Осторожно, бабушка!

Telegram Дзен

Невероятно, но факт: несмотря на то что 31 октября ей исполнится 50 лет, на Олимпиаде в Пекине Лонго не хватило всего лишь двух секунд, чтобы завоевать бронзовую медаль в разделке.

ДОСЬЕ "СЭ"

Жанни ЛОНГО

Родилась 31 октября 1958 года в Анси (Франция).

Рост - 164 см, вес - 48 кг.

Профессиональная велогонщица. Выступает за Парижский велоклуб.

Участница семи летних Олимпийских игр подряд (1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008).

Олимпийская чемпионка в групповой гонке в Атланте-96 и серебряный призер Барселоны-92. Серебряный (1996) и бронзовый (2000) призер в индивидуальной гонке.

13-кратная чемпионка мира в трековых и шоссейных велогонках: 5 раз - в групповых гонках (1985, 1986, 1987, 1989 и 1995), 4 раза - в индивидуальных (1995, 1996, 1997 и 2001) и 4 раза в трековых гонках - по очкам (1989) и в гонке преследования (1986, 1988, 1989).

3-кратная победительница Tour de France (1987, 1988, 1989).

26 октября 1996 года в Мехико установила мировой рекорд в часовой гонке - 48,159 км.

Серебряный призер чемпионата мира по маунтинбайку-1993.

Многократная чемпионка Франции в трековых и шоссейных велогонках, в том числе - 15-кратная в групповых гонках (1979 - 1989, 1992, 1995, 2006, 2008), 7-кратная - в индивидуальных (1995, 1999, 2001, 2002, 2003, 2006, 2008).

В возрасте 49 лет на Олимпийских играх в Пекине заняла 4-е место в индивидуальной шоссейной гонке, всего на 2 секунды отстав от бронзового призера Карин Туриг из Швейцарии. Занявшая 2-е место англичанка Эмма Пули еще даже не родилась, когда Лонго завоевала свои первые награды мировых чемпионатов.

В групповой гонке на ОИ-2008 Лонго заняла 24-е место, отстав от победителя (Николь Кук из Великобритании) на 33 секунды.

Замужем за своим тренером Патрисом Сипрелли. Живет в Гренобле.

Про возрастных спортсменок принято говорить, что они не выглядят на свои годы. Сказать то же самое про Лонго, наверное, нельзя, потому как Жанни выглядит именно на столько, сколько ей есть. Что не делает менее восторженным мнение любого человека о том, чего удалось добиться в жизни этой хрупкой женщине. Кто-то однажды сказал, что если бы Лонго одновременно надела все медали, которые завоевала за 30 с лишним лет в спорте, то она не смогла бы встать со стула. Сколько килограммов весят эти самые медали, знает только сама Жанни. Да еще ее многолетний тренер и супруг Патрис Сипрелли, который после соревнований, не важно, выигранных или проигранных, всегда рядом и готов набросить на озябшие плечи жены теплую кофту.

Именно это он сделал в минувшую субботу, когда Лонго после финиша групповой гонки чемпионата мира стояла посреди дороги, опершись на свой велосипед. Стояла и терпеливо отвечала на вопросы журналистов. Говорила по-французски, временами переходя на английский, а затем снова возвращаясь на родную речь. После окончания гонки прошло уже более часа, на трассу хлынули болельщики. Почти все они хоть на немного останавливались возле Лонго: кто фотографировался, кто брал автограф. Иные просто слушали, о чем она говорит. Беседовать с Лонго, даже так, фактически на бегу - одно удовольствие. Потому что она сама расскажет о том, о чем вы только подумали ее спросить.

В этот момент невозможно поверить, что многие считают Лонго ужасно самовлюбленным, эгоистичным и абсолютно некомандным человеком. Сама Жанни не устает повторять, что все это люди говорят в основном от зависти. Однако даже она не отрицает, что практически всегда живет отдельно от национальной сборной Франции и крайне редко и выборочно общается с подругами по команде. Хотя даже само это словосочетание - подруга по команде - для Лонго звучит немного странно. Потому как никаких подруг в спорте для нее не существует.

Классической стала история, произошедшая на чемпионате мира 1994 года (он также проходил в Италии), когда двое француженок ушли в отрыв, практически гарантировав Франции победу. Двум оставшимся позади французским гонщицам, одной из которых была Лонго, достаточно было сдерживать, по классическим неписаным правилам велоспорта, основную группу преследовательниц. Но Лонго была бы не Лонго, если бы согласилась на такой сценарий, пожертвовав собственными интересами. Неимоверными усилиями Жанни за километр до финиша привезла у себя на хвосте целую группу спортсменок, и беглянок настигли. В результате, ни одна (!) француженка, включая Лонго, не попала даже в первую десятку. На следующее утро флагман французской спортивной прессы - газета L'Equipe вышла с шапкой: "Предательница Лонго". Пару недель спустя руководство национальной сборной приняло решение отлучить Лонго от команды.

Впрочем, ненадолго. Ее начальство вынуждено было признать, что Лонго давала сборной то, чего не могла дать ни одна другая гонщица, - результат. А вместе с ним и медали. В Варезе Лонго осталась без наград и, наверное, расстроилась, хотя виду старалась не подавать.

-Жанни, как вам сегодняшняя гонка?

