Этот день в истории на страницах "СЭ" в разные годы – это отставка Георгия Ярцева из сборной России в 2005-м, вывод Андрея Аршавина, Александра Анюкова и Игоря Денисова из состава "Зенита" в 2007-м и назначение Вячеслава Быкова с Игорем Захаркиным в СКА в 2014-м.
2005
Дайте России футбольного тренера
Вчера в 12.45 Георгий Ярцев написал заявление об отставке с поста главного тренера сборной России.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Георгий Ярцев подал в отставку. Странно, что произошло это не после провала на Euro-2004, не после поражения со счетом 1:7 от Португалии и не сразу после невыразительных матчей с Лихтенштейном и Эстонией. Нет, Ярцев понял, что ему пора уходить после выборов нового президента РФС. Хотя что тут странного, если разобраться? Пребывание на своем посту последнего главного тренера сборной вообще мало зависело от самого футбола. Ярцев возглавил команду, не имея к тому моменту в течение восьми лет серьезных тренерских успехов. Он продолжал руководить ею, несмотря на дилетантские промахи и унизительные проигрыши, на вечные бунты отказников и поиски врагов, на хроническую неспособность доставить игрой и результатом хоть какую-нибудь радость болельщикам. И ушел в тот момент, когда стало ясно – не уйти нельзя, власть сменилась. Браниться вслед уходящему тренеру и уж тем более ругать Ярцева как человека совершенно не хочется. Он оказался очередной жертвой, заложником нашей футбольной политики. Само его лихорадочное, спонтанное, ничем не обоснованное, непродуманное назначение в августе 2003 года стало продолжением общей печальной тенденции, имеющей отнюдь не футбольную природу. И общей бедой. Мы всякий раз искали спасителей, довольствуясь малым и не думая о будущем, и всякий раз оставались у разбитого корыта. В итоге перечеркнуты очередные полтора года. Мы потеряли чувство собственного достоинства, мы забыли о своей футбольной гордости, мы утратили вкус к победам, мы оказались на грани очередного провала – и, как и в августе 2003-го, РФС впору искать не столько тренера, сколько антикризисного менеджера.
Главный тренер сборной должен быть независим в своем творчестве, свободен от работы в клубе – и, следовательно, от подозрений в кадровой вкусовщине. Он должен быть практиком и иметь высокий профессиональный авторитет – причем не только в России, но и в Европе, в мире. С его мнением должны считаться президенты, тренеры клубов, а в первую очередь – игроки сборной. И наоборот – его мнение не должно зависеть от чьих-то симпатий или прихотей. Образно говоря, этот человек должен зависеть только от самого футбола – и ни от чего больше. Лишь в этом случае и футбол попадет в прямую зависимость от его профессионализма. Наконец, новый главный должен получать за свою работу хорошие деньги. И тогда – при наличии у него высокой репутации – он будет знать, чем рискует. Не считая, конечно, разбитых надежд болельщиков, которые к тренерским рискам в России уже давно не относятся. Сборной России нужен иностранец – "СЭ" не первый год повторяет эту фразу как заклинание. Ибо только иностранец в российской ситуации соответствует этим требованиям – всем без исключения. Высокооплачиваемый, независимый, мудрый профи, одно имя которого исключило бы всякие кривотолки вокруг команды. Упрямый и отвечающий за свои слова и поступки результатом. И дающий этот самый результат – вопреки обстоятельствам, дуракам, дорогам и всему тому, на что российские футбольные власти так много и охотно ссылались в последнее время. Найти его – главная задача Виталия Мутко и его команды.
ОТСТАВКА БУДЕТ ПРИНЯТА.
СЕМИН ГОТОВ ПОМОЧЬ СБОРНОЙ
Через несколько минут после того, как Георгий Ярцев подал в отставку, он прокомментировал свое решение корреспонденту "СЭ" Максиму КВЯТКОВСКОМУ: "Нельзя нормально работать, постоянно находясь под столь мощным давлением, – сказал Ярцев. – Безусловно, сборная не выполнила программу поездки в Лихтенштейн и Эстонию, и я не ищу оправданий. Никого не виню и потому, как видите, сразу же после возвращения подал заявление. Оценивать свою работу не вправе, но так называемым критикам могу напомнить, что при тренере Ярцеве сборная проиграла только 3 официальных матча из 14. Отнюдь не считаю, что ситуация в нашей отборочной группе провальная: от лидеров мы отстаем на три очка, и решающие сражения еще впереди. Думаю также, что был выбран правильный путь, поскольку будущее – за молодыми и перспективными игроками".
