ШАХМАТЫ. МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА
Вчерашняя седьмая партия матча на первенство мира, который проходит в Инженерном корпусе Третьяковки между чемпионом мира Вишванатаном Анандом (Индия) и претендентом на этот титул Борисом Гельфандом (Израиль), завершилась победой Гельфанда на 38-м ходу. Счет матча - 4:3 в пользу Гельфанда. Восьмая партия состоится сегодня, белыми играет Ананд.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Москвы
ПРЯМО ИЛИ НАЛЕВО?
На пресс-конференции после шестой партии Ананду и Гельфанду был задан вопрос, связанный с местом, где проходит матч. Какую из картин национальной сокровищницы русского искусства они хотели бы повесить у себя дома, если это было бы возможно?
Индийский гроссмейстер ответил, что выбрал бы пасторальных медвежат, которые резвятся на картине Ивана Шишкина и Константина Саврасова "Утро в сосновом лесу". Нравится ему и "Три богатыря" Виктора Васнецова.
Израильский специалист назвал "Девятый вал" Ивана Айвазовского.
У Васнецова есть не менее знаменитая картина "Витязь на распутье". На камне, перед которым застыли князь и его конь, вытесано: "Прямо ехати - живу не бывати... Направо ехати - женату быти... Налево ехати - богату быти..." Последние слова Васнецов скрыл мхом.
Ну в том, что наши витязи-гроссмейстеры не поедут направо, сомневаться не приходится - оба благополучно женаты, у Бориса двое детей, у Вишванатана - один. Налево? Ну, один миллион долларов гарантирован каждому из них, даже в случае проигрыша. Так что и налево им "ехати" ни к чему.
Так почему же не поехать прямо?! Очевидно, из-за того, что "живу не бывати". Но в нашем случае кто-то один должен уцелеть.
Может, осторожничают сверх меры оттого, что дистанция слишком мала?
Но мы все помним, насколько острыми и бескомпромиссными были матчи Крамник - Топалов в Элисте, Ананд - Крамник в Бонне и Ананд - Топалов в Софии! А ведь они проводились в том же формате: 12 партий с предусмотренным в случае ничьей в основное время тай-брейком. Если кто забыл, судьбу матча в Элисте решили быстрые партии. Но они были сыграны, лишь когда колоссальные по напряжению партии основного времени закончились вничью!
Но особенно ярким был матч Ананда и Крамника в Бонне. Ведь именно там были сыграны фантастические по остроте партии Мерана, в которых короли черных и белых метались по доске в поисках укрытия, и в итоге Ананд одержал две ярчайшие победы черными, которые и решили исход матча в его пользу. Даже не верится, что в Инженерном корпусе Третьяковки играет все тот же Ананд, который никак не решается пустить своего метафизического коня прямо, а все норовит свернуть налево...
О Борисе так вопрос не ставится. Однажды в Элисте, сыграв вничью все шесть основных партий, он выиграл на тай-брейке претендентский матч у чемпиона мира ФИДЕ 2004 года узбекского гроссмейстера Рустама Касымджанова. Причем последний был очень хорош именно в быстрой игре: свой титул он завоевал, переводя все свои партии именно в быстрые. Но в лице Бориса Рустам встретил более изощренного и сильного соперника.
Говоря о матчевой стратегии, принесшей ему успех, Гельфанд тогда так сформулировал свое спортивное кредо:
- Тут прежде всего необходимо спокойствие. Надо играть и ждать удобного момента. Я видел, как Ананд выигрывал свои матчи в "нокаутах". Он ждал своего шанса. Черными ничья? Ничья! Белыми ничья? Ничья! И так по семь партий. А в итоге, как правило, выигрывал.
Как видим, Борис встретил в лице Ананда неплохого учителя.
Своего шанса в этом матче он дождался.
СЛОНА ЧЕРНЫХ "СЪЕЛИ", НЕ ВЫПУСТИВ ИЗ КЛЕТКИ
В седьмой партии вновь был разыгран набивший оскомину вариант Славянской защиты с 4...е6 и 5...а6. На этот раз белые заперли центр ходом 6.с5. Ананд не мог не рассматривать этот план - один из самых популярных и естественных для данной системы, но для него, видимо, явилось некоторой неожиданностью, что белые не стали действовать по привычной схеме - 7.b4, чтобы захватить побольше пространства на ферзевом фланге, а применили ход 7.Фс2, характерный для других вариантов "Славянки".
