TOUR DE FRANCE
Победителем вчерашнего этапа стал британец Марк Кавендиш, а австралийский спринтер "Катюши" Робби Макьюэн в пятый раз на этом "Туре" остановился в шаге от призовой тройки.
Сергей БУТОВ
из Бордо
"Тур де Франс" и Франция - слишком сложная и многогранная тема, чтобы наспех рассмотреть ее в наших ежедневных заметках, но отношение самих французов к своему "национальному достоянию" порой вызывает удивление.
Автобус "Катюши" вчера простоял около часа на съезде с автострады на сельскую дорогу. Гигантская пробка, в которой застряли колонны командных кортежей, автобусов и нескольких техничек, парализовала движение на подъезде к месту старта - маленькому, затерянному у подножия Пиренеев городку Салье-де-Беарн. Впрочем, пробку организовали вовсе не кортежи "Тура", а тысячи автомобилей простых болельщиков. Нет, я не призываю организаторов вчерашнего этапа рассеять пробку, просто подняв шлагбаум и отменив плату за проезд по скоростной трассе. Уже давно ни для кого не секрет, что за право стать местом старта этапа "Большой петли" организаторам многодневки платятся серьезные деньги, и вот эта плата за проезд - один из важных финансовых источников для возвращения денег в казну потратившихся муниципалитетов. Но неужели нельзя сделать въезд на территорию village depart для участников "Тура" отдельным? Избавить их от стояния в изнуряющей пробке за считаное время до старта?
Каждый второй водитель-француз с удовольствием не пропустит командный автобус на кольце или саморегулируемом перекрестке, разбив тем самым движущуюся колонну. Каждый второй этого не сделает, но состроит при этом такую мину, что все станет ясно без слов. Самое смешное в том, что вскоре эти же водители приедут на место старта и примутся яростно аплодировать всякому проезжающему мимо гонщику, демонстрируя чудеса гостеприимства. В высшей степени социально ориентированном государстве, каковым, безусловно, Франция является после Первой мировой войны, не принято как-то выделяться в правах - и мы этой норме общества можем только аплодировать. Но при чем здесь горячо любимый всей Францией "Тур"?
Под стать болельщикам порой ведут себя и французские гонщики в пелотоне. Они здесь выиграли уже 7 этапов (выдающийся результат!), но чаще кажется, что французы настроены не на созидание, а на разрушение. Пусть выиграет кто угодно, но только не гонщик из другой французской команды! С дисциплиной и соблюдением существующей в любой уважающей себя команде субординации дела тоже обстоят не блестяще. Во все хроники "Тура" войдет история гонщика французской AG2R Джона Гадре. Лидер AG2R на общий зачет Николас Роч (ирландец с французскими корнями) в этот понедельник прокололся в горе, и, когда спины уезжавших от него конкурентов почти скрылись из вида, на горизонте вдруг показался Гадре. Роч радостно выдохнул и махнул своему одноклубнику: "Отдай колесо, я еще успею догнать конкурентов!" Любой другой грегари так бы и поступил - снял бы колесо, без всяких советов. Но только не Гадре. Тот просто отмахнулся от взбешенного Роча, а через несколько километров, догнав лидеров, еще и атаковал их, увозя тех все дальше и дальше от Роча. При этом никаких шансов на победу на этапе Гадре не имел - в пяти минутах впереди уверенно работал отрыв, окончательно отпущенный пелотоном. "Если бы этим утром Джон Гадре был найден мертвым в собственном гостиничном номере, то главным подозреваемым, скорее всего, оказался бы я", - написал Роч в колонке, которую ведет в одной из британских газет.
Но хватит о французах - пора вспомнить об остальных. А они вчера катили из вышеуказанного населенного пункта в Бордо - последнюю остановку каравана "Тура" перед Елисейскими полями. Катили неспешно, на рожон не лезли. Но и других стерегли. В традиционный отрыв отпустили только четвертых счастливчиков, а не семерых или, скажем, десятерых. Потому что четверых догонять проще. Догонять же было решено твердо - вчерашний этап должен был стать последним шансом для многих, в том числе и для австралийца Робби Макьюэна, который утром, по его собственным словам, чувствовал себя "очень даже".
