Виталий Мутко: "Пора разобраться с проблемой легионеров"

Telegram Дзен

Путин призвал клубы учитывать интересы сборных

После окончания заседания Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте РФ на вопросы журналистов ответил министр спорта

Андрей КУЗНЕЦОВ
из Кремля

У РОССИИ ЧТО, ДЕТСКИХ ШКОЛ НЕТ?

– Судя по выступлению президента, главное внимание государства после Олимпиады переключается на массовый спорт.

– Спорт высших достижений у нас более-менее выстроен. Что и показали последние результаты. Мы сумели сделать рывок в развитии материальной базы, начали заниматься наукой и технологиями, медициной. Двигаемся в правильном направлении. Массовым спортом тоже занимаемся. Но сейчас всего 10 процентов активного населения (от 30 до 50 лет) вовлечено в здоровый образ жизни. И без включения новых механизмов тут не обойтись.

Нужно проталкивать эту систему на всех уровнях – специальные пункты в трудовых соглашениях, фонды, профсоюзы. Без системы созданных по месту жительства клубов не обойтись. Нужно развивать и фитнес-индустрию. В Нью-Йорке и Лондоне от 40 до 60 процентов тренируются в этой системе. В Москве – не больше 4-5 процентов. В этом и есть резерв.

– Позвольте все же несколько вопросов о спорте высших достижений. Владимир Путин поручил министерству разобраться с проблемой легионеров.

– У меня есть понимание. Не то чтоб мы сразу достали шашку и бросились на лиги... Но когда сам президент поднимает этот вопрос – все, согласитесь, очень серьезно. Тем более что клубы не снижают настойчивости, пытаясь добиться ослабления всех лимитов. Разве это выглядит логично?

Мы в хоккее уже ни одного звена сыгранного не можем для сборной взять из чемпионата. К 2018 году та же проблема выйдет на первый план в футболе. Посмотрите, в воскресенье играли две команды из премьер-лиги. Не буду их называть... Но, слушайте, неужели мы не можем у себя подготовить футболистов такого же уровня, как их, мягко говоря, "гениальные" легионеры? В "Рубине", наоборот, выходит мальчишка. Его никто не знает – а он играет спокойно. Не тушуется, не теряется в матче с клубом, который борется за первое место. Я про Набиуллина. Хорошая такая банковская фамилия (улыбается). Значит, у нас есть кадры. Но мы не даем им шанса. Заниматься собственным резервом что, не надо? У России что, детских школ нет, традиций?

Я на заседании озвучивал цифру: четыре миллиона детей в системе образования дополнительной спортивной направленности. Четыре миллиона! Это, видимо, много. Поэтому и проблемы. У норвежцев, как рассказывал мне Дима Баранник, наберут 15 человек и носятся с каждым. Пылинки сдувая. А у нас того выкинули, того забраковали – мол, ничего, другой кто за нас сыграет. В России 380 тысяч детей в футбольной системе подготовки. 83 тысячи – в хоккейной. А мы одну сборную не можем собрать! Плохо работаем. Шанса не даем. Теряем кадры.

– Уверены, что клубы разделят ваше беспокойство?

– Не будем сейчас никого обижать, но мы отлично понимаем, откуда и как все берется.

– В волейболе поставили жесткие рамки: два иностранца. И клубы выигрывают Лигу чемпионов, а сборная – Олимпиаду.

– Замечательный пример. Сейчас подумаем и над другими видами спорта.

– А у министерства спорта есть выработанная позиция по, например, лимиту в КХЛ?

– Есть. Но пока озвучивать ее не буду. Понимаете, я сам из клуба вышел. И знаю: у людей есть планы на финансовый год, есть системные наработки. В 2005-м переезжаю в Москву в кресло президента РФС. Тут же в составе "Динамо" на поле вышли 11 легионеров. Но я же не достал утром шашку. Сели, создали программу. Год за годом менялось: девять, восемь, семь, шесть. А сейчас вдруг откат пошел в обратную сторону. Почему? Зачем? Да, есть клубные интересы, но национальный интерес должен быть превыше всего.

