Миша Алоян: "Хочу поменять имя"

Telegram Дзен

Победитель чемпионата мира-2011 в категории до 52 кг 23-летний Миша Алоян не намерен уходить в профессионалы, но считает верной идею отмены шлемов в любительском боксе.

Он родился в Армении, а в Новокузнецк переехал восьмилетним. Спустя год сносно заговорил по-русски, а еще через какое-то время понял: бокс - призвание всей его жизни. В зал пришел в буквальном смысле с улицы, которая порой была несправедливо сурова к южному мальчишке и не раз заставляла его пускать в ход кулаки. На сайте Алояна - подраздел "Моя Нация". Миша принадлежит к народу езидов, чьим самым известным на территории России представителем, пожалуй, и является.

- Своим родным городом считаю Новокузнецк, - признался чемпион. - Хочу, чтобы все это знали.

- Но живете вы на два города?

- Так было до 15 октября, однако в прошлую субботу в моей жизни произошло важное событие - я женился. Моя супруга Гретта учится в Новосибирске, и я решил остаться в этом городе. К тому же здесь меня обеспечили жильем.

- Давайте начнем с вопроса, многих волнующего. Почему вас зовут не Михаил, а Миша?

- У нас, езидов, детей принято называть не полным именем, как, например, в России, а уменьшительным. Моему отцу понравилось имя Миша, и он дал его мне. Так и записали в свидетельство о рождении, а позднее - в паспорт. Хотя Михаил, считаю, - правильнее. Поэтому буду подавать заявление на смену имени.

- Тем более в сорок лет зваться Мишей, наверное, не слишком статусно…

- Я не о себе забочусь. Просто у моих будущих детей должно быть нормальное отчество. Мишаевич, или Мишаевна - вы себе такое представляете?

- Чемпионат мира стал достоянием истории, сошли и первые эмоции. Каким бакинский турнир останется в вашей памяти?

- Я очень доволен подготовкой к чемпионату, в этом заслуга моего тренера, отличного специалиста Эдуарда Викторовича Кравцова. Труды не ушли в песок, и это здорово. Установка тренера не была больно мудреной: ты должен быть на голову выше всех. Не играться на ринге, не проводить разведку - а начинать боксировать с первой же секунды. Знал, какое отношение будет ждать меня в Баку. Две недели прожил в гостинице, ни разу даже по улице не прошелся.

- Какую задачу ставили перед собой накануне турнира?

- Взять золото. Я ведь еще два года назад в Милане вполне мог выиграть, предпосылки для этого были. Ну и в первую очередь, конечно, требовалось получить олимпийскую лицензию, а для этого предстояло выиграть два боя. Завоеванная именная путевка на Игры - определенная ступень, порой расслабляющая спортсменов. Главную задачу, мол, выполнил. Но я расслабляться не стал - и в оставшиеся до Олимпиады десять месяцев должен еще более ответственно относиться к тренировкам и внесоревновательной жизни, беречь свое здоровье. В Лондоне обещаю сделать все, что умею на ринге. Если это получится, думаю, победа мне гарантирована. Игры и чемпионат мира - несравнимые вещи.

- Кто может вас в Лондоне победить?

- Таковых не вижу. Основные соперники хорошо известны, не раз доводилось с ними боксировать. А главной своей победой в Баку считаю полуфинальную - над Рауши Уорреном. Этот американец не проигрывал четыре года, если не считать Игры в Пекине, где он уступил случайно, по вине секундантов. Оппозиции сильнее у меня прежде не было. Теперь-то я знаю, как с ним сладить: дай бог повторить тот же результат и на Олимпиаде.

- Миланская бронза большой радости вам не принесла. Она еще сидит занозой в памяти?

- После того чемпионата два с половиной месяца не мог спать по ночам, мучился сильно. Наверное, не все понимают, что для спортсмена значит проигрыш. Там действительно был удар! И вот, наконец, я себя немного успокоил, преодолел неприятный барьер. Знаете, можно быть сильнее соперника, но уступить. Бывают случайные поражения. А нынешнее золото вселяет веру, потому что Олимпиада уже ощущается, она на горизонте.

