ШАХМАТЫ
МЕМОРИАЛ ТАЛЯ
Перед сегодняшним последним туром единоличное лидерство захватил Левон Аронян, победивший Петра Свидлера.
В восьмом туре было несколько принципиальных дуэлей. Прежде всего, это относилось к встрече Магнуса Карлсена и Яна Непомнящего. Оба находились в лидерах, а за Магнусом был "должок": на январском турнире в Вейк-ан-Зее он потерпел поражение от Яна - белыми. В нынешней дуэли белые были вновь у Магнуса, но, выбрав скромный вариант "сицилианки", больше ничьей (на 40-м ходу) добиться он не сумел.
В остром "Меране", разыгранном Борисом Гельфандом против Василия Иванчука, белые и черные ладьи поочередно проникали в лагерь соперника, но успеха это не принесло ни одному из гроссмейстеров. Ничья на 41-м ходу.
Чемпион мира Виши Ананд белыми в партии с Хикару Накамурой без видимых усилий отбил лихие наскоки американца, но упорствовать дальше не стал, а предпочел завершить партию привычно: ничья на 33-м ходу - в позиции, полной фигур и жизни.
Владимиру Крамнику, игравшему белыми против Сергея Карякина, удалось получить лишь небольшой перевес, который оказался недостаточным для победы. Ничья на 44-м ходу.
Петр Свидлер отстаивал любимого "Грюнфельда" в партии с Левоном Ароняном. Армянский гроссмейстер пожертвовал коня, получив за него опасные проходные, и на 54-м ходу добился победы, которая вывела его в единоличные лидеры.
ВБРАСЫВАНИЕ ВЫИГРАЛ ИВАНЧУК
А накануне, в седьмом туре, наконец-то размочил высохшую за три последних раунда турнирную пустыню знаменитый Василий Иванчук. Очень тонко заманил Василий Михайлович (так уважительно зовут львовянина болельщики) в труднопроходимые дебри редкого варианта защиты Грюнфельда своего соперника Хикару Накамуру, заставил его решать непростые проблемы выбора между острыми продолжениями, ведущими к неясным позициям, и вынудил американца совершать немотивированные ошибки, которые с беспощадной точностью использовал.
Стало уже общим местом у комментаторов говорить о дебютной всеядности Иванчука. Его дебютная палитра включает в себя и романтический Королевский гамбит, и прагматичный Ферзевый, и все-все-все! Трудно даже сказать, чего она не включает. Разве что Дебют Гроба (есть и такой) Иванчук еще не применял, хотя не применял в классических турнирах, а в блице, в котором ему покорялся чемпионский титул, наверняка играл и его.
Придя в пресс-центр после этой знаковой для турнира 22-й категории победы, Иванчук, как это ему свойственно, откровенно и емко поведал о критических моментах поединка. В частности, Василий пролил свет на вариант, оставшийся тайной для его менее квалифицированных коллег, которые задавались таким вопросом: "А почему бы белым на 20-м ходу не побить черную пешку на поле а7?" Дескать, ведь ничего опасного не видно. Но Иванчуку (как, впрочем, и Накамуре, который пешку не взял) было видно.
Василий во время демонстрации партии указал на такой вариант: 20.Фа7 b4 21.Ка4 Сс2! ("Очень важный трюк!" - сказал Иванчук) 22.Лd8 Фd8 23.b3 и после 23…Фd2 - видно, что у белых очень опасная позиция. ("Возможно, белые не проигрывают форсированно, но допускать такое, конечно, не могут", - заметил Иванчук).
Последние ходы перед первым контролем соперники делали в ускоренном темпе, Накамура по-хоккейному вбрасывал фигуры, но его "вбрасывание" на 35-м ходу ладьи на поле с2 было неудачным. После этого ферзь черных вторгся в расположение белых на поле b3, вынуждая размен. У черных хоккеистов образовалось численное преимущество на пятачке у ворот белого короля, и последовал мощный щелчок черной ладьи на 40-м ходу, после которого зажглась красная лампочка за воротами белого короля.
После 40-го хода Иванчука Накамура скорчил такую отчаянную гримасу, что на какое-то мгновение его даже стало по-человечески жалко. А тут еще не совсем корректная публика разразилась неуместными аплодисментами…
Накамура все морщился и морщился. Василий же, как часовой, мерно вышагивал по краю сцены, краем глаза дер-жа на прицеле поверженного соперника. Наконец Накамура быстро-быстро остановил часы, расписался на бланке, на бегу дежурно коснулся руки победителя и убежал со сцены…
После выигрыша Иванчука полку лидеров прибыло, но их могло стать еще больше, если бы у Петра Свидлера было достаточно времени для принятия более тонких решений в эндшпиле, который его соперник Ян Непомнящий оценивал в анализе весьма и весьма прискорбно для себя.
Но Петру, пережившему пару цейтнотов, третий уже было не пережить, - признался он сам в пресс-центре. Поэтому Свидлер сыграл быстро и не очень точно. И птица счастья в этой партии пересела с его плеча на предплечье Яна, которого в следующем туре ждал "белый-белый" Магнус.
В седьмом же туре Карлсен играл черными с чемпионом мира Виши Анандом, который, презрев все приличия, откровенно "отсушил партейку" белыми. Говорят, в Москве чемпионам мира такое позволительно. В Линаресе, в лучшие свои годы, сеньор Луис Рентеро за такую игру прислал бы Виши "черную метку" и пригрозил бы штрафом.
Впрочем, мы все, конечно, входим в положение Индийского Феномена. Возможно, он уже готовится к партии последнего тура с Борисом Гельфандом, в которой чемпион сыграет черными. Это будет их последняя встреча за доской перед московским матчем на первенство мира. Интересно, будет Борис играть партию на выигрыш или предпочтет спокойную, дипломатичную ничью?
Юрий ВАСИЛЬЕВ
Мемориал Таля. 7-й тур. Накамура (США) - Иванчук (Украина) - 0:1. Ничьи: Ананд (Индия) - Карлсен (Норвегия), Гельфанд (Израиль) - КРАМНИК, КАРЯКИН - Аронян (Армения), СВИДЛЕР - НЕПОМНЯЩИЙ.
8-й тур. Аронян - СВИДЛЕР - 1:0.Ничьи: КРАМНИК - КАРЯКИН, Карлсен - НЕПОМНЯЩИЙ, Иванчук - Гельфанд, Ананд - Накамура.
Перед последним туром: Аронян - 5. Карлсен, Иванчук, КАРЯКИН, НЕПОМНЯЩИЙ - 4,5. Ананд - 4. СВИДЛЕР, КРАМНИК - 3,5. Накамура, Гельфанд - 3.