За явным преимуществом

Telegram Дзен

КУБОК МИРА

В норвежском Тромсе завершился пятый Кубок мира. В финальном матче Владимир Крамник со счетом 2,5:1,5 взял верх над Дмитрием Андрейкиным.

Если в нокаут-чемпионатах мира, проходивших на стыке веков, успехи россиян были достаточно скромны, то в Кубке мира, который пришел ему на смену, наши гроссмейстеры стали законодателями мод. Так было и на этот раз, причем, чем ближе к развязке, тем большим становился перевес в витуальном матче "Россия – остальной мир". Из 128 участников, взявших старт, они составляли только пятую часть, в четвертьфиналах соотношение было уже 5 к 3 в их пользу, полуфиналах – 3 к 1, ну, а финал, как и два года назад в Хантах, оказался чисто российским.

Надо сказать, что если в верхней половине "сетки", которую возглавлял Левон Аронян, вряд ли кто-то заранее мог назвать имя победителя, то вот в нижней, где под 3-м номером был "посеян" Крамник, после первых же партий стало ясно – этого не остановить! Какого соперника ни возьми, было непонятно, за счет чего он мог бы обыграть Владимира. А дарить очки, как на недавнем мемориале Таля, он был явно не расположен... Что бы ни происходило, экс-чемпион всякий раз оставался островком спокойствия и не оставлял сомнений в своем превосходстве.

На пути к финалу Кубка Крамник прошел Джилиана Бвалю, Михаила Кобалия, Александра Арещенко, Василия Иванчука, Антона Коробова и Максима Вашье-Лаграва. В трех случаях из шести экс-чемпиону потребовался тай-брейк, но он ни разу не вызвал у него волнений, фактически за весь турнир Владимир не имел ни одной худшей позиции! Не обошлось без подарков – Иванчук в классике, а Вашье-Лаграв в быстрых принесли ему победу на блюдечке с голубой каемочкой.

При этом суеверный экс-чемпион каждый третий день отправлялся в аэропорт, где раз за разом менял билет, перенося его на дату окончания следующего круга. Все, о чем заботился Крамник, – хватило бы сил до конца, о чем он не раз говорил, давая интервью после очередной победы. Возможно, кровь ему мог бы попортить Каруана, но Фабиано не смог справиться с Вашье-Лагравом в 1/4 финала.

По всем раскладам соперником Крамника в финале должен был стать или Петр Свидлер или Евгений Томашевский. Первый, по оценкам Каспарова, показывал в Кубке мира самую содержательную игру, а второй, почти что месяц посвятивший подготовке к турниру, совершил настоящий спортивный подвиг. Начать с того, что саратовчанин выбил Ароняна! Он перехватил инициативу и выпал черными, после чего размашисто провел против Левона вторую партию. "Пересилил" Александра Морозевича на тай-брейке, два раза по ходу уступая ему в счете, ну а потом смог воспользоваться "помутнением" у Гаты Камского – и прошел в полуфинал.

Ни у кого язык не повернулся сказать, что Томашевский прыгнул в этом турнире выше головы. Достоин полуфинала был и его соперник Дмитрий Андрейкин – тот в быстрых шахматах был просто неподражаем. После нервного тай-брейка с Алексеем Дреевым он не оставил шансов в быстрых ни Сергею Карякину, ни Свидлеру. Для того чтобы распрощаться с мечтой о турнире претендентов, Петру хватило одной-единственной ошибки. Чемпион России второго шанса ему уже не дал... Точно так же, до первой ошибки, проходил и матч с Томашевским. Секундное расслабление стоило Евгению места в финале и крупнейшего достижения в карьере.

