ШАХМАТЫ
В субботу, 17 мая в 17 часов 17 минут гроссмейстер Сергей Карякин, который едва не стал претендентом на матч за шахматную корону-2014, сыграет свадьбу.
В 2014 году Серея Карякина можно назвать самым играющим шахматистом элиты. Всего за четыре месяца он успел принять участие в турнире претендентов в Ханты-Мансийске (где стал вторым после Ананда), сыграть в супертурнирах в Вейк-ан-Зее (3-е место) и Шамкире (3-5-е), и победить в клубном чемпионате России вместе с “Уралом”. А вскоре он продолжит свой "марафон", отправившись в Ставангер.
– Как получилось, что с начала года вы играете практически без перерыва?
– Да, наметилась такая тенденция... Но дело в том, что я не мог отказаться ни от одного из этих турнира. Перед “претендентами” мне была необходима практика, и я сыграл в Вейке. Сразу после Ханты-Мансийска должен был отправиться в Сочи, на командный, куда я “записался” полгода назад. После этого мне, по хорошему, надо было бы взять паузу. Но как мог не почтить память близкого друга Вугара Гашимова, который ушел из жизни в январе этого года, отказавшись играть в его мемориале? Пришлось отправляться в Шамкир, хотя сил у меня почти не оставалось.
Общим итогом этого “марафона” очень доволен: есть одно первое, одно второе и одно третье место! Что касается творческого удовольствия, мне удалось сохранить относительную свежесть благодаря занятиям спортом и регулярным прогулкам.
– Сколько партий в год считаете идеальным?
– Ботвинник считал максимально допустимыми 60 партий. А у меня в этом году их будет точно за 100, если сыграю во всех турнирах куда меня зовут. И это не считая быстрых и блица! Конечно здесь важно не размениваться и играть только в важных соревнованиях, но, когда приглашают в супертурнир, как отказаться? Я еще молод, надо пользоваться ситуацией. Успеваю ли работать над шахматами? Увы, не всегда. Идеальной считаю ситуацию, когда у меня есть месяц на подготовку к турниру. Вот до Ставангера месяц у меня был. Надеюсь сыграть там хорошо, защитить титул.
– Что нужно, чтобы в каждой партии играть с полной выкладкой?
– Отличная физподготовка и свежая голова! Необходимо постоянно искать баланс между ними. Своим результатом в Ханты-Мансийске я во многом обязан отличными физическим кондициями – когда во втором круге все начали уставать, я продолжал играть с той же выкладкой, что и на старте, – и в итоге отлично финишировал.
– Судя по вашему признанию, "формула Карлсена" работает? Магнус, кажется, не слишком заморачивается вопросом получения дебютного перевеса, зато по полной программе мучает своих соперников в миттельшпиле и эндшпиле.
– Мне кажется, что "рецепт" Карлсена не для всех. Даже несмотря на то что он не дебютчик, у него высочайшая шахматная эрудиция, всеми типичными приемами он владеет в совершенстве. А по подходу к игре в дебюте Карлсена можно сравнить с Василием Иванчуком – тот тоже может сыграть все, что угодно, каждый раз стараясь затащить соперника в незнакомую позицию. Ну а дальше – кто кого!
– Считаете ли себя творческим антиподом чемпиона мира?
– В чем-то мы действительно разные. Я – воспитанник классической "советской шахматной школы", привык с первого хода бороться за преимущество. Но я тоже не прочь “просто поиграть в шахматы”, порой “без дебюта”. Кстати говоря, я связываю свои успехи в быстрых шахматах и блице именно с тем, что люблю “катать”.
– Вы в Шамкире сыграли с чемпионом две партии: одну типично "карлсеновскую", а другую скорее "карякинскую". Почувствовали, что Магнус сейчас далеко ото всех убежал или его доминация мнимая?
– Впечатление осталось двоякое. Белыми хотел выйти на сложную борьбу, но сам же с этой борьбой не справился. Хорошо, что в цейтноте нашел массу точных ходов и соскочил на ничью. Черными напротив игра была простой и у меня не было никаких проблем. В какой-то момент начал даже задумываться о перехвате, но ничья.
Убежал ли Магнус вперед? Скорее да, но сделал это не за счет превосходства над соперниками в каких-то конкретных компонентах, а благодаря стабильности. Взять Шамкир: несмотря на два поражения, он продолжал играть с той же выкладкой, что до этого, и начал побеждать, демонстрируя при этом железную выдержку.
– Сможет ли он достигнуть рейтинга 2900?
– Это будет зависеть от его мотивации. В данный момент он стремиться получать от шахмат удовольствие и через силу играть не любит. Но... 2900 – это такая планка которая даже от него потребует сверхнапряжения. Мой прогноз: в ближайшие пять лет он вряд ли ее перепрыгнет, но я был бы рад ошибиться.
– Ваш план насчет покорения отметки "2800" в силе?
– Моя главная идея, пусть это и стало уже притчей во языцех, "вернуть шахматную корону в Россию". Когда в начале сотрудничества с “Альпари” мы выбирали лозунг, этот наиболее полно описывал мои амбиции, и я не собираюсь от них отказываться. Вся моя работа "заточена" под это. Если попутно удастся достичь рейтинга 2800, то это тоже будет приятно, но глобального значения иметь для меня не будет.
– Прежде чем идти на Карлсена, вам надо доказать свой перевес над ближайшими конкурентами – Ароняном, Крамником, Анандом, Каруаной... Вы готовы?
– Работаю над этим. Мне не хватает стабильности. У меня бывают взлеты, но, увы, случаются и падения. Надо научиться их избегать, как делает Карлсен. Готовность я чувствую, осталось только прийти и всех обыграть! (Смеется.)
– Турнир претендентов-2014 в этом плане укрепил ваши надежды?
– Безусловно. В начале я, правда, немного "перегорел". Первый круг сложился для меня ужасно, но потом удалось собраться и показать все на что способен. Выиграл три партии, в четырех других имел большой перевес... Это показало, что я все могу. Осталось лишь научиться контролировать себя, избегать ненужных ошибок.
– Говорят, чтобы стать чемпионом мира, надо многим пожертвовать?
– Так я жертвую, начиная с 8-9 лет. Вместо того, чтобы идти играть с ребятами во дворе, все свое время уделял шахматам. Но многое и приобрел, ведь благодаря им познакомился со многими известными людьми, объездил массу стран...
– Судя по тому, что завтра у вас свадьба, – примите поздравления от редакции "СЭ", – личным счастьем вы жертвовать точно не собираетесь?
– Здесь скорее жертвую не я, а моя избранница – Галия. Она поддерживает меня во всем, ездит со мной на турниры – в Ставангер, в Ханты-Мансийск, в Шамкир... Ей я во многом обязан своими успехами в последний год, – и уже завтра о завоевании шахматной короны буду говорить не "я хочу", а “мы хотим”.
– Слышали, на вашей свадьбе будет много гостей.
– Увы, не так много как мне хотелось бы. Шахматисты – люди занятые и, например, многие из тех, кого я хотел бы завтра видеть, играют в Пойковском, а у некоторых оказались другие планы. Но все равно соберутся примерно человек сто.
– Вы назначили церемонию на 17 число в 17 часов и 17 минут... Что-то связано с этим числом?
– Нет, нам просто показалось это забавным. Главное, что мы не стали откладывать со свадьбой до 2017 года! (Улыбается.)