Единственной опасностью, угрожавшей лидерам общего зачета, явился боковой ветер. Который, если невыгодно выбрал позицию, фамилии не спросит. Но обошлось.
За 3,5 км до финиша отрыв (вернее сказать, все, что от него осталось - итальянец Даниэль Осс, поехавший индивидуальную гонку) был ликвидирован, и группа начала работать как положено. Впереди сначала мелькали Columbia и Lampre, вывозившие Марка Кавендиша и Алессандро Петакки, а затем и Sky, работавший на Эдвальда Хагена. Но борьбы как таковой не получилось. Кавендиш в нужный момент просто уехал от остальных.
В разгар послефинишной лихорадки, когда без наличия телевизионной картинки невозможно было определить, кто приехал вслед за Кавендишем, к автобусу "Катюши" пришел президент команды Андрей Чмиль и улыбнулся: "Угадай, кто сегодня был четвертым?" А чего тут гадать? Четвертое место с самого начала "Большой петли" забронировано за Робби Макьюэном.
До победы Альберто Контадора на "Тур де Франс" осталось два этапа.
97-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 18-этап. Салье де Беарн - Бордо. 198 км. 1. Кавендиш (Великобритания, HTC - Columbia) - 4:37.09. 2. Дин (Новая Зеландия, Garmin - Transitions). 3. Петакки (Италия, Lampre). 4. Макьюэн (Австралия, "КАТЮША"). 5. Фрейре (Испания, Rabobank). 6. Хаген (Норвегия, Sky Pro)… 27. ИВАНОВ ("КАТЮША")… 34. С.Санчес (Испания, Euskaltel - Euskadi). 35. МЕНЬШОВ (Rabobank)… 46. БРУТТ ("КАТЮША")… 52. А.Шлек (Люксембург, Saxo Bank)… 56. Контадор (Испания, Astana)… 71. КОЛОБНЕВ… 87. Родригес (Испания)… 95. Плюшкин (Молдавия)… 98. ВОРГАНОВ (все - "КАТЮША")… 104. Армстронг (США, RadioShack) - у всех время победителя.
Общий зачет. 1. Контадор - 88:09.48. 2. А.Шлек - отставание 0.08. 3. С.Санчес - 3.32. 4. МЕНЬШОВ - 3.53. 5. Ван Ден Брок (Бельгия, Omega Pharma - Lotto) - 5.27. 6. Гесинк (Голландия, Rabobank) - 6.41. 7. Родригес - 7.03… 23. Армстронг - 37.58… 65. КОЛОБНЕВ - 1:53.05… 79. ВОРГАНОВ - 2:24.32… 104. ИВАНОВ - 3:03.58… 106. БРУТТ - 3:04.40… 110. Плюшкин - 3:07.54… 165. Макьюэн - 4:04.05.
Спринтерский зачет. 1. Петакки - 213 очков. 2. Хусховд (Норвегия, Cervelo) - 203. 3. Кавендиш - 197… 5. Макьюэн - 162. Горный король. 1. Шарто (Франция, Bbox Bouygues) - 143. Лучший молодой гонщик. 1. А.Шлек - 88:09.56.
Хоакин Родригес: "Карпецу не везет"
Вчера интервью специальному корреспонденту "СЭ" дал испанский капитан "Катюши", выигравший 12-й этап и занявший третье место на сложнейшем 17-м.
Сергей БУТОВ
из Бордо
Хоакина Родригеса в команде называют Родригесом по большим праздникам. И уж точно никогда не зовут по имени - Хоакином. Предполагаю, что не всем из обслуживающего персонала это имя вообще известно. Потому что для всех без исключения он - Пурито. На испанском языке "пурито" означает "маленькая сигара". Кто хоть раз видел Родригеса вживую, знает, что лучшего прозвища для худощавого и миниатюрного, метр с кепкой, гонщика не найти.
