Вечный бестселлер, или ЭПО и "дело Старых и Юрьевой"

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

Скоро месяц, как нет никаких новостей в деле Ирины Старых и Екатерины Юрьевой, которых поймали на эритропоэтине (ЭПО) – "тяжелом наркотике" профессионального спорта, так любимом многими биатлонистами прошлого и настоящего.

Последние донесения датированы Международным женским днем, когда не знающий ни сна, ни отдыха Международный союз биатлонистов заявил, что в пробах "B" Юрьевой и Старых был обнаружен именно эритропоэтин, а не зараженные кленбутеролом котлеты или иной допинг, который, как любят представлять себе любители детективного жанра, спортсменам подсыпают в пищу их конкуренты.

Казалось бы, какие тут вопросы, пора сушить спортивные сухари… 30-летняя Юрьева так и поступила, заявив о завершении карьеры. Внимательный читатель, уверен, уже ознакомился с прощальным письмом Екатерины. Признания вины и раскаяния – ни капли. Дай Юрьевой еще один шанс, она, не исключено, попалась бы снова через пару лет. Или раньше. К большому облегчению, больше двух раз в спорте этого делать не дают.

26-летняя Старых – та, что стремительно, меньше чем за сезон, проделала путь до одной из главных надежд женской биатлонной сборной на Олимпиаде в Сочи, но попалась на эритропоэтине, из спорта уходить не собирается. Несмотря на критику некоторых своих поступков, за которые Ирину в страшной спешке выводили из состава олимпийской сборной под улюлюканье недоброжелателей. "Пишут всякую гадость вместо того, чтобы нас каким-нибудь образом поддержать. Неприятно", – наболело в Сочи у тренера спортсменки Владимира Королькевича, упоминавшегося в числе главных творцов взлета Старых в самом разгаре карьеры.

Мир, к счастью, не без добрых людей. Старых спортивная Россия в беде не бросила. Более того, бьется за репутацию Ирины, а заодно и Королькевича, оказывая тому запрошенную поддержку. Виталий Мутко еще в феврале морально подготовил к тому, что будет перетягивание каната: "Есть серьезные вопросы по процедуре".

Под процедурой министр почти наверняка подразумевал новую методику теста на ЭПО, внедренную еще в прошлом году ради эффективной борьбы с набравшими популярность "биосимилярами" с их сложной химической структурой. Более того, многие заговорили, что новый тест может положить конец "эпохе микродозирования" – широко распространенной среди современных допингеров стратегии.

Чтобы сделать длинную историю короткой: по прежней методике обнаружить синтетический эритропоэтин (существует ведь и природный) было трудно. Стало проще. Ради этого WADA изменила определенные показатели. Представители Старых, судя по всему, собрались с этим поступком поспорить.

За последние 15 лет тест на эритропоэтин – вечный бестселлер, который стал пользоваться безумным спросом в видах спорта на выносливость с момента своего появления на рынке в конце 1980-х годов, – менялся регулярно. Это была игра в догонялки, где допингеры всякий раз оказывались как минимум на шаг впереди.

Поначалу ЭПО кололи почти неограниченно, потому что теста не существовало вовсе. А когда он появился, колоть стали не просто в тело, а прямо в вену, что в несколько раз сокращало время на выведение субстанции из организма.

Микродозы стали своего рода защитной реакцией на появление внесоревновательного тестирования. Пусть спортсмен не знал, в какой момент в его дверь позвонит допинг-офицер, но, продолжая колоть ЭПО (в вену малыми дозами) даже поздно вечером, мог совершенно не опасаться открывать дверь офицеру ранним утром.

В прошлом остались времена, когда офицер жал на звонок, а спортсмен, понимая, что находится на грани провала, лежал под кроватью с переведенным на беззвучный режим телефоном в руке, притворяясь, что его нет дома. Мало что изменили и биологические паспорта: микродозы позволяли поддерживать показатели крови спортсменов пусть и в высоком, но стабильном состоянии.

В случае, если новый тест WADA – глоток воздуха и короткий праздник на улице "чистых" атлетов, российские спортивные власти, хочется надеяться, не позволят втянуть себя в авантюру.

Не бросать своих – хорошо, но пока отечественные спортсмены колют себя (или позволяют колоть) эритропоэтином, а потом вместе с тренерами разводят руками, винят всех вокруг и грозят судами, наша попытка отправиться в крестовый поход против WADA будет со стороны смотреться так же нелепо, как конференция по антитеррору под патронатом Усамы Бен Ладена.