Почему вновь открыли "дело Колобнева - Винокурова"?

Telegram Дзен
ВЕЛОШОССЕ

Скандал с предполагаемым сговором россиянина Александра Колобнева и казахстанца Александра Винокурова по ходу престижной однодневки "Льеж - Бастонь - Льеж", состоявшейся в апреле 2010 года, сейчас разгорелся с новой силой. Международный союз велосипедистов (UCI) решил начать официальное расследование.

25 апреля 2010 года, за 16 км до финиша гонки "Льеж - Бастонь - Льеж" Винокуров из "Астаны" предпринял рывок из основной группы, который сумел поддержать лишь один Колобнев из "Катюши". Судьба первого места решилась в их очном противостоянии, в котором верх взял Винокуров - благодаря еще одному рывку, предпринятому незадолго до финиша. Таким образом, гонщик из Казахстана одержал первую по-настоящему крупную победу после допинговой дисквалификации, истекшей в июле 2009 года. Ни сценарий гонки, ни ее исход, где победил более титулованный спортсмен, подозрений не вызывал.

"ТЫ ВСЕ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО"

Скандал возник в декабре 2011 года, когда швейцарский журнал L’Illustre обвинил велосипедистов в сговоре на основании того, что Винокуров вскоре после гонки перечислил на счет Колобнева 100 тысяч евро. Журнал подкрепил обвинение публикацией переписки спортсменов по электронной почте. Утечка произошла в результате взлома почтового ящика Винокурова, что подтвердил сам гонщик.

Первый e-mail датирован 26 апреля (то есть следующим после гонки днем). Его Винокурову прислал Колобнев. В нем предположительно говорилось (здесь и далее: перевод на английский язык выполнен сайтом cyclingnews.com. - Прим. С.Б.): "Помни, у меня был хороший шанс. Не знаю, прав я в том, как поступил, или не прав. Но я сделал это не столько из-за нашей договоренности, сколько из-за моего отношения к тебе и твоей ситуации. Даже моя жена непросто пережила тот факт, что я был вторым следом за тобой".

По словам Колобнева, якобы написанным в письме, если бы ему противостоял другой гонщик, он бы "поехал за победой, славой и бонусами (они прописаны в моем контракте за эти "классики"). В тот день я чувствовал себя сильнее, чем когда-либо. Теперь мне просто остается терпеливо ждать, что все это было не зря. Меня радует только то, что победил ты, а не кто-то из местных (то есть бельгийцев. - Прим. С.Б.). Вот мои банковские реквизиты. Перепиши их куда-нибудь и удали письмо, иначе мне отрежут я…а. Удачи на "Джиро!".

Винокуров ответил лишь 8 мая, извинившись за задержку и сославшись на семейные дела, а также занятость в подготовке к "Джиро д’Италия": "Привет, Колобок! Извини, что долго не отвечал. Не переживай, ты все сделал правильно. Как ты сам говоришь, земля круглая и Бог все видит. Еще раз спасибо тебе. Уверен, ты в этом году выиграешь чемпионат (до этого Колобнев дважды, в 2007-м и 2009 годах, финишировал вторым в групповой гонке чемпионата мира. - Прим. С.Б.). Не беспокойся насчет уговора, я все сделаю. Подожди немного. Спи крепко. Вино".

Винокуров категорически отверг обвинения в сговоре, заявив, что всегда побеждал честно. Когда же представители L’Illustre заметили, что Винокуров и Колобнев переговаривались на дистанции, казахстанец ответил: "Когда гонщики в отрыве, они общаются друг с другом - это что, запрещено?" Также Винокурова попросили подтвердить, что он переводил Колобневу деньги. "Это моя личная жизнь, - заявил в ответ велосипедист. - Я плачу налево и направо, иногда одалживаю деньги, но Колобневу за победу я не платил".

В свою очередь, Колобнев, который никогда не скрывал своих приятельских отношений с Винокуровым, также заверил: в гонке все было по-честному. Правда, подлинность писем ни тот ни другой оспаривать не стали.