В финале серьезной борьбы, увы, не получилось. Да и могла ли она быть, когда главная задача – выход в претенденты – была решена (а Крамник эту задачу даже "перевыполнил", не только сам пройдя в турнир восьми, но и втащив туда Сергея Карякина, которому досталась его квота лучшего по рейтингу за последний год). Владимир уверенно выиграл первую партию, после чего без большого напряжения свел вничью три следующих... Дмитрий в финале, конечно, старался изо всех сил, но слишком уж большой показалась разница их потенциалов – это несмотря на то, что Андрейкин дважды обыграл Крамника в супертурнирах в Москве и Дортмунде. В Тромсе экс-чемпион был непобедим, это на Кубке мира понимали абсолютно все. А после такого успеха невольно задумаешься о том, что в его силах избавиться от обидной приставки "экс" к ставшему привычным за многие годы титулу.

Владимир КРАМНИК, экс-чемпион мира:

– Под конец Кубка мира я реально устал, а поэтому после победы в первой партии финала три следующие играл, скорее, уже на отбой. Я вовремя почувствовал это и старался экономить энергию. Кстати, то же было со мной в Дортмунде в июле, где не понял, что устал, – и это привело в частности к поражению от Андрейкина.

Мы все-таки не роботы, а сыграть за три недели семь матчей - 16 классических и 6 быстрых партий – это много. Рад, что все закончилось именно сейчас. Если бы пришлось играть еще, сил могло элементарно не хватить. Психология, энергия и подготовка – три кита, на которых держится успех в любом турнире, а особенно в “нокауте”.

Со стороны может показаться, что этот турнир сложился для меня очень легко. Я не проиграл ни одной партии, не совершил ни одной серьезной ошибки, ни в одном матче не стоял на вылет... Для меня это стало удивительным! Я старался закончить каждый матч в основное время, но трех тай-брейков избежать мне не удалось.

Возможно, что играть в Кубке мира мне было проще, чем другим участникам. Все-таки не нужно было думать о попадании в турнир претендентов. А многих это очень напрягало, закрепощало. Я же все делал в удовольствие... Легко концентрировался и расслаблялся, у меня была хорошая компания на ужинах. Мне очень помогла жена – разговаривали с ней каждый день. Доволен я работой Захара Ефименко, который помогал мне: в дебюте ни в одной партии я не испытывал никаких проблем...

Для меня это хороший знак, потому что после провального Мемориала Таля вдруг начались сомнения в своей готовности к серьезной борьбе. Но хватило двух недель отдыха под Женевой вместе с женой и детьми, чтобы мне “подзарядить батарейки”. Я чувствую себя на все сто, хочу и дальше показывать игру высокого уровня!

Дмитрий АНДРЕЙКИН, чемпион России-2012:

– По ходу турнира многие говорили, что я “не хочу играть”, стараюсь перевести все матчи на тай-брейк, чтобы поиграть в лотерею... Должен объяснить свою стратегию. Дело в том, что после Мемориала Таля, Дортмунда и еще двух турниров, которые я успел сыграть за это время, я подошел к Кубку мира в своей худшей форме. У меня не было ни особой подготовки, ни серьезных домашних заготовок... Ничего!

О моей дебютной готовности можно судить хотя бы по партиям с Карякиным или со Свидлером, где удалось победить, начиная партии 1.d4 Кf6 2.Сg5. Не скажу, что мне повезло. За исключением матча с Дреевым, все было довольно логично.

К Москве и Дортмунду я подошел со всей серьезностью, считал, что шанс сыграть в таких турнирах выпадает, может быть, раз в жизни. А Кубок мира для шахматистов моего уровня – турнир рядовой. Играл в третий и, надеюсь, не в последний раз.

Думал ли я, что могу стать претендентом? Нет, пожалуй. В Тромсе я просто играл партию за партией, очень рад, что удалось дойти до финала. Это большой успех для любого игрока – как для меня, так и для Крамника. А вот изменится ли что-то в моей жизни после Кубка мира, выяснится только в ближайшее время... Я не думаю пока о турнире претендентов, это все неожиданно для меня, но когда подойдет время, буду серьезно готовиться к нему. Второго такого шанса можно больше не получить!