МЕМОРИАЛ ТАЛЯ
У завершившегося вчера турнира 21-й категории три победителя: Сергей Карякин (Россия), Левон Аронян (Армения) и Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан)
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Москвы
Главным героем финишного отрезка стал 20-летний гроссмейстер Сергей Карякин. В восьмом туре он очень эффектно победил своего старшего товарища по первой сборной России Владимира Крамника.
Победа Карякина над Крамником была встречена бурными аплодисментами зрительного зала, а затем и переполненного пресс-центра. Борис Гельфанд, единственный из участников Мемориала проведший с Талем турнирную партию, сказал Карякину за кулисами сразу после игры: "Ходом 15.Се2 ты почтил память Михаила Нехемьевича".
Когда после партии я спросил об этом ходе у Сергея, смотрел ли он его дома на компьютере, он с юношеской горячностью воскликнул:
- Нет-нет! Это не домашняя заготовка! Это была абсолютно интуитивная жертва, в стиле Таля!
Ход эффектный, ничего не скажешь: белые оставили под боем своего коня на поле g5 и, как ни в чем не бывало, продолжили стремительную атаку.
Потом, с помощью компьютеров, в анализе была найдена защита за черных. Но "потом" не считается. Многие жертвы Таля "потом" его коллеги опровергали, а вот за доской сделать это удавалось не всегда.
Но почему Крамник вновь выбрал этот тяжелейший вариант Русской партии, в котором едва мат не получил, когда играл с Накамурой? Почему не выбрал "Берлин", хорошо знакомый ему после матча 2000 года с Каспаровым? Спросил об этом у Сергея.
- Дело в том, что "Берлин" мы вместе смотрели на сборе перед Олимпиадой, - сказал он. - И я понимал, что он не будет играть то, что мы изучали вместе. А вот "Русскую" мы не смотрели…
- Где Владимир допустил решающую ошибку?
- Трудно указать. Он находился под сильной атакой и практически в цейтноте. Все мы люди, все мы ошибаемся. Талю, который так много выиграл, думаю, понравилась бы эта партия и моя жертва.
А вот в 9-м туре Карякину повезло, причем крупно. Встречаясь с Ван Хао и имея черные фигуры, Сергей несколько азартно трактовал английское начало и получил совершенно безнадежную позицию, которую спас буквально каким-то чудом! И вновь на доске творилось что-то невообразимое, вновь над ней словно витал дух бессмертного Таля…
Борису Гельфанду, который проводил не самый свой лучший турнир, в 9-м туре удалось, что называется, громко хлопнуть дверью. Он нанес поражение не проигравшему до этого ни одной партии и лидировавшему в одиночестве (после победы над Ван Хао в 8-м туре) Шахрияру Мамедьярову.
Я не мог не спросить у Гельфанда, которого знал еще 10-летним мальчишкой, о невероятном происшествии, произошедшем с ним в 7-м туре: почему он сдался в ничейной позиции?!
- Считал, что у меня проиграно, вот и сдался, - ответил израильский гроссмейстер, слегка насупившись. А затем улыбнулся и, сделав некое движение рукой у своей головы, добавил: - Заскок…
Ну, что ж, случается такое и у опытных бойцов, объяснить "затмение" можно лишь спадом формы.
В меньшей степени, но то же самое можно сказать и о Владимире Крамнике. После триумфа в Бильбао, относительно неудачную для его класса игру в Москве можно объяснить и спадом формы, и излишне напряженным графиком выступлений.
После разгромного поражения в 8-м туре, Крамнику все же удалось собраться и выиграть "по заказу" у Алексея Широва. Правда, помог ему в этом его соперник, проигравший лучшую позицию.
В 9-м туре важнейшей для распределения мест была партия Грищук - Накамура. Игравший белыми Александр был переигран предприимчивым американцем японского происхождения, получил позицию без двух пешек, но героической защитой в чудовищном цейтноте сумел спасти абсолютную "безнадегу"!
8-й тур: КАРЯКИН - КРАМНИК - 1:0. Широв (Испания) - Эльянов (Украина) - 1:0. Мамедьяров (Азербайджан) - Ван Хао (Китай) - 1:0. Ничьи: Аронян (Армения) - ГРИЩУК, Накамура (США) - Гельфанд (Израиль).
9-й тур: КРАМНИК - Широв - 1:0. Гельфанд - Мамедьяров - 1:0. Ничьи: Ван Хао - КАРЯКИН, Эльянов - Аронян. ГРИЩУК - Накамура
Итог: Аронян, КАРЯКИН, Мамедьяров - 5,5. ГРИЩУК, Накамура и Ван Хао - 5. КРАМНИК - 4,5. Гельфанд - 3,5. Широв - 3. Эльянов - 2,5.