ШАХМАТЫ
Лысый стал "практиком", Гунина – "Каруаной"
Сенсационным чемпионом России-2014 стал Игорь Лысый, но не меньшая неожиданность прошедшего в Казани суперфинала – бронза Дениса Хисматуллина. Вчера 29-летний башкирский гроссмейстер дал обстоятельное интервью "СЭ".
– Родом я из Нефтекамска, шахматами начал заниматься в местном Доме пионеров, где мне очень повезло с первым тренером. Александр Голубков привил любовь к игре на всю жизнь. Постепенно пришли и первые успехи, стал побеждать на городских, республиканских, федеральных турнирах младших возрастов. А когда мне исполнилось 14, попал к Владимиру Николаевичу Старцеву.
Этот специалист помог выйти на совершенно новый уровень, и уже в 2001 году я завоевал серебро юношеского ЧМ, обыграв там Шахрияра Мамедьярова, ныне одного из ведущих шахматистов планеты… Владимир Николаевич стал для меня не просто тренером, а наставником по жизни, старшим товарищем. К сожалению, за несколько дней до старта суперфинала-2014 он скоропостижно ушел из жизни, в возрасте 55 лет. Свою бронзовую медаль я посвящаю ему.
– Вы стали шахматистом-профессионалом сразу по окончании школы?
– Нет, решил получить другую профессию и поступил в Уфимский нефтяной технический университет на специальность "бурение скважин". Первые два курса почти не играл, сосредоточившись на учебе. Но потом поехал на турнир в Серпухов и неожиданно для себя выполнил норму гроссмейстера. Мне тогда было 19. Это поворотный момент в жизни: я понял, что могу добиться в шахматах серьезных успехов. Правда, университет я потом тоже окончил.
– В случае чего, можете бурить скважины?
– Чего их бурить, если нефть дешевеет? Нет уж, лучше я буду в шахматы играть!
– Вы считаетесь крупным специалистом по турнирам, проводящимся по швейцарской системе. Сколько их уже выиграли?
– Несколько десятков, наверное. У меня случаются очень серьезные перепады: могу в одном турнире набрать "+6" (обычно это означает 7,5 очка из 9: шесть побед и три ничьи. – Прим. "СЭ"), а уже следующий провалить. Тем не менее в последние 5 – 6 лет мне удается стабильно удерживать рейтинг в районе 2700. В начале прошлого года, к слову, установил свой личный рекорд – 2714, выиграв подряд турниры в Ханты-Мансийске и Таганроге и разгромив в матче сильнейшего арабского шахматиста Салема Салеха со счетом 7:1. Однако вскоре после этого неудачно выступил на чемпионате Европы в Ереване и потерял сразу 35 пунктов Эло.
– Как готовились к суперфиналу-2014?
– Это уже мой четвертый суперфинал, так что никакой робости перед стартом не испытывал. Надеялся на хороший результат, однако первые партии давались с огромным трудом, в турнир входил тяжело. Не могу сейчас понять, например, почему я тратил так много времени в начале партии с Карякиным, хотя отлично знал дебютный вариант? В итоге уже на выходе из дебюта попал в сильный цейтнот. Хорошо хоть позиция была с огромным запасом прочности, так что ничью удалось сделать. Зато во втором туре умудрился проиграть Звягинцеву позицию со "здоровой" лишней пешкой… Потом был близок к победе в партии со Свидлером, но несколько раз упустил стопроцентные "голевые моменты".
Поворотной стала партия пятого тура, когда удалось черными победить Морозевича. В жутком цейтноте мы оба "зевали", но последним все-таки ошибся мой соперник. Эта партия оказалась одной из самых напряженных в моей карьере, после ее окончания меня буквально трясло. Хорошо, на следующий день был выходной! Мы с друзьями сходили на футбольный матч "Рубин" – "Зенит". И хотя казанцы, за которых я болел, проиграли, удалось встряхнуться, получить заряд бодрости.
– Дома, в Башкирии, заметили ваш успех?
– Да, уже дал десяток интервью для газет и телевидения. Никогда еще ничего подобного у нас в регионе не было. Почувствовал себя национальным героем (смеется). А сегодня меня принимал министр спорта Республики Башкортостан Андрей Иванюта: поздравил, пообещал и дальше по мере возможности поддерживать шахматы.
– Как развиваются шахматы в республике?
– Владимир Старцев в последние годы жизни был президентом Шахматной федерации Башкирии, он многое сделал для развития шахмат в отдаленных регионах, в сельской местности. Например, отделения республиканской ДЮСШ открылись в нескольких городах. Я сам работаю в одной такой школе спортсменом-инструктором, помогаю нашим самым талантливым юным шахматистам. Один из моих учеников – Максим Литвинов; он сейчас выступает за сборную России на командном первенстве Европы в Венгрии.
К сожалению, в республике не хватает шахматных клубов; даже в Уфе нет места, где могли бы собираться и играть дети и взрослые, профессионалы и любители. Такой центр нам просто необходим; очень надеемся на поддержку местных властей! Хотелось бы, чтобы у нас появился собственный дом.
– Проводится ли у вас турнир школьных команд "Белая ладья"?
– Да, хотя и не с таким размахом, как прежде. Так, в 90-е годы, когда я сам играл на "Белой ладье", от Нефтекамска в республиканских соревнованиях участвовали две школы. Отрадно, что РШФ сейчас активно возрождает этот турнир, поскольку шахматы очень полезны для общего развития детей. В Башкирии за последние годы сложилась команда единомышленников, которая готова и дальше пропагандировать шахматы, продолжая дело Старцева. Очень рассчитываем, что нас по-прежнему будут поддерживать и региональные власти, и Российская шахматная федерация.