"СЭ" публикует вторую часть интервью выдающейся биатлонистки и лыжницы Анфисы Резцовой. Первая вышла на портале "СЭ" в воскресенье.
- У женской биатлонной сборной России сейчас нет стабильности. Кому "спасибо" говорить?
- Спасибо тем, кто считает: этих взять, а тех не брать. На сегодня наш биатлон, будем говорить честно, это - Оля Зайцева, немножко уставшая отвечать за всех. А дальше - никого. Вот Грушин в лыжах правильно делал: набирал человек тридцать и готовил всех. А потом сортировал, кто, где и когда выступает. Я за то, чтобы на первых трех этапах, до Нового года, обстреливать молодежь. У Светланы Слепцовой болит колено, так пусть она вылечится, а вместо нее выступят одна - две молодые спортсменки.
- Но у нас "молодым" - Глазыриной, Шумиловой, Загоруйко - по 24-26 лет, не поздно их обстреливать?
- А что делать? Конечно, надо было чуть раньше обкатывать. Но и этих не поздно, в биатлоне до сорока выступают.
- Наши биатлонистки проигрывают ведущим иностранкам, как говорят в биатлоне, ходом, а тренер сборной Вольфганг Пихлер уверяет, что это не лыжная, а биатлонная команда. Как к этому относиться?
- Когда я пришла в биатлон, первый кто обратил внимание на мой ход - тренеры немецкой сборной. Они сразу заострили на этом внимание и стали работать над скоростью. На сегодняшний день нашу сборную возглавляет немец, а скорости у нас недостаточно. Он два года готовит команду, а результатов особых нет.
- В чем не прав Пихлер?
- Моя точка зрения такова. По словам Пихлера, он пришел со своей системой. Но на самом деле это наша, еще советских времен, система тренировок. Он ее чуть-чуть переиначил - и предложил команде, которая не готова так работать. Надо было с этим подходить постепенно, а он - сразу.
- В чем заключалась советская система?
- Мы шли от сложного к простому, если говорить коротко. Вот пример. Сейчас все встают на лыжероллеры. Они скоростные. А надо, как мы: на тяжелых роллерах по бездорожью. От этого переходили к легкому. А мы сейчас от легкого идем к результату. Это невозможно, его не будет.
- У меня создается впечатление, что Пихлер не столько нас учит, сколько у нас учится.
- Он в свое время у нас и учился, теперь хочет нашу же систему вернуть. Но она уже испорчена и сломана. Нам преподносят, что Пихлер - великий тренер. Хотя, на мой взгляд, в России хороших специалистов достаточно.
- А вам не странно видеть, как рядом с Пихлером стоит чемпион мира Павел Ростовцев, отвечающий за стрельбу?
- Странно. Нам, олимпийским чемпионам, не понять того, что Паша стоит и поддакивает. Думаю, в душе он во многом не согласен с Пихлером.
- Что ждет нас на Олимпиаде в Сочи?
- Я оптимист по жизни, но прогнозов не даю. На сегодня мы видим, что Пихлер сделал кое-какие выводы и несколько изменил свою систему подготовки. Если он видит основную проблему - недостаток скорости, то времени подготовиться достаточно. В команде люди не первый год, у них есть опыт, хорошая база. Но с каждым надо работать индивидуально. Если это произойдет, мы можем быть на пьедестале.
- А родные стены в Сочи помогут?
- Не уверена.
- Мужская команда выступает более стабильно, так?
- У мужчин с ходом тоже есть проблемы. Лопухов - в прошлом тренер по лыжным гонкам. Возможно, он ребят поначалу перегрузил.
- У вас была такая же травма, как у Ивана Черезова. Как думаете, он сумеет восстановиться?
- Все врачи мне советовали, как и Ване, поставить металлическую пластину на место перелома. Но один хирург в 1-м врачебно-физкультурном диспансере - Балакирев, специалист еще старой закалки, посмотрел и сказал, что никакой пластинки не надо. Я ему очень благодарна за это. Не поверите, но теперь я путаю, какая у меня нога была сломана. Желала бы и Ване такого же исхода.
- У вас и вторая дочь - Кристина - занимается биатлоном. Мне она сказала, что у нее цель - попасть в сборную страны и поехать на Олимпиаду. Реально?
- К Сочи не успеет, мала еще. Но перспективная. Ей от бога больше дано, чем Даше. Жалко, что относится к делу легко, я бы даже сказала наплевательски. Может, пересмотрит свое отношение, а пока лень раньше нее родилась. Средняя - Василиса - уже три года тренируется в лыжных гонках. Она забавный экземпляр, обаяшка. Раньше все время перед зеркалом крутилась: "Я - Анжелина Джоли". В школе ее спросили, не хочет ли, как сестренки, заниматься спортом? И она начала. Тянется, старается, уже в азарт вошла. Молодец. Младшей Маше - больше на коньках нравится, чем на лыжах.
- Вы - президент Федерации биатлона Московской области. Работы много?
- Немеренно! В первую очередь хотелось бы создать современный биатлонный комплекс в центральной зоне страны.
- Где это возможно сделать?
- Самый оптимальный вариант - на Планерной. Там есть спрофилированные трассы, освещение, два спортзала, бассейн, восстановительный центр, гостиница, пищеблок. И главное - есть место под стрельбище. Нужны лишь материальные вложения. Есть люди и организации, готовые вложиться. Но там земля в бессрочной аренде у профсоюзов. Эту проблему можно решить только на государственном уровне.
- Кого имеете в виду?
- Должен быть общий интерес, исходящий от президента страны. Если Путин (он, кстати, бывал на этой базе) подключится и скажет: "Ребята, футбол футболом, а биатлон не надо забывать", то база будет.
- На "Майской лыжне" вы были в прикольной майке с принтом "Жена царя". А кто царь?
- Муж! Майку мне подарили подруги. Я ее специально надела, чтобы не думали, что я такая великая и правлю всем. Нет такого - есть хозяин дома, есть хозяйка, есть дети. Семья!
Елена РЕРИХ