ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ-2014
Из четырех партий второго тура в Ханты-Мансийске результативно завершились три. Во всех трех выиграли белые – Владимир Крамник у Сергея Карякина, Петр Свидлер у Дмитрия Андрейкина, а Левон Аронян у Шахрияра Мамедьярова, так что пока в турнире претендентов три лидера.
Почему-то когда говорят о шахматном инвентаре, то имеют в виду доску, фигуры, часы, бланки, на котором соперники по-старинке записывают партию. Ну, а как же кресло – чем не рабочий инструмент? Когда тебе удобно, хорошо – и голова работает как надо. А чуть что не так: угол зрения или изгиб спины – нерабочая обстановка.
Чуть ли не на каждом большом турнире кого-то из игроков обязательно не устроит кресло, предложенное организаторами. Те хотят сделать как лучше, тратят большие деньги на откидывающиеся спинки и мудреные подлокотники, гроссмейстеры же, присев разок-другой на такое чудо инженерной мысли, выхватывают из зрительного зала первый попавшийся стул, находят его более удобным – и проводят на нем весь турнир! Так нередко поступал Гарри Каспаров, ввслед за ним – Василий Иванчук.
В Ханты-Мансийске большие претензии к креслу возникли у Крамника. Владимир высокий, да еще и с проблемной спиной, боли в которой едва не прервали его шахматную карьеру... В первый же день он почувствовал дискомфорт. Попросил судей немного поднять его кресло и изменить наклон. Те покопались в агрегате, но только развели руками – уж слишком сложная конструкция. За первой партией экс-чемпион не задержался, оформив ничью с Андрейкиным на третьем часу игры. А ко второй приготовил “домашнюю заготовку” – он пришел на несколько минут раньше обычного, скрылся в судейской, – и... выкатил к “рабочему месту” офисное кресло, которое, как потом выяснилось, по его просьбе целые сутки искали по всем ханты-мансийским офисам! На лице Крамника в этот момент царило полное блаженство – он налил себе чая из термоса, и с удовольствием откинулся на спинку кресла.
Спустя пару минут, когда его соперник не смог сладить с “официальным” креслом, только хмыкнул в кулак. Впрочем, особенно рассиживаться Крамнику не пришлось. Применив новинку на 9-м ходу, Владимир сразу получил весьма перспективную, но главное – малознакомую Карякину позицию (тот чуть ли не впервые в жизни сыграл принятый ферзевый гамбит), и спокойно прогуливался по сцене, интересуясь не столько своей позицией, чем тем, что творится на соседних досках. Сергей же, скрючившись в неудобном кресле, все думал, думал, думал... Было над чем: если игра белых была проста и естественна, то черным каждый ход давался потом и кровью, – и после 20 ходов у москвича из двух отведенных часов оставалось чуть больше 20 минут.
– Соперник отлично защищался, находил сложные решения за доской, – похвалил Крамник своего соотечественника после партии. – Но он действовал не слишком практично: в ключевой момент партии ему просто не хватило времени посчитать варианты.
Он возник после творческой жертвы качества, предпринятой Крамником – 23.Л:c6! Если бы Карякин успел понять, что после 23...К:e3 он успевает отбить атаку белых, партия, скорее всего, закончилась вничью (хотя, не исключено, что экс-чемпион мира и здесь мог бы выдумать что-нибудь интересное), а так Крамник разыграл концовку как по нотам. Черные фигуры, разбросанные по всей доске, так не смогли наладить координацию и помочь королю. Да и что сделаешь за считанные секунды!
После партии 1-го тура с Андрейкиным Крамник жаловался, что он еще не вошел в игру после трехмесячного перерыва. На этот раз все было в порядке:
– Нормально считал варианты, шел на довольно сложные продолжения, да и вкус к игре, чувствую, возвращается, – улыбнулся Владимир. – А надолго ли? Завтрашняя партия покажет. Турнир претендентов длинный, а соперники очень сильные. Чтобы показать высокий результат, надо стараться не упускать своих возможностей.
