Россия ответит
на обвинения в допинге
Смена руководства Международной федерации легкой атлетики может повлиять на ход расследования допинговых нарушений в российском спорте
В истории с допинговыми обвинениями в адрес российской легкой атлетики в западных СМИ заканчивается время слов и наступает время действий. Главный разоблачитель – телеканал ARD – на этой неделе завершал показ своего скандального документального фильма. Однако, похоже на то, что все основные аргументы были приведены немцами в первой серии. Главным поворотом в дальнейших частях для нас стали намеки на якобы существующие коррупционные связи между Россией и президентом Международной легкоатлетической федерации Ламином Диаком.
ПАПА И СЫН
Функционер из Сенегала параллельно обвиняется ARD во многих грехах. Например, в том, что его сын Папа Массата Диак требовал от Катара 5 миллионов долларов за победу в борьбе за право проведения чемпионата мира-2017. Тот же самый Диак-младший, по сведениям немцев, имеет отношение к сингапурской фирме Black Tidings, через которую российская бегунья Лилия Шобухова перечисляла 450 тысяч евро за решение своих допинговых проблем. Напомним, что подозрения в участии тренеров и функционеров из России в этой мафиозной цепочке позволили немцам сделать вывод о коррумпированности и допинговом беспределе во всем российском спорте.
Помимо прочего, подозрительной называется московская встреча сына президента ИААФ с главой Всероссийской федерации легкой атлетики Валентином Балахничевым, состоявшаяся в 2011 году. Хотя, почему Балахничев, который является казначеем ИАФФ, и маркетинговый советник этой организации Папа Массата Диак не имеют право обсуждать рабочие вопросы в личной беседе, не совсем понятно. Также телеканал ARD напоминает, что одним из спонсоров ИААФ неспроста является один из крупнейших российских банков. О том, что тот же самый банк спонсирует еще и Международную гимнастическую федерацию, естественно, умалчивается.
Как бы то ни было, все попытки немцев представить Ламина Диака главой мафиозного клана не имеют особого смысла. В будущем году сенегальцу исполнится 82 года, и 20 августа на конгрессе ИААФ в Пекине он точно сложит свои полномочия. Надежды на то, что этическая комиссия федерации, которую возглавляет британский адвокат и потомок эмигрантов из России Майкл Белофф, разберется с обвинениями ARD в ближайшие девять месяцев, при таком раскладе практически нет. Так что, кашу практически наверняка придется расхлебывать преемнику Диака. С большой долей вероятности им станет либо британец Себастьян Коэ, либо украинец Сергей Бубка.
АМОРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Оба потенциальных главы Международной федерации легкой атлетики во время завершившейся во вторник сессии МОК в Монако высказались по поводу обвинений в адрес россиян и других подозреваемых достаточно жестко. Коэ назвал действия наших должностных лиц "аморальными", а Бубка призвал ИААФ к немедленным действиям. "Предъявлены очень серьезные обвинения, – отметил рекордсмен мира в прыжках с шестом. – Я глубоко потрясен и считаю, что мы должны действовать быстро и оперативно, чтобы защитить наш вид спорта. Нужно прибегнуть к политике нулевой терпимости в вопросах допинга".
– МОК с самого начала отнесся к этим обвинениям очень серьезно, – прокомментировал ситуацию глава Международного олимпийского комитета Томас Бах. – Мы связались со Всемирным антидопинговым агентством и запросили документацию по этому делу в комиссии по этике ИААФ. Комиссия МОК по этике будет получать всю информацию, которая касается людей, находящихся в юрисдикции МОК. Теперь все зависит от хода расследования, в котором каждый подозреваемый имеет право воспользоваться презумпцией невиновности.
Увы, в свете нынешней политической ситуации в случае избрания Бубки рассчитывать на "презумпцию" в отношении россиян особо не приходится. Впрочем, британцы во главе с Коэ тоже настроены агрессивно. Так, знаменитая британская марафонка Пола Рэдклифф и глава Федерации легкой атлетики Великобритании Эд Уорнер в связи с разоблачениями ARD призвали лишить Россию права на участие в Олимпиадах и чемпионатах мира. Теоретически, ничто не мешает новому президенту ИААФ поставить вопрос о дисквалификации сборной России уже на Олимпиаде-2016 в Рио. С другой стороны, пока всё это эмоции – неопровержимых доказательств систематического нарушения в нашей стране антидопингового законодательства публике так и не предъявлено.
Разглагольствования перед немецкими телекамерами бывшей российской бегуньи Юлии Русановой и ее мужа, бывшего сотрудника РУСАДА Виталия Степанова ничего, кроме чувства омерзения, не вызывают. Деятельность этих шпионов-самоучек явно подиктована не заботой о чистоте российского спорта. А собранные ими доказательства нуждаются в проверке. Скорее всего, этим скоро займутся инспекторы Всемирной антидопинговой организации (WADA), которые накануне были приглашены в Россию министром спорта Виталием Мутко. Министр, поначалу объявивший произведение ARD "попыткой принизить российский спорт" в итоге нашел в себе силы признать, что "заявления, сделанные на немецком телеканале, серьезные, и не могут остаться без внимания с нашей стороны".
ПРОВОКЦИЯ И ПРОВОКАТОРЫ
Ставка на расследование по линии WADA – хороший ход. Во-первых, это более быстрый вариант, чем заседания этической комиссии ИААФ. А во-вторых, в этой самой комиссии защитников российских интересов при нынешнем раскладе может просто не оказаться. С другой стороны – так ли уж сейчас нужны нам адвокаты? Конечно, если расследование окажется предвзятым, будет обидно. Но если международные структуры выявят в нашем спорте участников криминальных схем по "отмыву" от допинга, это пойдет на пользу всем, в том числе и России. В наличии таких персонажей после стольких лет допингового беспредела нет ничего постыдного – околодопинговые "жучки" есть не только в нашей стране. Стыдно сейчас покрывать таких людей.
В том, как ИААФ в последние годы работала с положительными допинг-пробами (не только с российскими), действительно очень много странного. Возможно, глава ВФЛА Валентин Балахничев погорячился, назвав фильм ARD "провокацией". У всех пяти россиян, которые согласились выступить перед немцами с разоблачениями по поводу системы нашей легкой атлетики, действительно есть провод испытывать личную неприязнь к тренерам и сотрудникам ВФЛА. Однако если разразившийся скандал поможет сделать нашу систему лучше, супругам Степановым и Лилии Шобуховой надо будет сказать только спасибо. И, может, даже представить к ордену. Хотя как они после всего сказанного смогут возобновить карьеру в составе сборной России, представить себе сложно.
Другой вопрос, что быстрое и объективное расследование Международной федерации легкой атлетики сейчас даже нужнее, чем российской сборной. В интервью ТАСС Валентин Балахничев высказал опасение, что из-за допинговых скандалов МОК может пойти на сокращение количества легкоатлетических дисциплин в олимпийской программе.
– Задача будущего президента ИААФ такого развития событий не допустить, – отметил Балахничев. – Да, в употреблении допинга в последние годы уличались представители многих ведущих легкоатлетических держав. Но ИААФ в новых условиях крайне важно отстаивать целостность легкой атлетики. Борьба с допингом должна вестись в цивилизованном русле. Это чисто техническая проблема. Нарушил антидопинговые правила – получи дисквалификацию. Не надо вокруг этого создавать большую шумиху. Тем более, сейчас эти скандалы все больше используются в политических целях.