На юридическом факультете МГУ открыт шахматный клуб, функционирует школа Сергея Карякина. Можно смело сказать, что юрфак – самый шахматный факультет мира. В этом огромная заслуга декана юрфака Александра Голиченкова и президента клуба Александра Корнеева. Именно благодаря их плодотворной работе с МГУ сотрудничает один из лучших гроссмейстеров планеты Сергей Карякин, в клубе проводятся соревнования, сеансы и лекции.
– Сергей, а почему вы не принимаете участия в командном чемпионате Европы?
– Вы знаете, что в последнее время я просто не вставал из-за доски. Матч с Китаем, Суперфинал чемпионата России, Кубок мира, первенство по рапиду и блицу, командный чемпионат Европы. Я откровенно наелся шахматами. Благо, что в России много хороших гроссмейстеров. Наверное, при желании можно выставить три сборные, которые будут иметь шанс на первое место. Тренеры решили дать мне отдохнуть, за что им большое спасибо.
– Несмотря на занятость, вы уделяете время лекциям. Не утомляет?
– Юридический факультет МГУ – это моя отдушина. С удовольствием работаю и помогаю, чем могу. Сегодня я разобрал четыре свои партии – поделился знаниями с ребятами – это здорово. Я вообще за то, чтобы пропагандировать шахматы, нести их в массы. Поэтому, несмотря на то, что у меня много дел, несмотря на плохую погоду, я приехал сюда. Спасибо большое Александру Голиченкову и Александру Корнееву за предоставленную возможность. Я здесь работаю с удовольствием.
– Вы следите за командным чемпионатом Европы?
– Конечно, просматриваю почти все партии. Скажу вам, что мои товарищи по команде играют легко. Не хочу сглазить, поэтому не буду говорить о золоте, но если ребята продолжат в том же духе, то мы наконец-то сможем выиграть первенство.
– Кто основные соперники?
– Думаю, что все решится в матчах с Францией и Арменией. С остальными суперсборными мы уже встречались. До конца турнира всего четыре тура и нужно после выходного не расслабиться и доиграть, как следует?
– Что скажете о том, что Магнус Карлсен за три партии набрал всего пол-очка и потерял 18 пунктов рейтинга?
– Это невозможно объяснить. Но Карлсен почти всегда не очень удачно выступает за сборную. Если так пойдет дело, то он может растерять свой космический рейтинг. Хотя он уже кажется достаточно земным – 2832. Но Магнус очень волевой спортсмен. Думаю, что эти поражения только подстегнут его. Время покажет. С другой стороны, норвежец сейчас имеет самый низкий рейтинг с 2011 года. То есть небольшой кризис проглядывается. А это означает, что Магнус тоже человек со своими слабостями и с ним можно бороться.
– В марте стартует турнир претендентов. Для вас это уже второй кандидатский форум. Как выиграть это соревнование и выйти на матч с Карлсеном. Весь мир ожидает этой схватки. Вы с Карлсеном одногодки и соперничаете с самого детства…
– Это мечта всей моей жизни. Да, год назад я в последний момент попал в турнир претендентов, в чем мне помог Владимир Крамник (Крамник отобрался туда, завоевав Кубок мира, уступив место по рейтингу Карякину. – Прим. "СЭ"). И морально было немного не по себе, что был обязан в этом Владимиру Борисовичу. А на этот раз я вырвал путевку сам, в невероятной борьбе. Нет, я не хочу сказать, что в Ханты-Мансийске выступал незаслуженно. Ведь такой рейтинг надо было набить, но, если бы не партнер по сборной, меня бы там не было. Это объективная оценка. А сейчас я вошел на кандидатский форум с парадной двери. Но выиграть этот турнир будет крайне сложно.
– Почему?
– Да потому что шансы равны у всех восьми гроссмейстеров. Плотность просто невероятная. Аронян, Каруана, Топалов, Накамура, Ананд, Гири, Свидлер. Вишванатан вот стал первым в Хантах, а от него этого никто не ожидал. Аронян каждый раз фаворит на бумаге, но именно кандидатский форум у него не складывался. Претенденты – это невероятное испытание, и победит тот, кто окажется готов лучше в конкретное время.
– Как вы готовитесь к турниру?
– Сейчас мой менеджер активно ищет поддержку. У меня был личный спонсор два года, и мне это очень помогало. Набрать команду для подготовки к турниру претендентов – это огромные деньги. В прошлом году я вложил в работу все средства, полученные от фирмы. У меня было четыре тренера, личный доктор, выездные сборы в Египет, где я три недели готовился на море. Именно на море мне работается лучше всего.
– А сейчас какую команду собираетесь набрать?
– Мы все прикинули, и мне для того, чтобы подготовиться так, как я считаю, необходимо нанять пять тренеров. Просто как воздух нужно опять пригласить того же доктора, плюс уже сейчас нужен личный тренер по физической подготовке, консультант по психологии. Плюс оплата работы менеджера, пиар-компании. Если мы хотим, чтобы шахматы звучали из телевизора и радио, то нужно уделить большое внимание пиару российских гроссмейстеров. Все-таки турнир пройдет в Москве.
– У вас наполеоновские планы. Какая же сумма нужна на их осуществление?
– Нет, конечно, можно сесть в одиночку и готовиться самому дома. Но тогда и не надо требовать от себя побед. Серьезные шахматы – это серьезная команда профессионалов. Я не могу назвать точную сумму, но это, конечно, сотни тысяч евро. Я, кстати, не упомянул о технике, которую тоже необходимо закупить и обновить.
– Есть какие-то подвижки с поиском спонсоров?
– Мы ведем переговоры с несколькими компаниями, называть их я не буду. Но очень надеюсь, что в ближайшее время найдутся люди, которые захотят помочь россиянину сыграть матч за корону.