Участник Олимпиады в Сочи отстранен от выступления за сборную России из-за положительного теста на допинг
Александр Логинов не сможет стартовать на первом этапе Кубка мира в шведском Эстерсунде, несмотря на то что его фамилия значится в предварительной заявке нашей сборной. Союз биатлонистов России в четверг отстранил 22-летнего спортсмена от тренировок и соревнований после того как стало известно о положительной допинг-пробе Логинова. Информация об этом деле пока очень скупа: антидопинговые инстанции Международного союза биатлонистов (IBU) вообще славятся своей неспешностью. Однако не исключено, что в нынешнем сезоне нашей мужской команде придется обходиться без этого перспективного спортсмена.
"Союз биатлонистов России официально сообщает о том, что биатлонист Александр Логинов временно отстранен от тренировок и официальных стартов в связи с информацией Международного союза биатлонистов (IBU) об обнаружении в его пробе, взятой в период внесоревновательной подготовки в ноябре прошлого года, запрещенного препарата, – говорится в официальном сообщении СБР. – По просьбе спортсмена СБР запросит в IBU полный пакет документов для выяснения всех данных анализа, чтобы впредь не допускать подобных моментов".
По неофициальной информации, речь идет об эритропоэтине, с которым связаны все последние громкие допинговые инциденты в российском биатлоне, в том числе – дисквалификации Ирины Старых, Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко. Напомним, что пробы Старых и Юрьевой были взяты в тот же период – в конце осени и начале зимы-2013/14. Для россиянок данная история закончилось пропуском Олимпиады в Сочи и очень серьезными наказаниями – Старых была дисквалифицирована на два года, а Юрьева (попавшаяся на допинге во второй раз) – на восемь лет. Рекордно медленная реакция IBU на пробу Логинова, по данным "СЭ", связана с тем, что в свете допинговых подозрений в отношении всей российской команды к замороженным анализам недавно были применены новые методы исследования, которые дали основания для новых обвинений.
Не исключено, что эти методы можно будет оспорить, равно как и внезапное желание антидопинговых органов устроить повторные проверки в отношении Логинова. Однако вряд ли адвокаты россиянина смогут сослаться на "давность лет". В истории спорта уже были прецеденты, когда замороженные пробы спортсменов исследовали и спустя восемь лет после окончания соревнований, раздавая дисквалификации и отбирая медали без оглядки на минувшие годы. В случае признания вины Логинова глобального пересмотра результатов, к счастью, делать не придется. Хотя у сборной России теоретически могут отобрать победу в эстафете на этапе прошлогоднего Кубка мира в Анси (Логинов бежал в ней на втором этапе). А сам Александр может быть лишен лучшего результата в карьере – второго места на этапе Кубка мира в Контиолахти.
Итогов Олимпиады в Сочи "допинговое дело Логинова" практически не коснется – Александр стартовал на тех Играх только в индивидуальной гонке, где занял 30-е место. А вот нынешним тренерам спортсмена в этой ситуации можно только посочувствовать. Дело в том, что минувшим летом Логинов сменил свою родную Саратовскую область на Тюмень, где ему предложили более комфортные условия для жизни и тренировок. Теперь же выясняется, что все переживания по поводу переезда перспективного спортсмена в другой регион были напрасны – уже в тот момент, когда молодой биатлонист вел переговоры с новыми работодателями, он находился на крючке у антидопинговых служб. Хотя сам Александр этого наверняка не знал. Вообще для руководителей отечественного биатлона все случившееся, похоже, стало полной неожиданностью.
Допинговые истории
в российском биатлоне
Однозначно говорить о неизбежной дисквалификации Логинова пока неправильно. Слишком мало информации обнародовано по поводу его допинг-пробы. Не исключено, что ему удастся отделаться выговором или уменьшить стандартный двухлетний срок отлучения от спорта. Единственное, на что точно нет смысла рассчитывать, так это на быстрое расследование дела в недрах Международного союза биатлонистов. Намеренно или в силу каких-то объективных причин эта организация является одной из самых медлительных в отношении вердиктов о пойманных на допинге спортсменов. На решение по поводу Старых и Юрьевой IBU потребовалось полгода. И нет никаких оснований надеяться, что сейчас все пойдет быстрее.
Для Логинова даже двухлетняя дисквалификация – не конец света. Возраст еще позволяет этому спортсмену вернуться в элиту и попытаться заново выстроить свою карьеру. С этой точки зрения, в его интересах не затягивать тяжбу с IBU, а признать свою вину и спокойно готовиться к Олимпиаде-2018.
Другой вопрос, что сейчас складывается достаточно неприятная ситуация с поисками виновных в допинговом разгуле, который, как теперь выясняется, имел место в нашей сборной в начале прошлого олимпийского сезона. Весной этого года в Союзе биатлонистов России сменилась власть, и спрашивать за случившееся теперь вроде как не с кого. Никто не знает, какие "допинговые приветы" из прошлого мы еще можем получить. И гарантированы ли мы от новых положительных допинг-проб, например, в нынешнем сезоне.
Охота антидопинговых служб IBU на российских биатлонистов тоже вызывает вопросы, но для начала нам неплохо было бы выловить бревно в собственном глазу. Безусловно, инцидент с Логиновым косвенно бросает тень на нынешнего тренера мужской сборной Александра Касперовича, который работал с этим спортсменом еще в молодежной сборной. Однако в прошлом сезоне Александр провел много времени с главной командой, за которую отвечал ушедший после Олимпиады в отставку Николай Лопухов.
– Мы шокированы этой информацией, – приводит слова Александра Касперовича "Весь спорт". – Не понимаю, как такое могло произойти. В нашей команде ко всем запрещенным препаратам негативное отношение, и никто из спортсменов не применяет допинг. Сейчас мы будем ждать вскрытия пробы "В" и будем выяснять причины. Интересно, что все пробы, взятые у Логинова после 26 ноября, показали отрицательный результат. Нам непонятно, почему именно сейчас вскрыли пробу от 26 ноября 2013 года. Саша даже витамины без консультации не принимает, поэтому для нас ситуация очень непонятна.
Прежнее руководство СБР предпочитало спускать допинговые инциденты на тормозах, не обнародуя подробности расследований, и не называя имена истинных виновников в применении запрещенных веществ. По официальным каналам мы так и не узнали о том, как ЭПО на самом деле попал в организм Екатерины Юрьевой, Дмитрия Ярошенко и Альбины Ахатовой в 2009-м. То же самое произошло, когда тот же допинг в конце 2013 года был обнаружен у Ирины Старых и вновь – у Екатерины Юрьевой. Изменится ли эта страусиная тактика при расследовании "дела Логинова" при новой власти? Или нам снова придется читать между строк и собирать слухи о медицинских экспериментах над нашими спортсменами?