- В чем конкретно прибавили за два прошедших года?

- Во многом. Усовершенствовал технико-тактическую подготовку. Физическая мощь у меня нынче принципиально иная. Ну и главное, изменилось мое отношение к боксу. В Милане был еще юным, "горел", делал много лишних движений. А сегодняшний Миша Алоян более расчетлив, силен и обладает накопленным опытом.

- В свою категорию укладываетесь без проблем?

- Абсолютно. Мой вес - всего-то 54 килограмма, так что могу согнать лишнее за два-четыре дня. С весом не мучаюсь.

- Турниры среди любителей, тем паче минувший чемпионат мира, вызывают огромное количество вопросов по судейству, дело чуть ли не до истерии доходит. Как считаете, удастся ли победить судейский беспредел?

- Не стал бы называть это беспределом. Проблемы с судейством возникают во всех видах спорта, не только в боксе. Другое дело, к России всегда такое отношение. Нашим боксерам всю жизнь приходится быть на голову выше своих соперников, чтобы победа была в кармане. Я лично ждал от судейства на чемпионате чего-то подобного, но не могу сказать, что мои удары принципиально не считали. Показывал хороший бокс и был сильнее каждого противника.

- Однако, по мнению Кравцова, очков пять в вашем финале дали не в ту сторону.

- Насчет финала с Эдуардом Викторовичем согласен. Во втором раунде несколько ударов не засчитали.

- В какой плоскости таятся причины общего неудачного выступления сборной России, на ваш взгляд?

- Мне много раз задавали этот вопрос. Честно скажу: у меня нет ответа. Я болел за товарищей, но не вникал в подробности, думал о своей подготовке.

- После Игр в Пекине AIBA отказалась от просуществовавшей более десяти лет системы "четыре раунда по две минуты" и вернулась к традиционной формуле "три по три". Вам какая схема более по душе?

- Без разницы, но в новой-старой системе есть свои плюсики. При трехминутных раундах боксеры частенько устают, в концовке не могут нормально работать. А я - темповой боксер, поэтому длинные раунды мне играют на руку. К тому же Кравцов умеет качественно подготовить к выступлению по этой схеме.

- Эта формула гораздо ближе к профессиональному рингу. Вы о будущем переходе задумываетесь?

- Сейчас - нет. Если ближайшие Игры, дай бог, сложатся успешно, потом будут и следующие. В детстве я смотрел много профессиональных боев, в том числе, естественно, Майка Тайсона. В ту пору я и не знал о существовании любительского бокса и Олимпиады. Конечно, жизнь меняет мировоззрение человека, но если получается здесь, зачем что-то менять? Так что пока - никаких мыслей о профессионалах.

- В любительском боксе набирают силу разговоры об отмене шлемов. Вы бы поддержали такую инициативу?

- Да. Случись эти изменения, наш вид спорта стал бы куда более зрелищным.

- Но и более травмоопасным.

- Таков бокс. Каждый спортсмен прекрасно понимает, чем он занимается. В середине 2000-х с целью уменьшить риск получения травмы ввели перчатки Green Hill, так в них кулак не сжимался! Не стало нокдаунов и нокаутов, но кто будет это смотреть? Тык-тык, неполный контакт - такое людям не интересно. Зато теперь, при других перчатках и длинных раундах, в залах начали появляться зрители.

- Как вы относитесь к женскому боксу?

- Раньше относился плохо, но потом увидел несколько нормально боксирующих девушек. Видимо, у них есть склонность к боксу, и это даже здорово. Если получается и они свое дело любят, ничего против не имею.

- Но свою дочь туда не отдали бы?

- Конечно. Бокс - не женский вид спорта.

- Свой путь в спорте вы начали с борьбы. Почему в ней не остались?

- В третьем классе занимался три месяца. И мне нравилось! А затем прошли каникулы, и в пятом был объявлен набор в секцию бокса. Пошел с друзьями - и там мне понравилось еще больше.

- Чем конкретно?

