ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Лондона
Накал борьбы в 3-м туре зашкаливал! Особенно это было заметно по тому, как претенденты расходовали отпущенное им для обдумывания ходов время. Уже в районе 20-го хода разница в показаниях часов у каждого из "великолепной восьмерки" была разительной. Лишний час (!) имели: Петр Свидлер против Теймура Раджабова, Левон Аронян против Василия Иванчука, Магнус Карлсен против Бориса Гельфанда и Владимир Крамник против Александра Грищука.
И только последнему удалось выйти "сухим" из этого "временного гандикапа". Как признался экс-чемпион мира после партии, его разработка в редком варианте защиты Грюнфельда простиралась вплоть до 21-го хода и была весьма ядовитой. Однако его соперник сумел отыскать за доской сильнейшее противоядие.
- В данной конкретной партии я превзошел Сашу в подготовке, - сказал Крамник на пресс-конференции. - Но он играл очень хорошо, и я не вижу, что мог бы сделать, чтобы получить в партии что-то более весомое.
Василий Иванчук после обидного поражения во 2-м туре, где он в жесточайшем цейтноте не нашел этюдную ничью в партии с Раджабовым, был настроен очень решительно. Дебют Тромповского (1.d4 Kf6 2.Cg5), который львовянин применил против Ароняна, - редкий гость в супертурнирах. Когда-то его постоянно разыгрывал в своих головокружительных сражениях гений блица, питерский мастер Генрих Чепукайтис и добивался очень хороших результатов. Но против одного из сильнейших шахматистов мира такие несколько легковесные дебютные штуки проходить не должны. Они и не прошли.
Черные, которыми играл Аронян, противопоставили прямолинейным наскокам белых спокойное развитие. И получили серьезное преимущество, которое электронный контролер "Гудини" оценивал так, как если бы у Левона были лишних "полторы пешки". Однако все это сыграло с армянским гроссмейстером злую шутку. Левон, имевший в запасе вагон времени, расслабился и "зевнул" промежуточный ход конем, вместо "выигранной" позиции получив уже "получше". А еще через несколько ходов на доске возникло равенство - мимолетное, иллюзорное равенство, которое растаяло как сон, как утренний туман...
На обязательной для игроков пресс-конференции я спросил у Ароняна: отчего его игра напоминала американские горки? И Левон чистосердечно признался: увидев, что у соперника на часах остались считаные секунды, играл уже "на время". И добавил, что не считает это чем-то зазорным...
Его соперник Василий Иванчук с нервным смешком заметил, что даже если бы начал отдавать все подряд - все равно не успел бы... Так и случилось. Василий просрочил время на 34-м ходу.
На вопрос, чем он займется в выходной день, чтобы переломить неприятную для него тенденцию, Иванчук ответил: "Постараюсь забыть о шахматах". Но разве такое забудешь?
В жуткий цейтнот угодил и бакинский гроссмейстер Теймур Раджабов, игравший с петербуржцем Петром Свидлером. Но природа этой "жути" была совершенно другая, нежели у Иванчука.
По словам Раджабова, он понимал: победу в турнире можно добыть, только смело идя на борьбу. И намеренно вызвал огонь на себя, разыграв в гамбитном ключе свою любимую староиндийскую защиту. Но разве виноват отважный боец в том, что его соперник, Петр с берегов Невы, играл и жестко, и точно? Все, что ему пожертвовали, Свидлер цинично забрал, а затем технично реализовал скопившийся материал. Аплодисменты Петру, соболезнования Теймуру. Турнир длинный. Все еще впереди.
В третьем туре приступил к своей неумолимой жатве Страшный Шахматный Человек из Норвегии, которого зовут Магнус. Партию с Гельфандом Монстр провел в своей излюбленной манере: получил черными "чуть похуже" по дебюту, где-то к 34-му ходу уравнял, а затем стал перекатывать соперника. И перекатал. Буднично. Просто. Без эмоций.
После каждых трех туров гроссмейстерам положен выходной. Вчера был первый из них.
3-й тур
СВИДЛЕР - Раджабов (Азербайджан) - 1:0. Гельфанд - Карлсен - 0:1. Иванчук (Украина) - Аронян (Армения) - 0:1. КРАМНИК - ГРИЩУК - ничья.
Аронян - 2,5. СВИДЛЕР, Карлсен - 2. ГРИЩУК, КРАМНИК, Раджабов - 1,5. Гельфанд, Иванчук - 0,5.