным микрофоном стола табличку с именем норвежца, как началась буча. "Бьорндалена дисквалифицируют, - понеслось по пресс-центру. - А вместе с ним                                                                                    еще восемь человек!"

     Обстановка с каждой минутой накалялась. Еще через некоторое время появилась более подробная информация. 11-кратному чемпиону мира вменяли в вину, что он нарушил правила прохождения дистанции - срезал кусок трассы. По свидетельству очевидцев - а в том месте, где произошло нарушение, находились несколько российских журналистов и старший тренер мужской сборной России Владимир Аликин, - норвежец не сориентировался в разметке и обогнул небольшое заграждение не с той стороны, с которой предписывалось маршрутом. Следом за Бьорндаленом устремились Бергер и Ханеволд. Такой же маневр повторили те, кто стартовал под номерами с 9-го по 18-й. Им удалось сократить считанные метры, однако на этот счет в правилах четко прописан минутный штраф. В случае более серьезного нарушения - двухминутный.

     Если бы речь шла не о Бьорндалене и не об историческом рекордном достижении, которого вчера ждали все, подозреваю, что решение было бы принято незамедлительно. Но тут были свои сложности. Во-первых, протест подали русские. Во-вторых, удовлетворение этого протеста было чревато тем, что чемпионом мира станет Максим Чудов. На фоне общей антироссийской истерии, которая вроде бы улеглась после нашумевшей допинговой истории, но немедленно вспыхнула снова, было ясно, что Международный союз биатлонистов (IBU) ляжет костьми, чтобы не допустить российского триумфа. Как лег чуть раньше, когда руководство женской команды подало заявку на индивидуальную гонку, включив в нее Оксану Неупокоеву. В официальном ответе на российский запрос было сказано, что просьбу включить спортсменку в число участниц чемпионата IBU не считает возможным удовлетворить, поскольку с заявкой Россия опоздала. Мол, правила не предусматривают замену дисквалифицированных спортсменок, соответственно, Неупокоевой вообще не может быть выдана аккредитация.

     Представители апелляционной комиссии довольно долго совещались за закрытыми дверями в присутствии президента IBU Андреаса Бессеберга. Наконец норвежец вышел, и стало известно, что все идет к тому, чтобы накинуть Бьорндалену секунд 30 к показанному результату. Но тут на пути Бессеберга возник Тихонов. Как потом рассказывали очевидцы, диалог получился коротким.

     - Вам нельзя там находиться, - заявил Бессеберг первому вице-президенту IBU. - Вы заинтересованное лицо.

     - А вы? - последовал встречный вопрос.

     Возможно, прозвучало что-то еще. Во всяком случае, Бессеберг уступил и включил Тихонова в состав жюри. После этого и было принято решение о размере штрафных санкций. Тем более, что аргументы российской стороны со ссылкой на совершенно конкретный пункт правил на этот раз было трудно оспорить.

     Еще несколько минут спустя было оглашено: "За нарушение правил прохождения дистанции всем гонщикам, самовольно изменившим маршрут, добавляется по минуте штрафного времени". Это означало, что чемпионом становится Чудов, а Бьорндален получает бронзу.

     Но едва заиндевевшие от ожидания медальной церемонии девочки-кореянки снова взяли в руки букеты и потянулись в сторону пьедестала, объявили еще одну новость: на решение IBU подали апелляцию сразу семь стран, чьи спортсмены потеряли первоначально завоеванные позиции. Первой, естественно, возмутилась Норвегия.

     Сам Чудов прореагировал на ситуацию достойно:

     - Я финишировал вторым и, естественно, не могу считать себя сильнейшим. Но правила есть правила. Если спортсмен позволяет себе их нарушать, то должен быть готов к тому, что будет наказан.

     Отвечая на вопросы журналистов в пресс-центре, представитель IBU по связям с общественностью Пер Ланге сообщил, что окончательное решение по инциденту будет вынесено в понедельник утром и добавил, что не может гарантировать, что дискуссия по итогам гонки не затянется на более долгий срок.

     Однако все решилось спустя два часа. Жюри приняло решение отменить штрафные санкции и оставить результаты гонки в первоначальном виде. Еще через час в пресс-центре появились представители апелляционной комиссии. Но не той, что выносила первое решение, а совершенно иной. Апелляционного жюри. В него вошли два вице-президента IBU Готлиб Ташлер и Ивор Лехотан, а так же кореянка Наоми Ким.

     Как заявил Ташлер, комиссия внимательно изучила видеозапись гонки, которую предоставило телевидение, и пришла к однозначному выводу, что те, кто нарушил правила прохождения трассы, не получили на этом никакого временного преимущества. Именно это, на их взгляд, должно считаться определяющим при вынесении вердикта.

     - Вы не могли бы в таком случае объяснить решение, которое было принято первым жюри IBU в удовлетворении российского протеста? - спросили из зала.

     - Я не был членом той апелляционной комиссии, которая разбирала первый протест, поэтому не считаю себя вправе его комментировать, - нашелся Ташлер.

     - Вы хотите сказать, что теперь всем спортсменам можно бегать дистанции, как они пожелают, лишь бы при этом не возникало преимущества?

     - Это уже вопрос к организаторам, которые делают разметку трассы, - последовал ответ. - Мы надеемся, что подобного больше не повторится.

     Сразу после того, как пресс-конференция завершилась, первый вице-президент СБР Александр Тихонов сообщил, что российская сторона намерена в ближайшее время опротестовать решение апелляционного жюри IBU в Международном спортивном арбитраже в Лозанне.

     Вчера поздно вечером "СЭ" стало известно из некоторых источников, что Бьорндален все-таки сэкономил 13 метров дистанции.