- Хорошая, интересная гонка. Пелотон поддерживал высокую скорость всю дистанцию, а первая десятка еще и продемонстрировала прекрасную выносливость. К последнему кругу усталость начала сказываться очень сильно, и выдержали те, кто был лучше готов к изнурительному пути.

-Вы расстроены тем, что оказались вне пьедестала?

- И да, и нет. В моем возрасте никогда не знаешь, проехала ли ты свою последнюю гонку или впереди у тебя еще много шансов выиграть медаль. С другой стороны, моя форма после Олимпийских игр объективно находится на спаде. Я не волшебница, как некоторые полагают, и если неважно готова физически, то чудес творить не могу.

-Когда вы поняли это по ходу гонки?

- Я немного переработала на седьмом круге, здорово "наелась", постоянно предпринимая попытки собрать вокруг себя группу и разорвать пелотон. В какой-то момент я поняла, что больше не в состоянии оказывать давление. Все было кончено на последнем круге, когда начались основные разборки. Я в них участвовать просто не могла - почувствовала, что забились ноги. А какой финиш со свинцовыми ногами?..

-В Пекине вы заняли четвертое место в разделке. Велико было разочарование?

- Честно говоря, нет. Потому как я еще до Пекина говорила о том, что буду счастлива, если заеду в гонке на время в пятерку лучших. Обычно четвертое место считается самым обидным, но в моем случае эмоций по этому поводу было немного. В конце концов, я счастлива, что вообще стартовала. К тому же не повезло с погодой. Вы были в тот день в Пекине?

-Был. Помню, что шел проливной дождь.

- Да кошмар, что творилось! Ливень да высокая влажность. В Гренобле (у Лонго там свой дом. - Прим. С.Б.) летом, конечно, бывает жарко. В июне я тренировалась в Колорадо, и там тоже, надо признаться, было душно. Но то, что я пережила в Пекине, не идет с этим ни в какое сравнение. Для себя я сделала вывод, что переношу подобные погодные условия сложнее, чем соперницы.

-Как часто вы задумываетесь о том, что Олимпиада в Пекине была для вас уже седьмой?

- Я чаще задумываюсь о другом. О том, что она вполне могла быть для меня и восьмой. Я готова была дебютировать не в 1984-м в Лос-Анджелесе, а четырьмя годами раньше в Москве. Просто тогда женского велоспорта в программе Игр не было. Вот это действительно заставляет меня периодически задумываться (улыбается).

-Незадолго до Пекина вы выиграли чемпионат Франции, причем как в разделке, так и в группе. Однако даже несмотря на это, раздавались голоса о том, чтобы не включать вас в олимпийскую сборную. В частности, ваша давняя соперница Марион Клинье сказала, что рассматривает ваше участие в седьмых Играх сигналом колокола для французского велоспорта...

- Да, я в курсе ее слов. Еще она говорила, что вместо меня, будь ее воля, отправила бы в Пекин молодую девчушку-юниорку набираться опыта. Знаете, я думаю, что она... в чем-то права. Я тоже считаю ненормальным, когда 49-летняя гонщица без проблем побеждает на чемпионате Франции. Впрочем, я не думаю, что Клинье, говоря это, имела в виду мой возраст. Там больше личной обиды, нежели логики.

-Вас не смущает, что в мире велоспорта есть множество людей, которые не питают к вам симпатии?

- Абсолютно не смущает. Мне уже очень давно желают поражения, и я почти смирилась с этим. Непонятно другое. Я понимаю, если бы они хотели победить сами, в конце концов это естественно. Но вместо этого они просто желают мне неудачи. Вам не кажется, что это несколько странно? Уже многие годы я постоянно нахожусь под прицелом чужих глаз. Стоило мне обернуться и взглянуть на кого-то, как я слышала за спиной шепоток: "Смотри, смотри, Лонго обернулась и та-а-к на нее посмотрела!" И так каждый раз. Это уже даже не смешно. Хотя, может, вы скажете, что это старческое ворчание? (Улыбается). А может, такое отношение следует считать уважением или хотя бы признанием твоих заслуг?

-Не уверен.

- Я спокойно отношусь к этому, потому что это своеобразная плата за успех. Я всю свою жизнь говорила то, что думала, и частенько за это страдала. Впрочем, это совершенно не означает, что я жалею хоть об одном сказанном слове. Никто не мог посметь назвать меня неудачницей, а потому многие завидовали. Проще всего быть такими, как все.

-Что вы чувствуете, когда вас называют "бабушкой велоспорта"?

- Ну во-первых, в глаза меня так никто не называет. Во-вторых, для кого-то, может, я бабушка, а для кого-то - верная жена и надежный друг.

-Каковы ваши дальнейшие планы?

- Поживем - увидим. Следующий чемпионат мира пройдет в Швейцарии, это недалеко от моего дома. Мне бы очень хотелось выступить там хорошо, потому что знаю - мне готовят особенный прием. Так что еще год буду гоняться. А дальше будет видно.

-Может, я что-то перепутал, но в Пекине вы, кажется, говорили про Лондон-2012?

- Нет, я ничего конкретного про следующую Олимпиаду не говорила. В 2012-м мне будет 53 года. Окажется ли этот возраст совместимым с высокими результатами, покажет время.

-Я из российской газеты и должен сказать, что женский велоспорт у нас в стране во многом ассоциируется именно с вашим именем.

- Спасибо, мне приятно это слышать. Передавайте привет всем болельщикам в России.

Варезе - Москва