Если вспомнить, год назад в Лондоне он начал выигрывать только во втором круге, когда Карлсен и Аронян убежали далеко вперед, – и все равно настиг конкурентов. В Ханты-Мансийске Крамник решил долго не запрягать, а ехать быстро сразу.
Впрочем, и у его соперника, которого экс-чемпион перед стартом назвал в числе претендентов на победу, ничего не потеряно. В конце концов, поражения бывают разными, а за такое Карякину не должно быть стыдно перед друзьями из “Альпари”.
– Считаю, провел всю партию на высоком уровне, – сказал Сергей. – Мне не в чем себя упрекнуть за исключением того, что из-за цейтнота не нашел 23...К:e3! Белые всю партию играли предприимчиво и сильно, а я угодил в сильный цейтнот.
Сможет ли Карякин вернуться после столь чувствительного поражения?! Ничего невозможного нет. Ведь смог Аронян после бездарной партии с Анандом, как ни в чем не бывало выйти на бой с Мамедьяровым, и настолько смутить Шахрияра своим дебютным выбором (применив редкое продолжение 7.Кd2), что тот напрочь забыл собственный анализ. А, сделав пару второсортных ходов, зевнул простую тактику, и на 13-м ходу был вынужден расстаться с ферзем. После этого партия фактически перешла в стадию добивания, в котором Левон проявил необходимую точность.
– Заметил, что теряю ферзя, только когда взялся за коня g6, – глядя в стол, сказал на пресс-конференции Мамедьяров. – Я понял, что после 14.Кde4 будет некуда идти ферзем, но не уводить же мне было коня на h8! Тогда лучше сразу сдаться...
Пока Шахрияр выглядит главным неудачником турнира претендентов. В 1-м туре он не реализовал большой перевес против Веселина Топалова, теперь подарил очко Ароняну. Может, дает о себе знать напряжение, ведь для него это первая его попытка.
Только излишним волнением можно было объяснить и поражение Андрейкина от Свидлера. Дмитрий черными получил по дебюту отличную игру, но избрал слишком уж академичный план, и Петр в своем привычном стиле удачно “подкрутил” позицию. Последовал ряд разменов, – и вдруг выяснилось, что вместо игры на победу черным надо срочно переключаться на борьбу за ничью. Новичок претендентского цикла не почувствовал этой тонкой грани, и буквально в один ход – 22...Сd3? – загубил плоды всей предыдущей работы. И Свидлер, для которого это был уже четвертый “турнир восьми”, тут же коршуном набросился на него. Все было кончено к 31-му ходу.
Андрейкин выглядел явно обескураженным, не в силах объяснить природу своих решений. Даже в безнадежном ладейном эндшпиле он нашел возможность зевнуть в один ход. Перед стартом он представлялся эдаким человеком-загадкой, который способен на любой сюрприз и вряд ли станет поставщиком очков. Есть подозрение, что после такой партии со Свидлером соперники начнут на него бросаться, причем как белыми, так и черными. Что вы хотите – на кону путевка на матч за корону!
Мечтают о ней и экс-чемпионы мира (не один только Крамник). Партия Топалова с Анандом прошла при олимпийском спокойствии обоих участников. Веселин чуть-чуть нападал, Вишванатан чуть-чуть защищался. Максимум, что удалось получить белым – ладейный эндшпиль “три на четыре”, защитить который индийцу не стоило труда. У Ананда после партии стало полтора очка, у Топалова – одно. Нормально, Веселин. Отлично, Вишванатан. Турнир ведь только начинается, торопиться некуда...
ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Турнир претендентов. 2-й тур. КРАМНИК – КАРЯКИН – 1:0, Аронян (Армения) – Мамедьяров (Азербайджан) – 1:0, СВИДЛЕР – АНДРЕЙКИН – 1:0, Топалов (Болгария) – Ананд (Индия) – ничья. После 2-го тура: 1-3. Крамник, Свидлер, Ананд – по 1,5 из 2. 4-5. Аронян, Топалов – 1. 6-8. Карякин, Андрейкин, Мамедьяров – 0,5.