Время кувалды прошло

Telegram Дзен

"СЭ Интернет" - об итогах выступления сборной России по биатлону в сезоне-2011/12 и ее перспективах в ближайшие годы.

Константин БОЙЦОВ

Большая часть комментариев к итогам состоявшегося в Увате тренерского совета откровенно удручает. Вот признайтесь себе, внимательный биатлонный болельщик, – что вам известно о мнении знатоков и специалистов от биатлона по поводу завершившегося сезона? Что всем "неуд" поставили, что действующие тренеры что-то там внутри себя договориться не могут, что оппозиция призывает всех разогнать, но ничего взамен вместо каких-то мифических "авторитетных специалистов" (ну разве что фамилия Леонида Гурьева вслух произносится) не предлагает… Я что-то забыл? Печально не то, что перечисленные тезисы – единственное, чем оперируют простые поклонники биатлона на интернет-форумах и в личных беседах. Расстраивает то, что в этих же "трех соснах" бродят многие специалисты и даже… страшно сказать, участники Совета. Отсюда и мнения, отсюда и активно нагнетаемый пессимизм.

Биатлон, конечно, расплачивается нынче за собственную популярность. Вон у конькобежцев по итогам чемпионата мира на отдельных дистанциях (их в году аж три разыгрывается, но итоги подводят главным образом лишь по дистанционному) у России - серебро и бронза. И никто на стенку не лезет, с первых полос газет не призывает гнать Константина Полтавца откуда пришел. А в коньках, на минутку, 12 комплектов олимпийских медалей – больше, чем в биатлоне.

Фигуристы в Ницце, скажем прямо, тоже воображение не потрясли – два серебра. Кого из тренеров в отставку? Про лыжников вообще разговора нет – у них чемпионат мира раз в два года и нынешний сезон "проходной". Мужская сборная взяла в нем Кубок наций, и все рады – ни одной реплики про "ненужный трофей" на глаза не попадалось. А в биатлоне только что не национальный референдум собрались проводить, мол, как от Пихлера верней избавиться – въезд в страну ему запретить или уж сразу в международный трибунал?

Помню, весной 2009 года на заключительном этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске тогда еще безработный Валерий Польховский набивал на моем ноутбуке схему нынешнего института сборных команд – команда А, команда В, резерв в виде юниоров и юношей (вплоть до численности спортсменов и тренеров в каждом подразделении) и так далее... Этот файл у меня до сих пор в какой-то архивной папке сохранен, хотя Польховский уже и проделал весь им же нарисованный путь снизу доверху – от наставника юниорской команды до вершины той самой пирамиды, что была в марте 2009 года набросана на эскизе. Словом, то, о чем в 2009 году состоялась устная договоренность с Михаилом Прохоровым, было сделано. Это, конечно, к итогам чемпионата мира-2012 не отнесешь, а вот к подготовке команды к Сочи-2014 - очень даже.

Что касается самих итогов Рупольдинга - сейчас происходит их серьезный анализ. Анализ не на уровне "этих гоним в шею, этих приглашаем…", а профессиональный разбор. Возможно, для остальных что-то новое открою – но в тренерском штабе нынешней сборной команды трудятся профессионалы, определенно лучшие из тех, кого удалость собрать по стране. Да, пожалуй, и по миру.

Я беседовал в Увате со многими тренерами, знакомился с прозвучавшими на Совете докладами (знакомился пост-фактум, имея возможность прочитать их спокойно и внимательно) и вот что набросал себе в записной книжке.

О ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ

В докладе Пихлера и Ростовцева указаны положительные моменты: возросла точность стрельбы и заложена функциональная база, опираясь на которую спортсменки смогут ощутимо прибавить в следующем сезоне, и вместе с тем признаны ошибки. Последние, как известно, интересуют больше.

