Тренер чемпионки мира Екатерины Юрловой – о своей подопечной, Кайсе Мякяряйнен и российском биатлоне
Владимир ИВАНОВ
из Контиолахти
В прошлом Анатолий Хованцев был старшим тренером сборных России, Финляндии, Эстонии и Украины. После Олимпийских игр-2010 в Ванкувере вернулся на родину, однако в том же сезоне был уволен президентом Союза биатлонистов России Михаилом Прохоровым в прямом эфире по ходу эстафеты чемпионата мира в Ханты-Мансийске. Хованцев долго переживал ту странную историю. Уехал в Финляндию, где по сей день и трудится в клубе "Контиолахти". В мае 2014-го его попросили позаниматься с Екатериной Юрловой. Ее на тот момент многие уже списали со счетов. Он согласился. И теперь вряд ли когда-нибудь об этом пожалеет. Золотую индивидуальную гонку Хованцев смотрел в домике неподалеку от стадиона – приболел. На следующий день после триумфа ученицы к нему наведался корреспондент "СЭ".
– Вы были уволены во время эстафеты на чемпионате мира-2011, после того как по три штрафных круга схватили Богалий-Титовец и… Юрлова. Видите символизм в том, что теперь именно Екатерина под вашим руководством принесла России столь долгожданное золото?
– Да, в этом есть какая-то справедливость. Не скрою, у меня были определенные обиды. Но в то же время понимаю, что тренерская работа не бывает гладкой. К этому нужно быть готовым.
– Осознаете, что Юрлова воспользовалась своим, возможно, единственным шансом? Второго у нее могло и не быть.
– Разумеется. Перед чемпионатом мира я честно сказал Кате, что в эстафету ее точно не поставят, и права на ошибку у нас нет. Она улыбнулась и ответила: "Анатолий Николаевич, а мы пойдем дальше – попадем в масс-старт". Так и получилось.
– Вы начали работать с Юрловой с июня. Почему поверили в нее?
– Ее искусственно выдавливали из команды. Например, в прошлом сезоне ей каким-то удивительным образом не нашлось места ни в одной из групп – ни у Вольфганга Пихлера, ни у Владимира Королькевича. Хотя, по большому счету, после того как дисквалифицировали Екатерину Юрьеву и Ирину Старых, она должна была ехать на Олимпийские игры.
– Мне кажется, что вас с Юрловой объединило чувство несправедливости. Вас уволили из команды в 2011 году, ей не находилось места впоследствии – и вы решили доказать всем, что это было ошибкой.
– Возможно. Она ведь на самом деле в 2011 году выступала на хорошем уровне. На чемпионате мира в Ханты-Мансийске Катя трижды "заезжала" в десятку! И я знал, что это не предел для Катерины. Вот и попробовал вернуть ее на прежние позиции. Отбор в команду получился непростым: пробивались через "Ижевскую винтовку", чемпионат Европы. Были сложности в осенней части подготовки. Но мы прошли этот путь. Потом Катя утвердилась в команде на этапах в Нове-Место и Холменколлене, хоть ей и приходилось стартовать в последних группах.
– Что за сложности в осенней подготовке?
– Ее обещали взять с командой на снежные сборы. Потом набрали других девочек, и все отменилось.
– Старший тренер женской сборной Владимир Королькевич признавался, что, увидев состояние девушек в начале сезона, не был уверен даже в том, что хоть кому-то удастся попадать в десятку. Какие мысли были у вас после первого совместного сбора с Юрловой?
– Понимал, что при удачной стрельбе Катя будет попадать в десятку. Все-таки у нас были совместные тренировки с лидером сборной Финляндии Кайсой Мякяряйнен, и я видел, как Юрлова смотрится на ее фоне.
ЗОЛОТАЯ ГОНКА
– Правда, что вы уже после третьей стрельбы во время индивидуалки сказали: Екатерина отстреляет на ноль?
– Да, я был уверен в этом после того как увидел выражение ее лица. В нем была настоящая спортивная злость. Настрой Юрловой полностью совпадал с ее действиями.
– После заключительного выстрела были сомнения, что ее может не хватить до финиша?
– Никаких! Ее уровень подготовки позволяет удерживать 30-секундное преимущество над кем угодно. Тем более Юрлова провела летом на этой трассе два полноценных сбора по 18 дней. Да и на снегу мы с Катей готовились в Контиолахти. Технику прохождения знаменитого подъема ("стены") отрабатывали часами. И в гонке она отыграла на ней у Габриэлы Соукаловой около четырех секунд.
– За счет чего можно выигрывать на "стене"?
– Мы долго отрабатывали технику двушажного хода. На этой горке должен быть постоянный контакт снега с лыжами. Длинные прокаты здесь не нужны – это только замедляет скорость.
– Мне рассказывали, что начав работать с Юрловой, вы стали корректировать ей технику. А ведь летом ей исполнилось 29. Выходит, технику можно менять в любом возрасте?
