Лидер бобслейной сборной России рассказал "СЭ" о сочинской трассе, которая, по его словам, не походит на трассу-убийцу в Ванкувере
- Мы говорим с вами за несколько часов до начала Кубка России. Нынешняя конфигурация трассы в Сочи окончательная? Или будет меняться?
- Не меняться, но корректироваться. Естественно, с учетом пожеланий спортсменов, которые на Олимпийских играх в Сочи будут выступать дома.
- Иными словами, с учетом ваших пожеланий.
- В том числе. Мы как следует протестируем трассу и дадим оценку. Трасса должна быть настолько быстрой и удобной, насколько нам это необходимо. Думаю, в марте она уже примет тот вид, который будет иметь на Олимпиаде.
- Вы имеете в виду внешний вид виражей или не только? К примеру, длину стартовой эстакады тоже еще можно изменить?
- Нет. Конечно, эстакада останется в том виде, в каком она есть сейчас. Я имею в виду радиус входа-выхода виражей и скольжение льда как такового.
- Как вы в двух словах рассказали бы о сочинской трассе?
- Она с виду легкая. Но это обманчивое впечатление. Доедут до финиша все, могу вас уверить. Но вот доехать быстро сумеют единицы.
- Это не трасса-убийца, как в Ванкувере?
- Нет-нет. Скорость будет в пределах 135 - 140 км/ч. Почти все современные треки оставляют тебя в этих скоростных пределах. Исключение - Ванкувер. Когда ты идешь больше 150 км/ч и уже после третьего виража набираешь 100 км/ч - пилоту становится непросто.
- В чем это проявляется?
- В перегрузках. Давление на глаза увеличивается. Все это сказывается на скорости принятия решений.
- Саночник Альберт Демченко рассказывал, что у каждого спортсмена существует свой персональный скоростной лимит. Кому-то комфортно на 120 км/ч, а на 130 км/ч он уверенно ехать уже не может. У вас такой лимит существует?
- Каждый пилот сам выбирает самый короткий путь по виражам. Для этого требуется тщательный анализ всей трассы целиком.
- Новый главный тренер сборной России Пьер Людерс называет трассу в Сочи очень технической. Что это означает - что на ней нельзя просто "засадить" на старте, а дальше хоть руль отпускай?
- В Сочи такое невозможно. Здесь можно мощно стартовать, но растерять все по трассе. На первый план выйдет мастерство пилотов. Но и про разгон ни в коем случае забывать нельзя. Быстрый старт и техничное прохождение - вот комплекс задач, который придется решать экипажу. Если он, конечно, хочет здесь победить.
- Трассы действительно бывают разными. Какое значение будет иметь прохождение верхнего участка в Сочи?
- Ключевое. Потерянную наверху скорость просто негде будет набрать заново. Смотрите, после пятого виража - контруклон, значит, скорость будет гаситься. После седьмого виража - прямая, затем, после четырнадцатого, - еще один контруклон. Пилоту постоянно придется думать о том, как удержать темп. Это ключ к успеху.
- На разгоне у российских экипажей по идее должно быть преимущество. Вы можете позволить себе довести старт до автоматизма в то время, как другие команды будут такой возможности лишены.
- Мы очень внимательно работаем над разгоном. Смотрим, думаем, как более эффективно использовать наше преимущество, которое у нас, безусловно, есть. Изучаем траектории, анализируем видео. Пьер Людерс очень активно помогает нам в этом вопросе. Сам выходит на лед. Пробуем, ищем. Нам обоим хочется вывести идеальную формулу действий на разгоне.
- Языковой барьер вам в общении с Людерсом не мешает?
- В принципе мы нормально общаемся. Но когда речь идет о тонкостях, говорим через переводчика.
- О задачах на сезон спрашивать, наверное, бессмысленно? Чемпионаты Европы и мира стоят особняком.
- Им особенное внимание. Сделаем все, чтобы правильно подготовиться именно к этим стартам. Если понадобится, предоставим посреди сезона короткий отдых сильнейшим разгоняющим. Им особенно важна свежесть перед чемпионатом Европы, так как мировое первенство начнется почти сразу следом за ним.
- Немного жаль, что чемпионат мира-2013 по срокам не совпадет с сочинскими Играми, которые пройдут через год. Ведь можно было бы уже сейчас разработать стратегию подготовки к Олимпиаде и проверить ее эффективность.
- Да, это было бы удобнее. Но финал Кубка мира в Сочи, который запланирован на март, то есть после мирового первенства, трудно было вставить между ним и чемпионатом Европы. Слишком накладно это было бы для команд - каждый переезд для каравана Кубка мира встает в большие деньги. Ничего страшного, календарь таков, какой он есть.
Сергей БУТОВ
Сочи - Москва