Зайцева поставила цель и идет к ней

Ольга ЗАЙЦЕВА.
Telegram Дзен

Оксана Рочева, личный тренер и сестра двукратной олимпийской чемпионки Ольги Зайцевой, рассказала о том, как будет строиться подготовка лидера женской сборной России к олимпийскому сезону.

- Основной состав женской сборной сейчас проводит централизованные сборы. Зайцева присоединилась к команде на весь период до начала сезона или у вас с ней запланированы еще какие-то самостоятельные тренировочные мероприятия?

- На самом деле у нас с Ольгой был только один период, когда мы в полном смысле этого слова готовились самостоятельно - в сезоне-2007/08, когда она родила ребенка, готовилась вернуться в сборную, и мы с ней ездили по этапам Кубка Европы. А так мы всегда тренировались в составе сборной по планам ее тренеров. Индивидуальные моменты в подготовке были, но вынужденные. Например, в прошлом сезоне мы чуть позже начинали тренироваться из-за травмы плеча.

В этом году я буду рядом с Ольгой постоянно. Буду ездить в составе команды по всем сборам и соревнованиям. Такая возможность появилась после разделения женской сборной на две группы.

- Чья была инициатива?

- Ольги и моя. Она сказала, что хотела бы видеть личного тренера рядом на регулярной основе. К счастью, нам пошли навстречу и нашли такую возможность. Мы считаем, что в нынешнем году надо по максимуму сосредоточиться на подготовке и по возможности не терять времени на организационные моменты. В первую очередь это нужно Ольге ради достижения результата в Сочи.

- Про отношения Вольфганга Пихлера с личными тренерами, зачастую с подачи последних, говорят разное. Но вы на эту тему никогда не высказывались.

- Наши взаимоотношения всегда складывались нормально. Пихлер очень организованный и педантичный человек. Полностью отдается своему делу. С ним очень легко работать. К тому же еще до прихода Вольфганга в сборную России я знала его не один год.

Как строится его работа с личными тренерами? Встречи с ним обычно проходили в мае, Вольфганг привозил свои планы, и мы совместно с Ольгой их обсуждали. При этом в течение всего сезона Пихлер был открыт для дискуссий. Лично мне никогда не отказывал в возможности приехать к моей спортсменке.

Предыдущие два года работа перед сезоном строилась так: две недели тренировок с Пихлером в Европе, две - самостоятельно с личными тренерами в России. Но со временем стало понятно, что принятая у нас система с трехнедельными сборами более эффективна. Для Ольги, во всяком случае. Это связано и с физиологией, и с организационными моментами: переездами, сменой часовых поясов и так далее. Для российских спортсменок, на мой взгляд, в этом и был серьезный минус. Хотя в Европе, с ее небольшими расстояниями, принята именно эта двухнедельная методика. В этом году большую часть подготовительного периода мы проводим в России и четко работаем по системе трехнедельных сборов.

- Когда принималось решение делить команду и приглашать на позицию старшего тренера Александра Селифонова, вы с Ольгой находились в Доминикане. Но в одном из интервью сказали, что были в курсе ситуации.

- Решение о разделении принималось на уровне руководства. А Ольге, как любому спортсмену необходимо было отдохнуть, подготовить себя к нагрузкам, вылечить все болезни и травмы. И мы улетели в Доминикану. Из Америки к нам приехал остеопат-мануальщик, который работал с Ольгой по 4 - 5 часов каждый день. Это все равно что физическая нагрузка. Но пальмы, море и песок сгладили восприятие этих не самых приятных процедур.

Когда нам объявили варианты, показали планы, тогда мы и приняли решение. Владимир Королькевич, который в итоге возглавил вторую группу, нам, разумеется, известен. Но мы никогда с ним лично не работали. И начинать в олимпийский год показалось рискованно. С Вольфгангом мы два года проработали вместе, присмотрелись, наладили контакт. У Ольги было четкое желание продолжить работу с Пихлером. Так что решение сложилось практически само собой, единодушно, без колебаний и споров.

- Весной Зайцева отказалась от участия в "Гонке чемпионов", чего раньше не делала.

- Ольга планировала в ней участвовать. Зайцева родилась в Москве и живет здесь - для нее это важно. Но не смогла из-за серьезных травм, полученных в концовке сезона. Сказалось невероятное напряжение уходящего сезона и нагрузки. Медицинский допуск к тренировкам и соревнованиям Зайцева в тот момент не получила. Практически два месяца Ольга проходила курс интенсивной терапии и ходила в лангете.

- У вас когда-нибудь возникали опасения, что однажды Ольга скажет: все, больше не хочу?

- Нет. Человек поставил перед собой задачу выступить на Олимпиаде в Сочи и после этого закончить карьеру. Такие планы ко многому обязывают. Зайцева не может просто взять и сказать: я устала! К тому же тренировки для спортсменов - это не просто самореализация, это в первую очередь работа. Спортсменам платят зарплату, в их подготовку вкладываются средства. Да, это работа "на износ", когда выворачиваешься наизнанку, чтобы достигнуть максимального результата. Приходится во многом себе отказывать. Ольга прекрасно все сознает. Она ответственный человек. Поставила перед собой цель и идет к ней.

- Применительно к Зайцевой не раз приходилось слышать: все, что происходит до Игр, - для нее не более чем этапы пути, который просто надо пройти. И именно этим объясняется в том числе ее желание иной раз оградить себя от лишнего общения.

- Очень хочется, чтобы люди поняли: спортсмен лишний раз не останавливается не потому, что он такой вредный и плохой. На финише он весь потный, одежда мокрая, хоть выжимай. Когда спортсмен находится на пике формы, его организм нужно лелеять, как хрупкий цветок. Если остановиться хоть на минуту, можно переохладиться и заболеть. Приходится делать выбор, когда можно себе позволить раздавать автографы и фотографироваться со всеми желающими, а когда нет. Но Ольга видит всех, кто за нее переживает, чувствует их поддержку и очень всем благодарна.

- Болельщики в ответ могут спросить: а почему Фуркад или Бергер могут убивать сразу двух зайцев, а наши - нет?

- На "Гонке чемпионов" они, да, могут. Но на официальных соревнованиях эти люди тоже ведут себя более чем сдержанно. Просто иностранные спортсмены давно привыкли к такой форме работы, когда за ними постоянно ездят телевизионные группы. После гонок, когда спортсмены переоделись, независимо от результата подходят к камере, дают комментарии о прошедшей гонке, вместе плачут или радуются.

К нам тоже постепенно приходит понимание того, как должно быть. Биатлон, независимо от нашего желания, становится другим. Сейчас мы все учимся правильно себя вести в новых условиях. В том числе и при общении с прессой.