Из ошибок

- Команде не был четко озвучен план-ориентир на чемпионат мира, а старший тренер женской сборной Вольфганг Пихлер не учел этот, весьма специфический фактор, присущий всему нашему спорту. Немецкий тренер многократно заявлял, что его устраивает попадание подопечных в десятку сильнейших. Так было в сборной Швеции, где при одном, редко двух лидерах остальные были рады уже тому, что "забегали в очки". Что тут сказать – собственный пихлеровский ориентир достигался регулярно. Именно за счет этого наша женская сборная и взяла Кубок наций, которым, кстати, не владела с 2005 года. Еще Пихлер считал, что надо быть высоко в эстафете – женская сборная в ней и прокололась серьезно единственный раз, о чем мы еще поговорим ниже.

- Не было взаимодействия старшего тренера женской сборной с личными тренерами спортсменок, работавших с ними не один год и привыкших (притом взаимно) сопровождать и поддерживать их на каких-то соревнованиях, делясь опытом с главным тренером сборной. Пихлер с этой российской традицией знаком тоже не был – первые его личные встречи и длительные диалоги произошли непосредственно перед тренерским советом в Увате.

- Про стратегическую ошибку подготовки к сезону - тяжелом тренировочном сборе сразу по окончании летнего чемпионата страны - Пихлер неоднократно говорил сам.

- При подготовке непосредственно к чемпионату мира было неудачно выбрано место заключительного сбора (тем более и погода в Хохфильцене подкачала), функциональное состояние спортсменок было далеко от оптимального (и здесь Пихлер также признает и объясняет свою недоработку) плюс плохая работа сервисной группы.

О МУЖСКОЙ СБОРНОЙ

В мужской команде налицо механизм успешного взаимодействия команд А и В. Понеся серьезные кадровые потери в летний и осенний периоды, наша первая сборная могла бы, казалось, ставить крест на сезоне: прошлогодние медалисты чемпионата мира Черезов и Максимов практически не выступали на международной арене, а для Устюгова сезон был, говоря деликатно, неоднозначным - в подготовительный период наш олимпийский чемпион заметно "не добрал объемов". Однако команда, получив подкрепление из сборной В, совершила яркий рывок. Пришедший в первую сборную Тимофей Лапшин, Дмитрий Малышко и Евгений Гараничев почти не имели опыта выступлений на таких стартах и, тем не менее, успешно переварили предложенные нагрузки, справились с психологическим грузом и впервые в своих карьерах поднялись на подиум в личных гонках. Они же, кстати, внесли серьезный вклад в завоевание Кубка наций (кто-нибудь из экспертов рискнул бы поставить на победу в нем в начале сезона?).

Причины неудач мужской сборной на чемпионате мира почти те же, что и у женской: место заключительного сбора, состояние лидеров (про Устюгова уже говорилось, а форма Шипулина и Маковеева слишком "плавала") и сервис-группа.

О РЕЗЕРВНЫХ И ЮНИОРСКИХ СБОРНЫХ

Оценка работы мужской и женской резервных команд была дана положительная – заметить это никто из комментаторов отчего-то не счел нужным. Между тем именно через выстраивание работы и взаимодействия А- и В-команд складывался институт нынешней сборной. Именно через них в этом году прошла основная масса тестируемых, перспективных спортсменов. Нынешний год был, по сути, первым, когда ротация между первыми и вторыми сборными, а также между юниорами и молодежной командой соблюдалась безоговорочно. Вышеупомянутые Гараничев, Лапшин и Малышко – как раз наиболее заметный продукт этой самой ротации. Все они работали в молодежной сборной еще три года назад и успешно доросли до высшего уровня – работа Куракина, Падина, Коновалова (не забывая личных тренеров – Кугаевского, Лапшина и Кучерова) дала свои плоды.

Вся названная троица прошла через горнило этапов Кубка IBU – Лапшин в прошлом году взял малый Кубок в индивидуальных гонках, а в этом году эти выходцы из команды В семь раз поднималась на пьедестал уже этапов Кубка мира. Более того, по многим показателям они не уступают своим опытным товарищам по сборной, а, например, Гараничев и Малышко уже совсем немного проигрывают даже лидерам мирового биатлона.