- Большей динамичностью. Движение, удары - мне это близко. Также был очарован подходом Николая Михайловича Салихова, моего первого тренера. Он очень любил дисциплину, и было видно: тренер с умом. Отработал с ним семь лет, и до сих пор у нас отличные отношения.

- Лучших спортсменов обычно зовут в центральные регионы, в столицу. Отчего же вас заманить не удалось?

- Убеждали, звали. Случается, предлагают весьма серьезные суммы. Но если люди вывели меня на определенный уровень здесь, обеспечили все условия, почему же я должен от них уходить? Пусть буду получать меньше, зато останусь с теми, кто вкладывал в меня и финансы, и душу. Существует ведь и человеческая сторона вопроса. Меня поддерживают городской клуб "Сузунец", Новосибирский центр высшего спортивного мастерства, Обнинск. Необходимые средства членам сборной России выделяет Министерство спорта. В этом направлении все налажено и все, слава богу, хорошо.

- Ваш любимый боксер - Рой Джонс. Не грустно наблюдать за мучениями кумира на излете карьеры?

- Очень грустно. Джонс - великолепнейший, великий боксер. Он вытворял на ринге такое, что уму непостижимо. Равных ему я еще не видел. Увы, время Джонса прошло. Хотелось бы, конечно, чтобы он завязал, но не мне об этом говорить. Скажу только, что в моей памяти Рой Джонс остался тем самым абсолютным чемпионом.

- Кто из российских боксеров настоящего времени вам импонирует?

- Нравятся действия моего друга и партнера по сборной Альберта Селимова, чемпиона мира-2007. Также очень интересен стиль ведения боя Давида Айрапетяна. Вот эти двое мне импонируют.

- Селимов сильно переживал свою неудачу в Баку (выступавший в весе до 60 кг россиянин был дисквалифицирован в первом же бою за неочевидный удар соперника ниже пояса. - Прим. авт.)?

- Он был в шоке, в ступоре. Я проходил через подобное и знаю, что это такое. Видел, как Альберт готовился к чемпионату. Он очень много тренировался, работал даже больше, чем надо. Селимов подошел к турниру в великолепной форме, и когда случилось это несчастье, настрой упал у всей команды. Вот и у меня испортилось настроение, хотя на следующий день самому предстояло выходить на поединок.

- За своим сайтом следите сами?

- Нет, конечно. Его создание не являлось моей идеей, открыть страничку в интернете предложил друг, молодой бизнесмен из Новокузнецка. От меня требуется лишь читать новости и отвечать на вопросы.

- Вам это интересно?

- Если спрашивают молодые боксеры, а я могу им что-то подсказать, почему бы и нет?

- С Карелиным, главным спортсменом Новосибирска последних десятилетий, знакомы?

- Да. Сан Саныч напутствовал меня перед чемпионатом, делился опытом, которого у него в избытке. Карелин способен донести свои мысли так, что человек не сможет не воспринять его слова. С ним очень приятно общаться, наши беседы принесли мне немало пользы.

- Кравцов недавно стал главным тренером "Динамо", которому в ноябре предстоит взять старт в турнире серии WSB. На вашей подготовке его занятость не скажется?

- До принятия предложения от "Динамо" Кравцов все хорошо продумал. В его штабе много тренеров, а сборы будут проходить в Чехове, где смогу тренироваться и я. На тренировках же перед официальными стартами Эдуард Викторович всегда будет со мной. Знаю, что для него я - не пустое место. Кравцов хочет меня тренировать, и никаких проблем из-за его совмещения не вижу. К тому же он понимает: без него я не смогу развить в себе все необходимые качества. "Динамо" для Кравцова - одна из ступеней развития таланта. Ему всего 37, и в плане тренерской деятельности он становится все лучше и лучше.

- В составах выступающих в WSB команд есть и олимпийцы. Вы себя попробовать не хотите?

- Будучи первым номером сборной, думать об этом не стоит. Но сама идея организации подобных турниров - а в 2013 году появится еще одна серия с десятираундовыми поединками - позволяет совершенствовать бокс. Со временем все это, думаю, превратится в отменное зрелище.

Игорь ИВАШИН, Дмитрий ОКУНЕВ