"Ярцев поступил абсолютно правильно. Его решение – лучшее, что можно было сделать в сложившейся ситуации. В ближайшее время обязательно постараюсь с ним встретиться. Отставка, разумеется, будет принята, – сказал корреспонденту "СЭ" Максиму КВЯТКОВСКОМУ Виталий Мутко, который за два дня до этого стал новым президентом РФС. – Когда команда получит нового тренера? Чтобы принять взвешенное решение, необходимо хотя бы несколько дней. Вероятно ли приглашение иностранного специалиста? – Не исключаю такой возможности. Учтите только, что отборочный турнир достиг экватора, а любому уважающему себя тренеру сподручнее работать с самого начала цикла, чтобы по окончании он мог отвечать за результат. У нас, кстати, все время так происходит – перемены случаются в самый разгар турнира. Нынешнее положение дел заставляет искать решение в кратчайшие сроки. Не исключено, что оно будет неординарным".
"На сегодняшний день мне не поступало предложения о сотрудничестве со сборной России, – сказал вчера Юрий Семин корреспонденту "СЭ" Максиму КВЯТКОВСКОМУ. – При этом отношусь к Виталию Мутко с большим уважением, считаю, что все мы должны объединиться и двигать вперед российский футбол. Если такая тема возникнет, готов ее обсудить и помогать национальной команде в любом качестве. Сборная оказалась в сложной ситуации, и нам ничего не остается, как сообща из нее выбираться".
2007
Адвокат стал прокурором
Вчера утром перед домашним первым матчем 1/4 финала Кубка России со "Спартаком" (1:2) на официальном сайте "Зенита" появилось сообщение, которое не назовешь иначе как сенсационным: Андрей Аршавин, Александр Анюков и Игорь Денисов решением тренерского штаба клуба отстранены от занятий с основным составом до 9 апреля. В качестве пояснения была приведена одна фраза: такая мера принята в качестве дисциплинарной санкции.
Так за что же наказаны капитан "Зенита" и его товарищи – все трое, заметим, игроки сборной России и футболисты основного состава питерского клуба, которому в тот же день предстоял принципиальнейший кубковый матч против московского "Спартака"? По данным "СЭ", в ночь с 30 на 31 марта, то есть непосредственно перед предыдущей игрой со "Спартаком" в чемпионате России, Аршавин, Денисов и Анюков покинули расположение гостиницы "Кемпински", где "Зенит" в последнее время проводит предматчевый карантин, и вернулись в отель только рано утром. Тем не менее в субботу Дик Адвокат выпустил всех троих на поле. Но после проигрыша от "Спартака" (1:3) пообещал детально разобраться в причинах слабой игры своей команды – и слово сдержал. Подключив все клубные ресурсы, главный тренер узнал о нарушении режима тремя игроками благодаря камерам слежения, установленным в "Кемпински". Есть, однако, и другая версия, согласно которой Адвокат знал об отсутствии Аршавина, Денисова и Анюкова еще до субботнего матча, но умышленно выпустил их на поле, чтобы потом устроить показательную "казнь" одной из группировок внутри команды. Если верить тем, кто придерживается этой версии, голландский специалист практически потерял контроль над командой, а та, в свою очередь, сейчас единого целого собой не представляет. Однако при любой трактовке инцидента с Аршавиным, Денисовым и Антоновым он, несомненно, показал одно: в "Зените" – команде, которую называют одним из главных фаворитов сезона, – далеко не все гладко.
Дик АДВОКАТ, главный тренер "Зенита":
– Я профессионал и ожидаю от своих футболистов того же. Именно поэтому решил, что эти игроки до понедельника будут тренироваться с дублем. Но это не имеет никакой связи с нашим поражением от "Спартака" в минувшую субботу. Клуб пытается сделать все для своих игроков – и в плане финансов, и в плане организации. Поэтому "на выходе" я требую от них профессионализма. А что именно произошло – пусть останется между мной и этими футболистами. Штраф был бы самым простым путем, но они не очень беспокоятся о деньгах. И лучше что-то предпринимать в начале сезона, чем в его конце. Могу лишь пообещать, что мы до конца первенства будем участвовать в чемпионской гонке.
Александр БОРОДЮК, тренер сборной России:
– Для меня произошедшее с Аршавиным, Анюковым и Денисовым крайне неприятно. И прежде всего потому что они игроки сборной и нуждаются в постоянной игровой практике. Но обсуждать действия главного тренера "Зенита" считаю некорректным, поскольку принимать те или иные решения вправе только он.
Игорь ЧУГАЙНОВ, тренер дубля "3енита":
– Ребята тренировались в полную силу и в точности выполняли все указания тренерского штаба, что лично меня, если честно, приятно удивило. Тренировочный процесс их появление никак не изменило: мы продолжаем работать по собственному плану.