– В ближайшие дни ФХР возо-бновляет переговоры с Олегом Знарком по поводу сборной.

– Я тоже подключусь к решению вопроса.

– Когда федерация согласует все условия работы, кандидатуру должны будете одобрить вы, как министр спорта. Знарка одобрите?

– Я считаю Олега одним из лучших специалистов страны. Просто так два Кубка Гагарина не берут. Даже в этом сезоне у него есть трофей – за победу в регулярном чемпионате. Это один из самых достойных людей. Может, нашим игрокам и нужен такой "мобилизатор".

– Что скажете о скандале вокруг баскетбольной федерации?

– Сейчас надо войти в правовое поле. Получить решение суда, положить его на стол, изу-чить. Что признано недействительным? Выборы? Или этот президиум? И тогда уже начнем понимать, к какой точке возвращаться. Тогда все встанет на свои места. Люди должны нести ответственность за свои решения. Перед обществом, перед страной. Надо развивать вид спорта, а не сидеть в тени. Соберемся, поговорим. Но есть еще один нюанс: поскольку государство не может вмешиваться в дела общественных организаций, подключаться к делу должен ОКР. У Олимпийского комитета даже есть право на время взять управление российским баскетболом в свои руки.

НАДО ПОСТОЯННО БЫТЬ В ЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ

– Владимир Путин заявил, что требуются анализ и предложения по оптимизации с учетом международной практики деятельности общероссийских спортивных федераций.

– В системе российского спорта проделана огромная работа над развитием. Но предела совершенству нет. Считаю, что мы добиваемся результатов именно нынешней системой.

Я вот по футбольным делам слетал на полтора дня в Цюрих. Знаете, как тяжело было выкроить время в графике? А что поделаешь? Там сенаторы какие-то письма писали, беспокоиться начали. Я же в ответ сам появился. Проявил, как говорится, уважение. И обсуждение тут же принимает другое звучание. Лично обратился к членам исполкома. Сам откровенно рассказал, какие пункты в подготовке к ЧМ-2018 остаются проблемными. Но при этом мы за 2013 год все вопросы закрыли. План, программа, правительство деньги выделило, 300 объектов презентовали поименно. Которые будут построены. Конечно, это всех впечатлило.

Пообщался с Блаттером, Платини. Потом президент ФИФА выходит и на пресс-конференции заявляет: "Нет никаких сомнений в том, что Россия сделает все на отлично". А если бы не съездил? Вот представителей Катара не было, а им раз – вопрос по трудовым мигрантам. Реагировать и отбиваться некому. Это правило международной политики: ты постоянно должен быть в центре событий.

– С Блаттером и Платини обсуждали вопрос о присоединении клубов из Крыма к российскому футбольному сообществу?

– Не обсуждал. Но проинформировал. Сообщил, как мы видим эту ситуацию. Во-первых, поведал, что не хотим разрушать единый футбольный мир. Во-вторых, заверил, что, когда мы с крымскими коллегами разработаем конструкцию, обязательно приедем в Цюрих и посоветуемся. В-третьих, еще раз напомнил, что это уже данность. Что Крым и Севастополь – два новых субъекта РФ, и жить они будут по регламенту нашей страны. В том числе и в спорте. Но из огромного уважения к ФИФА и УЕФА приедут к ним посоветоваться. Вот как мы хотим. Четко следовать правилам, быть надежными, как всегда, партнерами.

– Но играть команды должны в российской лиге?

– Да.

– Последний вопрос. Вскоре после нашей беседы "Зенит" проведет первый матч под руководством Виллаш-Боаша. Что скажете о перестановках в далеко не чужой для вас команде?

– Не хочу для прессы. У меня есть не ожидания, а твердая уверенность. Знаю, что это за специалист. И поэтому говорить не хочу.