Несмотря на то что громкую публикацию взялся комментировать лично президент UCI Патрик Маккуэйд, никакого продолжения история не получила. UCI предсказуемо попросил журнал раскрыть источники информации. Журнал предсказуемо отказался. И дело сошло на нет.

ЗАГАДОЧНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ "СЛЕД"

К этой окончательно забытой, казалось бы, истории в начале ноября нынешнего года вернулась итальянская газета Corriere della Sera. Выяснилось, что банковских переводов было два. Помимо уже известного, датированного 10 июля, Винокуров 28 декабря 2010 года перевел еще 50 тысяч евро, и таким образом сумма его платежей Колобневу достигла 150 000.

Уже через несколько дней UCI объявил о начале официальной процедуры расследования. В коммюнике подчеркивается, что Союз относится к фактам "чрезвычайно серьезно". Объясняется и основная причина, по которой UCI согласился теперь расследовать дело, которым ранее заниматься не стал. Оказывается, дело в новых данных, полученных от итальянского следователя из города Падуя, который ведет сейчас громкое допинговое расследование. Впрочем, это - официальная версия. О неофициальной же догадаться нетрудно: после публикации USADA по "делу Армстронга" UCI подвергся такому шквалу критики, что отмахнуться от зреющего нового скандала он просто не имел морального права.

Из коммюнике следует, что командам "Астана" и "Катюша" грозит лишение лицензий, если будет доказана их причастность к сговору. О том, что может грозить самим гонщикам, не говорится. Обоим предложили "как можно скорее" дать свои пояснения в штаб-квартире UCI в Швейцарии.

Едва ли кому-то могло прийти в голову вскрывать почтовый ящик Винокурова, чтобы убедиться в честности его победы 2010 года. Вероятнее, переписка гонщиков попала в поле зрения полиции случайно, и взлом был совершен ради получения иной информации.

Полиция Падуи ведет наиболее масштабное допинговое расследование в истории велоспорта. Цель - выявить связи отдельных гонщиков с итальянцем Микеле Феррари, сотрудничество с которым погубило Лэнса Армстронга. Для этого, в частности, изучаются детали финансовых операций спортсменов.

Так или иначе, для предъявления официальных обвинений UCI нужно нечто большее, чем содержание электронных писем, вдобавок добытых нелегальным путем. Любой гражданский суд оправдает человека, если обвинение строится на подобных уликах. С другой стороны, эта переписка вряд ли относится к "неопровержимым доказательствам" вины Колобнева и Винокурова, которыми якобы располагает прокуратура Падуи. Прямых доказательств сговора письма не содержат. Хотя их контекст весьма подозрителен. Особенно с учетом того, что первый e-mail Колобнева был отправлен на следующий день после гонки.

ВЕРДИКТ ВЫНЕСУТ В 2013 ГОДУ

Финансовая мотивация для потенциального сговора в общих чертах ясна. Винокуров теоретически мог быть готов предложить 150 тысяч евро (эта сумма примерно соответствует сумме призовых) за гарантированную победу в престижной гонке. Успех в "Льеж - Бастонь - Льеж" после дисквалификации был равносилен восстановлению репутации гонщика. И с тех пор в своих интервью Винокуров часто говорил, что "побеждать можно не только с помощью допинга", - подразумевая, в частности, и свой успех 2010 года.

Мотивация Колобнева менее очевидна, хотя объяснима. В случае победы россиянин мог не только заработать призовые, но и значительно улучшить свой контракт на следующий сезон. Ведь для "Катюши" выигрыш "классической" гонки стал бы на тот момент главным достижением в ее короткой истории, и владелец команды Игорь Макаров наверняка отреагировал бы на такой успех. Правда, для того, чтобы победить, Колобневу нужно было сделать самое трудное - опередить Винокурова, одного из сильнейших гонщиков мира, ушедшего из спорта в ранге олимпийского чемпиона-2012 в групповой гонке...

По данным "СЭ", расследование UCI быстро не закончится. На 22 ноября назначены предварительные слушания, на которых, скорее всего, будут присутствовать только адвокаты спортсменов, а также представители "Катюши" и "Астаны". Основные слушания с участием гонщиков запланированы на 7 января 2013 года.

Сергей БУТОВ