– Да, если речь идет не о глобальных изменениях. Если начинаешь сильно все исправлять, у спортсмена часто возникают сложности. В стрессовых ситуациях, на соревнованиях, в голове все перемешивается, и на выходе не получается ничего. Мышечную память перезагрузить очень сложно.
– Еще одна особенность местного стадиона – подход к огневому рубежу. Перед ним нет спуска, из-за чего биатлонистам негде перевести дыхание. Не сомневаюсь, что летом вы уделяли этому моменту огромное внимание.
– Безусловно. Катя четко понимала, как ей подходить к стрельбищу. Не случайно только ей удалось отстрелять чисто. Считаю огромным успехом выступление Дарьи Виролайнен, которая допустила лишь один промах. После тяжелого подъема в Контиолахти сразу идет равнина, на которой нужно работать. Такого больше нет нигде. Ну, разве что отчасти в Оберхофе. Найти правильный баланс скорости и восстановления удается далеко не всем.
НЕПОНЯТНО, ПО КАКОМУ ПРАВУ ВЫСТУПАЕТ РОМАНОВА
– Юрлова оперативно включена в эстафетный состав. Нет опасений по поводу того, что она давно не стартовала в эстафетах на самом высоком уровне?
– После этапа Кубка мира в Холменколлене я позвонил Королькевичу. Спрашивал, почему Катю там не поставили в эстафету. Ну, где еще ее можно проверить? Он ответил, что у нее проблемы со "стойкой", и напомнил мне про чемпионат мира 2011 года, в котором Катя зашла на три штрафных круга. Но ведь там же был такой ветрище! Это была лотерея. Когда меня уволили, я не высказал ничего ни Богалий-Титовец, ни Юрловой. Не знаю, кто там что-то напел Королькевичу, но результат видите сами. Пытался убедить его и в том, что Катя должна бежать спринт. Промахнись она в Холменколлене на один раз меньше, попала бы в десятку! А с двумя штрафными кругами она пробежала в одно время с отстрелявшей чисто Романовой, которая вообще выступает непонятно по какому праву. Яна – чистый эстафетчик, который ничего не показывает в индивидуальных гонках. Но ей почему-то всегда находится место на старте. Думаю, у нас есть кандидатуры не слабее.
– Второй этап – оптимальный для Юрловой на данный момент?
– Придется непросто. Скорее всего, забойщиком будет Романова и, как ни крути, в лидерах она не придет. Яна будет проигрывать. Возможно, много. То есть Кате заведомо нужно настраиваться на отыгрыш позиций. А всей нашей команде – рассчитывать на безошибочную стрельбу. Как у ребят, которые в этом сезоне на одном из этапов на четверых использовали лишь один запасной патрон. Кстати, это вовсе не рекорд. В сезоне 1995 - 1996 годов мы выиграли абсолютно все эстафеты, и в четырех из них брали лишь один дополнительный патрон. Ребята даже шутили между собой перед гонкой, что того, кто один раз промахнется, отправят на замену. У Володи Драчева спросите, он хорошо помнит.
Екатерина ЮРЛОВА (в центре) и Кайса МЯКЯРЯЙНЕН (справа)
на пьедестале вместе с Габриэлой СОУКАЛОВОЙ.
Екатерина Юрлова: "Договорилась с небесами"
СМС ОТ МЯКЯРЯЙНЕН
– Кайса Мякяряйнен на самом деле прислала вам СМС с поздравлением?
– Да, а потом еще и ММС сразу после награждения (показывает сообщение от Мякяряйнен, на котором селфи Кайсы и Юрловой, стоящих в обнимку с медалями). Я хоть и не в составе сборной Финляндии, но с Кайсой у нас постоянный контакт. После неудачных спринта и пасьюта мы провели очень важную тренировку, она пошла на пользу Мякяряйнен.
– Правда, что именно вы отговорили ее участвовать в лыжном чемпионате мира?
– Я сразу сказал ей, что ехать в Фалун – не самая лучшая идея. Запретить ей, конечно, я ничего не мог. Но она прислушалась. Убежден, что это правильное решение. Распыляться на два крупных старта подряд очень сложно. На первом ты выхолащиваешься, а времени для базовой подготовки на второй просто нет. Хотя в той же эстафете она однозначно помогла бы команде. Не исключаю, что на следующем чемпионате мира, который пройдет в Лахти, это и произойдет.
– Не каждый получает сообщения от Мякяряйнен после финиша. Какова ваша заслуга в ее успехах?
– Оба сбора, которые здесь проводила Юрлова, она работала с нами. Правда, на одном – небольшой период времени. Приезжала Кайса сюда и на снег. В этом году нам удалось плодотворно поработать над стрелковой подготовкой. Перед началом сезона сборная Финляндии проводила сборы в Муонио, там же у команды проводился отбор на этапы Кубка мира. Кайса подошла и сказала, что у нее все очень плохо складывается. В итоге она раньше времени уехала с того сбора, мы около 10-12 дней поработали с ней здесь, потом еще в Вуокатти подкорректировали стрельбу. Все наладилось. По ходу сезона Кайса приезжала сюда в "окна" между этапами Кубка мира.