2014
Вячеслав Быков: "Обещание сразу выиграть Кубок
было бы наглостью. Но я постараюсь"
Вчера в СКА грянула сенсация: в отставку были отправлены генменеджер Алексей Касатонов и главный тренер Юкка Ялонен. Новым наставником армейцев стал Вячеслав Быков, которому предложен контракт по схеме "2+1". Сразу после назначения новый главный тренер СКА ответил на вопросы "СЭ".
Владислав ДОМРАЧЕВ
– Вячеслав Аркадьевич, примите поздравления от "СЭ". Спустя три года вы снова в обойме КХЛ. Возглавили образцовый в плане менеджмента и инфраструктуры клуб. Тем не менее еще три дня назад в интервью нашей газете вы заявили, что до лета не станете отвечать на поступающие предложения. Что изменилось за столь короткий срок? Или это было предложение, от которого нельзя отказаться?
– Спасибо за поздравления. Со мной контактировали боссы СКА Геннадий Тимченко и Александр Медведев. Переговоры прошли оперативно. В экстренном режиме. Хочу подчеркнуть, и это принципиальный момент: я не обманывал вас и читателей "СЭ", когда на днях сообщил, что у меня есть личные семейные обстоятельства, которые не позволяют до лета сосредоточиться на работе с клубом. Но руководство СКА пошло мне навстречу и позволило эти дела, отнимающие время, завершить. За что я очень благодарен.
– С помощниками уже определились?
– Мне дали карт-бланш в формировании тренерского штаба. Одного своего помощника уже могу назвать – это Игорь Захаркин, с которым мы вместе идем по жизни. Остальные кандидатуры будут прорабатываться. Где сейчас Захаркин? В Польше, готовит сборную этой страны к чемпионату мира в группе C, который стартует 20 апреля в Каунасе. Скоро я к нему присоединюсь. В ближайшее время нет надобности в моем присутствии в Санкт-Петербурге. Думаю, мы с руководством СКА встретимся в Минске на чемпионате мира. Туда я точно приеду, меня ведь собираются ввести в Зал хоккейной славы ИИХФ.
– Кто станет новым генеральным менеджером питерского клуба?
– Мне сообщили, что спортивный штаб клуба ушел. Поэтому совместно с руководством СКА приняли решение, что какое-то время мне и Захаркину придется закрыть это направление и принять на себя дополнительные обязанности. Возможно, я буду помимо тренерских функций заниматься и селекцией. Опыт-то у меня есть. Да и люди, продолжающие работать в клубе, нам помогут. Совместно эту позицию мы закроем. Тем более что команда укомплектована достаточно хорошо.
– Вам предложили контракт на два сезона с возможностью продления еще на один сезон. Тогда как первый тренер-иностранец в СКА американец Барри Смит проработал в Питере целых три сезона. Милоша Ржигу уволили, когда его команда шла в Западной конференции на первом месте. В декабре шаталось кресло под Юккой Ялоненом, его спасли ведущие игроки команды, убедившие руководство клуба не делать резких шагов. Похоже, Санкт-Петербург слезам не верит…
– Я не сторонник загонять себя в жесткие контрактные рамки. В соответствии с росчерком на бумаге. Важнее, чтобы наладилось доверие между тренерами и командой, руководством клуба и тренерами. Плюс должна быть положительная динамика. Вспомните наш последний чемпионский сезон в Уфе. Мы построили прекрасную команду единомышленников. Но в регулярном чемпионате она иногда пробуксовывала. В ноябре нас с Игорем даже вызвали на ковер к высшему руководству республики. Разговор получился конструктивным, нам оказали доверие, которое аукнулось в плей-офф.
– Летом, когда Ковальчук приехал из "Нью-Джерси" в СКА, вы в интервью "СЭ" сказали: "Илья не выиграет Кубок Стэнли, зато возьмет Кубок Гагарина". С первой попытки не вышло. Как думаете, получится ли со второй?
– Вы на что намекаете? (Смеется.)
– Это скрытый вопрос о задаче, которую поставят перед вами в СКА.
– Я уже ответил господам Тимченко и Медведеву: обещание выиграть Кубок Гагарина с первого захода было бы с моей стороны наглостью, но я постараюсь.
– Не опасаетесь негативной реакции болельщиков ЦСКА, многие из которых хотели видеть вас во главе своей команды?
– Не хочу даже думать об этом. Я не раз говорил: ЦСКА наряду с "Трактором" – моя родная команда. В ЦСКА мне, начинающему тренеру, дали шанс. Потом после неудачного первого сезона Слава Фетисов убедил руководство клуба оставить меня. Это был прекрасный опыт. Потом были сборная и Уфа. А СКА и Питер – новый вызов, который я с удовольствием принимаю.