Я не стал спрашивать у Пурито про обстоятельства его победы на 12-м этапе "Тура", когда он на горе имени Лорана Жалабера расправился с самим Альберто Контадором. Он все равно не рассказал бы "для прессы" всей правды. Но механики команды, которым всегда все известно лучше любого осведомленного репортера, утверждают, что когда оба, Родригес и Контадор, ушли в отрыв, Пурито попросил у именитого соотечественника разрешения выиграть этот этап. Иными словами, попросил Контадора не мешать получить ему свою порцию славы на этом "Туре". Но Контадор ответил отказом. После этого победа стала для Пурито делом принципа.
- Хоакин, немногие думали, что вы будете после гор находиться на 7-м месте в общем зачете.
- А почему, собственно, нет? Мне уже говорили здесь некоторые люди, что они не ожидали, что я дотерплю до третьей недели. Хотя вообще-то я уже был шестым на "Вуэльте" несколько лет назад. Причем работал по большому счету не на себя, а на Алехандро Вальверде. Мне не то чтобы обидно это слышать - просто занятно.
- И все-таки для вас это первый "Тур де Франс" в карьере. У большинства он получается скомканным - ошибки, падения, нелогичные поступки. Почему же вы не ошибаетесь?
- Ну ладно вам, как это я не ошибаюсь? Две минуты поймал на том этапе с брусчаткой, помните? Потом еще 40 секунд на этапе в Морзине, когда попробовал атаковать Контадора, но несколько не рассчитал силы. То есть почти 3 минуты потеряно не то чтобы на ровном месте, но это все-таки невынужденные потери. Мог бы сейчас быть где-то четвертым-пятым в "классифике".
- Тем не менее сейчас вы 7-й. Рассчитываете остаться в десятке после длинной разделки, которая точно вашей козырной картой не является?
- Рассчитываю так седьмым и остаться.
- Назовите первую тройку "Тура".
- Наверное, первый Контадор. Потом Анди Шлек. Что касается третьего места, то я не знаю, как будет чувствовать себя Самуэль Санчес после вчерашнего падения. В принципе Санчес неплохо умеет ездить разделку, когда очень надо. Хотя объективно Меньшов посильнее. Но болеть буду за Санчеса.
- Вы стартовали гонку в качестве сокапитана команды на общий зачет, вместе с Владимиром Карпецом. Как вообще комфортнее ехать - единогласным лидером или не совсем единогласным?
- Вдвоем проще. Можно играть парой, как в картах. Да и соперники точно не знают, кого из вас держать. Морально вдвоем тоже проще. Особенно на большой горе, когда всегда есть небольшое волнение, - мало ли что.
- Вы с Карпецом знакомы еще по выступлениям за испанскую Caisse d’Epargne. После того как Владимир выиграл майку лучшего молодого гонщика на "Туре", он больше ничего серьезного на "Гран-турах" не достиг. Почему?
- Невезение. Это главный фактор. Я помню, как он пару лет назад подошел к "Джиро" просто в классной форме, но сломал руку, и привет. Сейчас вот проехал "Джиро", классно подготовился к "Тур де Франс", но снова подвела рука. Бывает же! Говорю - просто невезение. Рано или поздно Карпеца прорвет.
- В межсезонье вы покинули Caisee d’Epargne. Вам было все равно, куда уходить, лишь бы подальше от "кабалы" Алехандро Вальверде - или хотелось именно в "Катюшу"?
- Да нет, Вальверде ни при чем. Конечно, я не спорю - мне хотелось большей самостоятельности, и я ее получил в "Катюше". Мы много общались с Андреем Чмилем, я знал многих гонщиков этой команды. Здесь чувствую большую свободу действий, чем в Caisse d’Epargne. Появилась ответственность за конечный результат, что мне нравится, возможно, больше всего.
- Вы давно знакомы с Контадором. Вам нравится, как он изменился за те три года, что впервые выиграл "Тур де Франс"?
- Мы давно знакомы - это правда. Я гонялся в одной команде с его младшим братом, потом мы с самим Альберто, еще в юниорском возрасте, вместе жили на сборах. Я как раз не считаю, что он сильно изменился за последнее время. Бывает, конечно, когда груз и стресс сильно давят на него на соревнованиях, он несколько замыкается. Но в нормальной обстановке он остался тем же отличным парнем, каким был всегда.