Вот достаточно любопытная табличка, предлагавшаяся вниманию всех участников Совета. В ней отражена тенденция сегодняшнего дня – положение российских биатлонистов относительно лидеров. В качестве ориентиров взяты ключевые показатели – точность стрельбы и коэффициент скорости.

За коэффициент скорости берется проигрыш лидеру (в каждой гонке он свой) на 1 км дистанции по сумме всех гонок сезона. И вот какова картина в мужской сборной России:

                    Сезон-08/09 Сезон-09/10 Сезон-10/11 Сезон-11/12

Андрей Маковеев

Коэффициент скорости                       4,7      -           3,2      3,9

Процент попаданий лежа/стоя        76/78  -           78/82  89/79

Евгений Устюгов

Коэффициент скорости                         4,4      3,1      3,6      3,0

Процент попаданий лежа/стоя         86/79  92/78  96/78  88/76

Антон Шипулин

Коэффициент скорости                          9,3      6,5      5,9      5,1

Процент попаданий лежа/стоя          77/87  83/91  89/85  90/89

Евгений Гараничев

Коэффициент скорости                       -           -           4,4      3,1

Процент попаданий лежа/стоя        -           -           87/80  83/81

Тимофей Лапшин

Коэффициент скорости                      -           -           -           7,1

Процент попаданий лежа/стоя      -           -           -           86/87

Дмитрий Малышко

Коэффициент скорости                      -           -           -           3,5

Процент попаданий лежа/стоя      -           -           -           84/80

Алексей Волков

Коэффициент скорости                        -           6          9,3      8,0

Процент попаданий лежа/стоя         -           87/90  91/89  89/89

Для сравнения приведу те же показатели у лидеров двух последних сезонов:

Эмиль Хегле Свендсен (Норвегия)

Коэффициент скорости     2          2,6      1,1      1,2

Процент попаданий лежа/стоя    90/83  93/83  91/81  87/82

Тарьяй Бе (Норвегия)

Коэффициент скорости     -           6,1      1,5      2,6

Процент попаданий лежа/стоя    -           81/80  90/84  88/78

Мартен Фуркад (Франция)

Коэффициент скорости                     5,8      3,3      2,2      1,0

Процент попаданий лежа/стоя     88/81  85/84  92/83  86/83

Обращает на себя внимание вот какой факт: самый быстроногий в этом сезоне российский биатлонист Евгений Устюгов по сравнению с прошлыми годами слишком много потерял в стрельбе. Момент же "успешного переваривания нагрузок первой сборной" – как раз в показателях Гараничева и Малышко.

***

Есть все основания полагать, что в предстоящем сезоне мы увидим новых представителей команды В, способных потеснить биатлонистов из основы. За прошедший сезон на этапах Кубка IBU только в мужской сборной России стартовало 25 спортсменов (и еще 19 женщин и девушек) – небывалое количество! Почти все, кто хотя бы в какой-то степени претендовал по результатам и перспективе на попадание в сборную образца 2014 года, получили возможность себя проявить – в том числе те, кто готовился в составе собственных региональных команд.

Многие предоставленным шансом сумели воспользоваться. Юниор Александр Логинов (в будущем сезоне он также не перерастет еще юниорского порога) на заключительном этапе Кубка IBU в Альтенберге был четвертым в индивидуальной гонке, а в двух последующих (спринте и гонке преследования) финишировал со вторым результатом. Кроме него в деле были проверены перспективные юниоры Александр Печенкин и Максим Цветков - акцент в минувшем сезоне делался на массовость. В итоге мужская команда заняла на Кубке IBU первое место в национальном зачете – хотя в зачете личном никому из россиян просто не представилась возможность побороться за личный зачет. Тем не менее, победителем в зачете индивидуальных гонок стал Максим Буртасов, да и в общем зачете у него второй результат.

