Сто минут о флорентийцах Кличко

Telegram Дзен

Посреди боксерского затишья, которое продлится до конца лета, меня на прошлой неделе пригласили на премьеру фильма "Кличко". Честно говоря, пошел, потому что не знал, как отказаться. Не от отсутствия уважения к братьям. А потому что у меня было такое ощущение, что я это "кино" видел уже очень давно, и ничего нового мне там не покажут.

Меня ждало полное разочарование… в своих прогнозах. Час сорок, то есть сто минут, которые продолжался фильм, прошли совершенно незаметно, и нового я там увидел очень много.

Начну с самого начала. По интернету гуляет несколько уморительно смешных фотографий братьев в глубоком детстве. Такими забавными их делает то, что оба абсолютно узнаваемы, даже двухлетний Владимир. Представьте себе, что вам сначала покажут здоровенный и убедительный в своей мощи современный танк, а потом покажут фотографию маленького игрушечного танка и скажут, что вот этот, большой и страшный, вырос из него. А это он в детстве. Да-да-да, мы все видели фотографии разных знаменитостей в нежном возрасте и знаем, что из чего получается, но все равно это всегда как-то неожиданно. Так и хочется сказать, что это из этого не вырастает. Но, тем не менее, выросло.

В этом плане ничего нового в фильме не показали, те же самые фотографии, зато показали места, где они начинали свою жизнь. Братья ведь из военной семьи, и помотало их и по всему Союзу и по странам Варшавского Договора. От той жизни братья улетели куда дальше, чем космический корабль от земли, но когда их показывают в тех местах, ты видишь, как многое их по-прежнему связывает с теми мальчишками. Они у тебя на глазах снова становятся ими, когда рассказывают о своих детских шкодах. Например, Виталий, который поведал о том, как спрятал найденную мину под кроватью родителей. Ну, просто негде было больше прятать – это же так понятно. Впечатляет также вид комнаты, в которой ютилось все семейство Кличко несколько лет. Это я особенно рекомендую к просмотру тем, кто почему-то ненавидит братьев так, как будто те лично у них что-то украли.

Дальше – больше. Даже не предполагал, что существует такое количество видеозаписей братьев, когда они только начали заниматься спортом. Можно ли было представить себе рассказ тренера по каратэ, который сказал, что из всех, пришедших к нему заниматься, Виталий Кличко выглядел  самым раскоординированным. А потом тебе опять показывают, что из чего получилось, и это уже путь не от маленького танка к большому, а от несмазанной телеги к гоночному автомобилю.

Однако детство и молодость – это по-своему беспроигрышные темы. В конце концов, все мы в детстве были смешными, а в подростковой молодости какими-то немного странными. А вот перехода к более зрелым годам в фильме я откровенно опасался. Особенно не хотелось, чтобы после такого сильного начала все закончилось канистрой с сахарным сиропом, который будут лить и лить на твою бедную голову, рассказывая о том, какие братья самые лучшие и в том, и в этом, как они шли от победы к победе, от большого триумфа к еще большему, а закончилось все просто каким-то царством Кличко.

Но режиссер Себастьян Денхардт, снявший этот фильм, знал свое дело, и ничего подобного не получилось. Скорее, даже наоборот. Он как-то заострил свое внимание на тех эпизодах в их карьере, когда они проигрывали или оступались. Не было, правда, истории боя Владимира Кличко с Россом Пьюритти, его первым поражением, но, возможно, она просто не вставала в фильм композиционно, потому что всем остальным его поражениям внимания уделено более, чем достаточно.

Неудачи Виталия тоже не обошли вниманием. Чего стоит история его боя с Крисом Бердом, когда он вынужден был отказаться от продолжения поединка из-за тяжелейшей и невозможно болезненной травмы, а его потом заклевали люди, которые сами хнычут, поцарапав пальчик.

Вообще, фильм на удивление честен. Так, в нем была широко представлена история боя Виталия Кличко с Ленноксом Льюисом. Думаю, очень многие ожидали, что ее расскажут исключительно в том ключе, что только травма помешала Виталию тогда победить. Когда показали, как Льюис болтался во втором раунде, возможно, укрепились в этом мнении. Однако потом показали и очень тяжелые для Виталия эпизоды этого боя. Я даже загадал, покажут ли тот чудовищный правый апперкот Льюиса, который Виталий пропустил, если не ошибаюсь, в шестом раунде. К моему удивлению, показали и это, хотя никакой необходимости для создателей фильма в этом не было.

Совершенно отдельное место отведено в фильме семье: матери, которая никогда не ездит на бои своих сыновей, и отцу, в котором лично я как человек, послуживший в армии, сразу узнал представителя того на самом деле достаточно редкого типа настоящих советских офицеров. Тех, у которых в частях всегда был порядок, державшийся на их личном авторитете, а не псевдопорядок, обеспеченный "дедами" с беспределом.

Отец остался только на экране. В живых его уже нет. Умер почти сразу после боя Владимира с Дэвидом Хэем от последствий облучения, полученного в 1986 году в Чернобыле. Мне тогда самому оставалось служить полгода, и мы ждали, что как раз наш призыв туда отправят, но Бог миловал – нас туда не отправили. А старшего Кличко почему-то не помиловал. О том, что он обречен, знали давно. Мне об этом рассказал когда-то сам Виталий. Дело было в Нью-Йорке, мы стояли и разговаривали в холле гостиницы. К нам подошел пожилой мужчина с женой, они о чем-то очень дружески поговорили с Виталием, а когда они отошли, Виталий сказал мне: "Это один из лучших гематологов в Германии. У отца рак крови. Все-таки не прошел ему Чернобыль даром".

Необычный голос был у Виталия в тот момент. Я посмотрел на него. У него были какие-то жестко-сухие глаза, без малейшего признака "скупых мужских слез" в тот момент, но за этими глазами было столько боли, что мне стало как-то тяжело на него смотреть.

Конечно, этого эпизода в фильме не было, но было очень много других, удивлявших своей откровенностью. Я очень давно знаю братьев Кличко и могу сказать, что, несмотря на внешнюю открытость миру, они, на самом деле, люди очень закрытые. Про себя даже дал им кличку "флорентийцы". Дело в том, что Флоренция и ее жители очень по-своему защищаются от наплыва туристов в свой город. В любое время года там от них просто некуда деться. В результате "аборигены" при всем своем дружелюбии всегда стремились как-то отгородить свою жизнь от этих "понаехавших тут". Так Флоренция лидирует в мире по количеству закрытых клубов на душу населения. Не Лондон, а именно Флоренция.

Вот и братья, которые вроде бы с охотой вам все расскажут о себе, на самом деле живут в своем "Закрытом клубе братьев Кличко". Я не буду преувеличивать и говорить, что в этом фильме они распахнули двери в него настежь и всем все показали. Нет, они их только приоткрыли и дали нам возможность туда заглянуть, но и ради этого очень даже стоит потратить неполных два часа своего времени и посмотреть этот фильм.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