СВОЯ КОЛОНКА
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
В субботу на турнире в калифорнийском городе Карсон засветился Оскар Де Ла Хойа. Вроде бы ничего необычного в этом нет. Там проходил большой боксерский вечер, включавший три чемпионских боя, и где же еще быть главному владельцу одной из крупнейших промоутерских фирм Golden Boy Promotions? Тем более что здесь выступали его бойцы.
Проблема, однако, заключается в том, что Де Ла Хойа в последние годы столько раз не бывал там, где должен был быть, и, наоборот, бывал там, где не должен, что многие на это обратили внимание. Как и на то, что он хорошо выглядел, чему многие здорово обрадовались, потому что Оскар относится к тем немногим успешным, богатым и красивым людям, которых любят, подтверждая тем самым, что есть вещи посильнее зависти.
Нет, Де Ла Хойа, к счастью, не страдает от какой-то тяжелой болезни. Он просто пьет. Скорее всего, есть у него и какие-то проблемы с наркотиками. Открыто об этом заговорили три года назад, но слухи ходили уже давно. Верить не хотелось, однако пришлось.
Впервые больше десяти лет назад об этом сказала его первая (кажется, так и не зарегистрированная) жена Шанна Моуклер, победительница каких-то конкурсов красоты, а позже, уже после расставания с Оскаром, модель "Плейбоя". Но на ее слова обратили мало внимания, потому что, во-первых, это вовсе не обязательно было правдой, а во-вторых, от житья с такой стервой запил бы и святой, если бы его угораздило с ней связаться.
Потом долгое время все было спокойно, пока, наконец, не выплыло наружу через три года после окончания Оскаром профессиональной карьеры. Зато теперь всплыло так, как всплывает большая подводная лодка: с шумом, гамом, расходящимися во все стороны волнами. Крики чаек с успехом заменяли крики представителей и особенно представительниц прессы: как, почему?
Да, бывшие боксеры, к глубокому сожалению, нередко спиваются. Но это обычно вызывается или по крайней мере сопровождается полным разорением, развалом семей и другими подобными радостями жизни. А тут-то в чем дело? Владелец крупной промоутерской фирмы, дела идут прекрасно. В семье вроде бы тоже теперь все нормально. Разумеется, самые добрые прошипели: "С жиру бесится", – но их как-то не поддержали, и они быстро сделали вид, что это сказали не они, а прохожие.
Я не думаю, что Де Ла Хойа бесился с жиру или заливал душевную пустоту, которую, если она есть, не зальешь ничем, потому что у нее нет дна. Есть люди, которые не любят войну, но, раз попробовав, жить без нее не могут. Бокс – не война, но что-то от боевых действий в нем, несомненно, есть.
У Владимира Высоцкого была такая совершенно потрясающая, но теперь почему-то полузабытая песня "Охота на кабанов". Мне довелось услышать одну из первых ее записей. Исполнил он ее так, что пробирало не то что до костей, а до костного мозга. Сначала там идет жесткое и даже жестокое описание охоты, от которого в память навсегда врезался осколок фразы: "…только полз присмиревший подранок, завороженно глядя на ствол". А потом: "Снес подранку полчерепа выстрел, и рога протрубили отбой".
И тут неожиданно выясняется, кто такие эти жестокие охотники, и слово дается непосредственно им: "Это, вроде, мы снова в пехоте, это, вроде, мы снова в штыки", – после чего следует авторское: "Это душу отводят в охоте уцелевшие фронтовики". И их становится жалко больше, чем убитого ими подранка, потому что его мучения кончились, а их – продолжаются. Война изменила их навсегда, отучила от обычной жизни, к которой в полной мере они вернуться так и не сумели.
Надо еще сказать, что эту песню дал мне впервые послушать больше тридцати лет назад друг нашей семьи, фронтовик. И, слушая "Охоту на кабанов", надо думать, не в первый и даже не в сотый раз, он плакал. Здоровенный мужик с кулаками, как пивные кружки, тогда еще не старый, лет шестидесяти, не больше, после войны еще и срок ни за что отмотавший, а вот сидел и плакал, потому что какая-то его часть все рвалась на войну, которую он ненавидел даже больше, чем тюрьму.
Вот и какая-то часть Де Ла Хойи рвется на ринг, где прошла его молодость. Душа горела, и этот пожар он пытался залить тем, от чего тот только больше разгорался, а своей охоты на кабанов не нашел. Даст Бог, найдет и успокоится. И это может быть вовсе не охота. Бывает, что просто хорошая женщина найдет, чем залить твой пожар.