Четвертое место в "тотале" Сергея Клячина не отражает истинного положения вещей – на двух заключительных этапах Кубка IBU его в интересах главной национальной команды заменил Иван Черезов.

***

Женская команда В также показала лучший командный результат в Кубке IBU. Яркое впечатление оставила Марина Коровина, пять раз побеждавшая на отдельных дистанциях (при этом шесть первых гонок календаря она вовсе пропустила) и показавшая второй результат в генеральной классификации (до общей победы спортсменке не хватило 22 баллов).

Успешно выступила сборная на чемпионате Европы и юниорском чемпионате мира - даже несмотря на досадную травму нашей сильнейшей на сегодняшний день юниорки Анны Подчуфаровой.

Кстати, если кто-то думает, что наши конкуренты не ставят на юниорских турнирах перед собой серьезных задач, то заблуждается. И на чемпионате Европы, и на юниорском чемпионате мира нашими главными соперниками были норвежцы, а вот немцы (это подчеркивают многие) провели неудачный сезон и редко поднимались на пьедестал статусных турниров.

Что касается юношеской сборной России, то она на мировых первенствах впервые за много лет ни одной медали не завоевала – и это следствие как субъективных факторов (погодные условия не позволили провести достаточное количество отборочных стартов), так и дозированных нагрузок, которые рекомендовано была задавать юным спортсменам. А ведь еще недавно юноши выигрывали у нас едва ли не все, что можно – зато через год, нередко, останавливались в росте, а то и заканчивали карьеру. Сегодня у нашего юношеского биатлона иные цели и приоритеты.

***

Немало замечаний прозвучало по поводу целесообразности отбора в первую сборную на декабрьские этапы: в частности, имея в виду старты летнего чемпионата мира – мол, многие из тех, кто здорово выступил в сентябре в Уфе, в декабре были уже "мертвыми". Однако напомню, что и годом ранее в той же столице Башкирии на верхние ступени пьедестала поднимались не случайные люди, а… Светлана Слепцова, Максим Чудов, Ольга Зайцева. При чем тут преждевременный набор формы? Просто лидеры сборной способны подтвердить свой класс и осенью, и, как неоднократно выяснялось, в самом конце сезона.

Словом, выстроенная за два последних года "фабрика" заработала и уже начала поставлять первую "продукцию". Если кто-то считает что "товаром" этим с самого начала должны быть золотые медали – оглянитесь в историю. С 1981 по 1984 год сборная СССР, завоевавшая на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде два золота, серебро и бронзу (из трех комплектов наград), обновилась на 100 процентов. При этом на чемпионате мира-81 была добыта одна бронзовая медаль, на следующий год - две бронзы, в 1983-м – золото в эстафете, да и на Играх в Сараево, что уж говорить, победа пришла к нам лишь в заключительной эстафете. Но вместе с ней пришло поколение Кашкарова, Медведцева, Васильева, Булыгина - за счет проделанной в те годы работы наш мужской биатлон сохранял лидирующие позиции вплоть до распада СССР. Да еще и на Игры в Альбервилле-92 и Лиллехаммере-94 хватило.

Но, допустим, возьмем за основу тезис оппонентов тренерского штаба сборной: мол, нынешние специалисты, работающие в сборной, никуда не годятся. Может, тогда укажете на тех, кто их обыгрывает? На чемпионате страны в Увате на пьедестале почета в индивидуальных гонках (и даже на подступах к ним) из биатлонистов, не тренировавшихся в первой сборной России, оказался лишь Михаил Боярских. Это при том, что многие из сильнейших сборников по тем или иным причинам на старт национального чемпионата не вышли. Где эти неизвестные тренерам национальной команды конкуренты? Кого недооценили? Кого не заметили?

На самом деле всезнающие критики не заметили главного – прошедший коренную модернизацию механизм сборной заработал и нуждается теперь лишь в тонкой настройке, а не в кувалде и шашке.

Уват - Москва