ШАХМАТЫ
Если два года назад Сергей Карякин и Александр Грищук выиграли оба мировых титула в быстрой и молниеносной игре, то на этот раз на пьедестал попал лишь один россиянин. Ян Непомнящий стал вторым в блице, пропустив вперед Магнуса Карлсена.
– Довольны ли вы итогами чемпионатов в Дубае или ждали от себя большего?
– Впечатления двойственные. Настраивался на самые высокие места в обоих видах, причем, главным образом в рапиде. Увы, во второй день как-то забуксовал, а третий начал невнятной партией с Анандом, после которой настрой как-то сбился. В блице получилось лучше. На самом деле что в быстрых шахматах, что в блице многое, если не все, зависит от сиюминутного состояния – игра либо идет, либо...
– Что случилось в рапиде в третий день, когда вы проиграли трижды подряд?
– Ничего. Я же говорю – все зависит от настроения! Партия с Виши сложилась для меня крайне неудачно, и на оставшиеся туры собраться толком не получилось.
– В таком случае, как удалось так здорово настроиться на пятиминутки?
– Новый день – новый турнир! Плохие дни бывают у всех, вот и меня чаша сия не миновала. Не стоит зацикливаться на неудачных результатах. А способов привести себя в порядок существует масса. Тут как раз начался чемпионат мира по футболу в Бразилии, и мне чтобы развеяться хватило посмотреть пару матчей (к сожалению, не в исполнении нашей сборной), чтобы с новыми силами сесть за доску.
– Когда почувствовали, что игра идет?
– С самого начала, когда в первый день набрал 8 из 11, причем, очков могло быть и больше. Скажем, в 11-м туре я очень обидно зевнул и проиграл Майеру... Но даже несмотря на это, все равно очень приличный результат получился.
– А дальше?
– Играл как обычно: от тура к туру, не всматриваясь в турнирную таблицу.
– Даже когда ближе к финишу выиграли шесть партий подряд, и вышли на первое место? Долго лидировавший Карлсен отставал от вас на пол-очка.
– Отрыв в пол-очка – это очень эфемерное преимущество, особенно когда на кону стоит титул чемпиона мира. Так что старался не расслабляться.
– Чего вам не хватило, чтобы сохранить преимущество и стать чемпионом?
– Я устал. Все устали, в том числе мои прямые конкуренты Карлсен и Накамура. На дистанции в 21 тур потери и погрешности неизбежны. Так, мне не удалось дожать в выигранной позиции Антона Коробова, затем я уступил в ничейной позиции Левону Ароняну. Чуть-чуть везения, и я сохранил бы первую строчку. У Магнуса же в 19 и 20 турах позиции были, мягко говоря, подозрительными – в таких обычно набрать 50% большая удача, – он же ухитрился каким-то образом выиграть обе партии!
– Перед тем как отправиться в Дубай, Карлсен объявил, что собирается выиграть оба титула. У конкурентов было желание наказать его за самоуверенность?
– Не знаю, всерьез это никто обсуждал. Такие заявления – часть пиара. Я думаю, что выиграть хотели многие, просто большинство в этом не сознавалось.
– Считаете, победа Магнуса и в быстрых, и в блице заслужена?
– Скорее да. Конечно, ему оба раза довольно крупно повезло на финише, но без везения такие турниры выигрывать невозможно. Но в целом Карлсен играл ровнее и смотрелся убедительнее, чем его соперники.
– Неужели он настолько превосходит всех в любых контролях?
– Мне так не кажется. Его основное преимущество – неистовая жажда победы. Он всегда нацелен на максимальный результат, и поэтому даже в неудачных турнирах прилагает все силы, чтобы поддержать статус-кво, никогда не опускает руки.
– Вы как-то секундировали Карлсену. Считаете, он вырос с тех пор?
– Да, было дело. Не знаю, вырос ли он за это время как шахматист, но хуже играть точно не стал! Да и трудно делать выводы, времени прошло не так много.
– А как вы оценили бы свое сегодняшнее состояние?
– Пожалуй, как нестабильное. Увы, это одна из главных моих проблем, и ее надо как-то решать. Если, конечно, ставить перед собой самые высокие цели.
– Вы продолжаете это делать? Совсем недавно вас сравнивали со сверстниками – Карлсеном и Карякиным, а сейчас это делают все реже.
– Если честно, меня мало волнуют как сами сравнения, так и их регулярность. В конечном счете, все зависит от того, насколько хорошо я буду играть.
– В прошлом году вы отлично выступили на чемпионате России в Нижнем, а затем стали главной ударной силой сборной, выигравшей золото командного чемпионата мира в Антальи. После этого заговорили, что Непомнящий “вернулся”...
– После довольно хаотичного периода, который у меня был до этого, получилось сыграть два удачных турнира. Серебряная и золотая медали, безусловно, придали мне уверенности в своих силах. Хотя, мне кажется, я никуда и не “уходил”!
– Тем не менее, развить успех в этом году вам пока не удалось.
– Пока не удалось. Дело в том, что я решил тщательнее выбирать себе турниры, в частности перестал играть швейцарки, что привело к сокращению практики. Раньше я играл куда чаще. Возможно, мне не хватило наигрыша, когда в недавнем турнире в Пойковском сыграл существенно ниже своих возможностей. Но после нескольких не самых удачных соревнований говорить о застое, думаю, преждевременно.
– Перед турнирами заранее чувствуете, сыграете хорошо или плохо?
– Я максималист, поэтому любые мысли о плохом результате гоню прочь. А что до предчувствий... Не знаю, как правило, у меня их не бывает.
– Нет предчувствий насчет следующего цикла первенства мира?
– Попадание в цикл для меня – задача номер один! Постараюсь сделать все, чтобы ее выполнить. Я вряд ли окажусь в серии “Гран-при”, по рейтингу претендентом мне тоже не стать, так что остается как следует подготовиться к Кубку мира.
– Кто вам в этом будет помогать?
– У меня много друзей и коллег, с которыми регулярно занимаюсь. Прежде всего это Владимир Поткин. Мне также помогают Юрий Дохоян и Александр Мотылев, но с ними мы работаем главным образом на командных турнирах и на сборах, которые организует для нас федерация. Хочется иметь больше помощников, но... во многом это зависит от спонсорской поддержки, которой сейчас, увы, не хватает.
– В каких турнирах мы увидим вас в ближайшее время?
– В середине июле я сыграю в Италии в ACP Golden Classic. А в августе, если мне доверят место в сборной, конечно, шахматная олимпиада в Тромсе.
– После победы в Анталье главный тренер сборной Юрий Дохоян говорил: “своей игрой Непомнящий гарантировал себе место в сборной”!
– Думаю, если такое и прозвучало, то было сказано на эмоциях. Место в сборной не гарантировано никому, его надо постоянно завоевывать своей игрой.
– Россия способна разорвать “порочный круг” и, наконец, стать чемпионом?
– Олимпийское золото – замечательный стимул для нашей команды. Ее недавняя победа на чемпионате мира в Турции внушает небезосновательный оптимизм.