ШАХМАТЫ
ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Лондона
Savoy Place, где проходит турнир, расположен в двух шагах от главных достопримечательностей британской столицы: Трафальгарской площади, Вестминстерского аббатства, Биг Бена. Идешь от станции метро и наслаждаешься неземной красоты архитектурой...
Первый тур. Зал погружен во мрак, освещены лишь шахматные доски и фигурки на них. Игрокам, чтобы найти свой столик, впору вручать фонари, как путевым обходчикам. Главный арбитр турнира Вернер Стубенвол приготовился торжественно объявить пару игроков, к столику которых подошел президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, дабы сделать символический первый ход. Это был столик Бориса Гельфанда и Теймура Раджабова, и арбитр, видимо, разволновавшись, назвал Гельфанда… Анандом. Зрители сдержанно засмеялись, а Стубенвол впал в ступор и лихорадочно пытался вспомнить: как же зовут этого игрока? Так как разглядеть табличку с фамилией не представлялось возможным, арбитру требовалась подсказка. И она не заставила себя ждать. Ну, конечно же, Гельфанд!
После игры на пресс-конференции гроссмейстеры шутили на эту тему. Раджабов: "Мелькнуло: неужели уже играю матч на первенство мира?!" Гельфанд: "Все же нас с Анандом можно отличить по первому ходу. Виши обычно играет е2-е4, а я d2-d4".
С точки зрения шахматного содержания стартовый тур получился "разминочным". Ни на одной из досок ни одному из претендентов не удалось завязать большой борьбы...
Поговорил с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. Он поспешил через газету успокоить и любителей шахмат, и профессионалов: третий этап "Гран-при" ФИДЕ перенесен из Лиссабона в швейцарский Цуг, но его сроки остались прежними. Так что никто не пострадал. "Швейцария же ничем не хуже Португалии, не так ли?" - спросил у меня президент ФИДЕ. Я согласился.
Илюмжинов и в Лондоне продолжает выполнять свои апостольские функции главного популяризатора шахмат в мире. Он рассказал мне, что с утра побывал в Southborough School. Пришлось вставать в половине восьмого и ехать полтора часа на машине, но хлопоты были не напрасны. Директор школы, фанат шахмат, пообещал президенту ФИДЕ, что введет их в программу обучения. И через год все его 700 учащихся будут играть в шахматы...
Второй тур получился более содержательным. Были и маленькие трагедии, и большие потрясения. В общем, пошла настоящая борьба.
Центральная партия тура между Магнусом Карлсеном и Владимиром Крамником завершилась на 30-м ходу, хотя могли соглашаться уже и на 14-м, настолько пустой к этому моменту была доска. Как сказал мне экс-чемпион мира после партии, соперник, видимо, не захотел рисковать, попав на тщательную разработку Крамника, подготовленную еще к казанскому матчу претендентов с Александром Грищуком. "В общем, все разменялось, и ничья стала неизбежной, - констатировал Крамник. И добавил, что доволен тем, как "вошел в турнир". - В обоих первых турах у меня были черные, и я дважды легко решил все проблемы, без больших энергозатрат".
Автором первого "гола" на турнире стал Левон Аронян. В партии с Гельфандом армянскому гроссмейстеру удалась маленькая комбинация в стиле Капабланки. И чтобы вы могли прочувствовать красивый удар белых, нужна так называемая шахматная нотация.
Белые (Аронян): Крg1,Лс1, Ке5, пп. b2, b4, d4, f2, g2, h3.
Черные (Гельфанд): Крg7, Лc8, Сb7, Сd8, пп. a7, e6, f7, g6, h7.
К этому положению партия пришла после хода черных 25... Лс8. Последовало: 26.Сh6+! И выяснилось, что черные несут материальные потери из-за основной угрозы: 26...Крg8 27. Лс8 Сс8 28.Кс6 - и теряется пешка на а7. Если же слон ее защищает 28...Сb6, то теряется другой слон: 29.Ке7+.
"Маленькая комбинация в стиле Капабланки" - это не образ, это термин, понять смысл которого вы можете сами, расставив фигуры и пешки на доске. Такие комбинации удавались третьему чемпиону мира, и благодарное шахматное человечество увековечило его фирменный почерк.
А вот то, что случилось в партии Раджабова с Василием Иванчуком наверняка войдет в историю шахмат как "большая трагедия в стиле Иванчука". Там было все: стратегически рискованный дебют (ленинградский вариант голландской защиты), трудная позиция, которую получили черные, жесточайший цейтнот, в который они попали, изобретательнейшая защита и, наконец, красивейший этюд, который давал львовянину ничью, но мимо которого он в вынужденной спешке прошел. Вот этот "шахматный Вестминстер", который мог бы возвести шахматный зодчий Иванчук, если бы жаркое пламя цейтнота не уничтожило строительные леса...
Белые (Раджабов): Крg2,Фa5,Лb6,Кd3, пп. а2,b3,b4,e4,f3,g3.
Черные (Иванчук): Крп8, Лf8, Лg7, Сc5, Кe6, пп. c6, g5, h4.
К этой позиции после героической защиты привел партию Иванчук. И на падающем флажке прошел мимо ничьей, которую ему давало 33...g4!! 34. f4 h3 35.Крh1 Лd8!! 36.Kc5 Лd1 37. Крh2 Лd2 38.Крg1 h2 39.Крh1 Лd1 40. Крh2 Лh7 41. Крg2 Лd2 42.Крg1 Лd1 43.Крf2 Лh2 44.Кре3 Ле1+ с ничьей (указано гроссмейстером Алексеем Коротылевым на сайте ChessPro).
Итак, после двух туров - два лидера: Аронян и Раджабов. Интересно, что из восьми участников только они пришли на прием, который накануне вечером устроили спонсоры турнира. Были напитки, еда, играл хороший джаз...
В общем, надо знать, куда перед игрой ходить и что слушать.
1-й тур. Ничьи: Аронян (Армения) - Карлсен (Норвегия), Гельфанд (Израиль) - Раджабов (Азербайджан), Иванчук (Украина) - ГРИЩУК, СВИДЛЕР - КРАМНИК. 2-й тур. Аронян - Гельфанд - 1:0. Раджабов - Иванчук - 1:0. Ничьи: Карлсен - КРАМНИК, ГРИЩУК - СВИДЛЕР.
Аронян, Раджабов - 1,5. ГРИЩУК, СВИДЛЕР, КРАМНИК, Карлсен - 1. Гельфанд, Иванчук - 0,5.