После того как один из черных коней отправился на поле b6, а белые связали второго коня ходом 12.Сg5, стало ясно, что они полностью завладели инициативой. Ананд погрузился в раздумья и "поднял" ход, показавшийся многим комментаторам по меньшей мере "странным". Черные добровольно шли на резкое ухудшение своей пешечной структуры в королевской резиденции. Казалось бы, у белых появлялась возможность организовать атаку путем 16.Сf6 gf 17.Ke2 Лс8 18.Фd2.
Однако появившийся в комментаторской кабине почетный гость матча 12-й чемпион мира Анатолий Карпов даже не рассматривал эти примитивные наскоки и оценил по достоинству спокойствие Гельфанда, который предпочел журавлю в небе синицу в руках.
Белые сохраняли неприятное давление, но позицию черных нельзя было назвать безнадежной, когда Ананд вдруг сделал ход, который комментаторы назвали "ходом отчаяния".
Действительно, для шахматиста столь высокого класса ход черных пешкой "g" от короля на два поля выглядел как минимум странным. Такой ход мог быть или гениальным, или очень плохим. Это был второй случай. Ход 23...g5? дружно осудили и все комментаторы-гроссмейстеры, и программы - тоже выставив к нему вопросительный знак, что они обычно делают только в крайних случаях.
"Странность" резкого хода пешкой "g" заключалась не в том, что он выглядел как-то негармонично и даже вычурно, просто создавалось впечатление, что Ананд вдруг по какой-то причине потерял концентрацию, утратив контроль за происходящим на доске. Черные как бы игнорировали этим ходом всю игру белых на ферзевом фланге! А те добились на этом участке фронта немалых успехов: захватили полностью вертикаль "с", кони белых доминировали над "плохим" слоном черных и в конце концов грубо "съели" его, как говорят любители.
Это обстоятельство, как мне показалось, с особым удовольствием подчеркнул на пресс-конференции Борис Гельфанд.
Ананд был мрачен как туча и на вопросы отвечал односложно.
- Как вы думаете, где вы допустили решающую ошибку? - спросили индийского гроссмейстера.
- Ну, может быть, я дебют разыграл не совсем точно. В результате этого на протяжении всей партии у меня был "плохой" слон.
- Некоторые комментаторы называли ход черных 23...g5 "ходом отчаяния". Считаете ли вы, что позиция в этот момент у черных была настолько плоха, или вы что-то конкретное рассчитали, но просчитались?
- В плохой позиции, как правило, остаются только плохие ходы.
- Не могли бы вы сказать, что хотели получить в партии, и что не удалось сделать?
- Дело в том, что с таким "плохим" слоном мне надо было играть гораздо точнее, а я начал играть достаточно плохо.
- Вопрос Гельфанду. После хода Фb8 вы рассчитывали варианты с ходом 16.С:f6?
- Да, конечно. Вначале этот ход кажется заманчивым, но потом выясняется, что черные отводят ладью на с8, ставят на f8 слона, и он успешно справляется с защитой короля, а все стратегические плюсы за это белые отдают.
- Не могли бы назвать критический момент в партии для черных?
- Мне кажется. Что после 20...Лb8 21.Ка4 позиция черных достаточно неприятная. Может быть, черным надо было пытаться как-то 20...Ле8, чтобы и вскрыть игру с помощью е6-е5, и попытаться наладить контригру.
Вопрос Ананду:
- Насколько вы согласны с этим утверждением?
- Возможно. Необходимо вернуться к партии и проверить.
- Вы сказали, что у вас была плохая позиция. Может быть, когда вы поняли, что она действительно плоха, уже осознавали, что, хотя нужно бороться до конца, эту партию вам не вытащить?
- Может, ход 20...Лаb8 не внушает особого доверия, но в целом стратегически позиция черных была весьма плохой.
- Вопрос к обоим участникам. В первой половине матча все партии закончились вничью. Довлело ли это над принятием решений в седьмой партии?
Ананд:
- Я просто старался играть.
Гельфанд:
- Я говорил об этом не один раз: я играю каждую партию.
Вопрос Гельфанду.
- На 17-м ходу вместо Сg5 очень соблазнительно выглядело 17.Ка4 с идеей 18.Кс5. На что вы рассчитывали в этот момент?
- Мне казалось, что Сg5 дает белым небольшой перевес без всякой контригры со стороны черных. А при 17.Ка4 были более сложные варианты. 17.Сg5 - ход хороший.
- Можно ли считать, что тем самым вы стараетесь избегать позиции, где нет ясности?
- Я делаю ходы, которые кажутся мне лучшими.
Итак, Борис Гельфанд добился великолепной победы над Анандом, у которого не выигрывал с 1993 года. И наконец-то в матче была сыграна партия, которая останется в истории: не каждый раз на таком уровне слона съедают на его первоначальной стоянке!