КАК МАЙГУРОВ С КОРОЛЕМ НОРВЕГИИ О ТЕХНИКЕ РАЗГОВАРИВАЛ
– За счет чего Мякяряйнен и Дарье Домрачевой удается выглядеть выше всех на голову по ходу сезона?
– Талант. Когда я работал с мужской российской командой, у нас тоже были такие: Сергей Чепиков, Владимир Драчев, Сергей Тарасов, Виктор Майгуров. Кто бы что ни говорил, но без задатков больших высот не добиться. Второй важнейший момент – правильная подготовка. Третий – полноценное восстановление после тренировок. Если его нет – идет выхолащивание резервов организма. Так можно подойти в хорошей форме к началу сезона, но с каждым следующим стартом состояние будет ухудшаться. Четвертое – оптимальная техника. Все это в комплексе у Кайсы и Даши на сегодня выше остальных.
– Техника россиянок сильно хромает по сравнению с ними?
– Нет-нет. Если говорить именно о технике хода, то на сегодня она практически у всех одинаковая. Визуальная разница вызвана тем, что у всех спортсменов разные антропометрические данные. Биомеханика же одна, поскольку коньковый ход развивается достаточно давно. Примерно в 1993 - 1996 годах наша мужская команда резко увеличила объем специальной силовой работы. Особенно на руки. У ребят сразу появилось огромное превосходство над остальными. А потом с каждым сезоном преимущество таяло. Критики сразу начали кричать о том, что мы ослабили хватку.
– Что было на самом деле?
– Тренеры ведущих стран проанализировали нашу технику, сделали выводы и тоже сместили акцент в сторону силовой работы. О чем говорить, если даже король Норвегии заметил, что наши ребята мощнее работают руками.
– Король?!
– Витя Майгуров выиграл спринт на этапе Кубка мира в Холменколлене, еще трое наших вошли в десятку. После этого мы выиграли эстафету. Король пригласил нас к себе на чествование. Заметил, что они долго о чем-то разговаривали с Майгуровым. Оказалось, король, наблюдая за гонками по телевизору, пришел к выводу, что россияне очень сильно толкаются руками в спринте и сразу сказал, что именно наша команда выиграет эстафету. Понимаете, что если такие люди замечают столь тонкие моменты, то специалисты "отсветили" ситуацию гораздо раньше.
– Если по биомеханике техника сейчас у всех примерно одинаковая, то за счет чего норвежским лыжникам удается доминировать над всем остальным миром?
– В первую очередь это связано с их селекцией отбора. На лыжах стоит буквально вся страна. На юношеских стартах в Норвегии участвует по 700 человек. А ведь это не такая огромная страна, как Россия. Второй момент: они постоянно учатся. Лет семь назад меня и немецких специалистов приглашали провести семинар по стрелковой подготовке. При этом наши методики, по сути, ничем не отличались. Немцы ведь сами используют советские наработки. Они долгое время готовили книгу "Биатлон". Если посмотреть аннотацию, то там сплошь наши авторы. Норвежцы также несколько лет кропотливо трудились над методическим пособием для подготовки лыжников, биатлонистов и двоеборцев. Брали самое рациональное у России, Германии, Швеции, Италии, Франции. Есть ли у нас что-то подобное? Плюс другой момент.
– Какой?
– У нас практически вымерли деревни. Ведь именно оттуда приходила большая часть сильных лыжников и биатлонистов. Люди с детства привыкали к физическому труду! А сейчас у нас – сплошь город. Простой пример: у моей дочки в школе, в Москве, два года не было учителя физкультуры.
Екатерина Юрлова. Дождавшаяся весны
ВАРИАНТ С ГРУППОЙ ПРИЕМЛЕМ
– Королькевич после этого сезона уходит из команды. В связи с успехами Юрловой вам наверняка будут поступать интересные предложения. Готовы в третий раз войти в ту же реку?
– Если честно, нет. У меня было предложение после 2002 года. Александр Тихонов говорил, что хочет видеть меня в роли тренера. Я не стал продлевать контракт с финнами, хотя они очень этого хотели, приехал в Россию, как вдруг выяснилось, что я больше неинтересен. В итоге, получив от ворот поворот, я неожиданно остался ни с чем. Три года работал в Эстонии, на Олимпийские игры в Турине ездил в составе сборной Украины. Снова вернуться в Россию? Маловероятно. Мне уже 65 лет, я пережил много стрессов.
– Хорошо. А если вам предложат еще несколько девушек к Юрловой, и вы будете работать в небольшой группе?
– Это более реально. Такой вариант приемлем. Плюс к этому, возможно, после этого чемпионата мира будем больше работать с Кайсой. В любом случае, никаких разговоров с руководством у меня не было, поэтому давайте пока не будем гадать.