Нужен антидопинговый Хиддинк

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Россия: как спастись от скандала

Игорь РАБИНЕР

Десять лет назад в моей жизни произошло единственное пока столкновение с допингом. Не в том смысле, что я его употреблял, – если, конечно, не иметь в виду контекст обращения Меньшикова к Броневому в "Покровских воротах": "Мне грустно, но вы приняли допинг!" По этой-то части всякое бывало – тут, как выразился бы Довлатов, "открывается широкая волнующая тема"...

Речь, понятно, о другом. Весной 2005 года я писал о допинге, расследуя прогремевшую историю дисквалификации Егора Титова в футбольном "Спартаке". Это вылилось в публикацию "Бромантановый "Спартак", после которой президент РФС Виталий Мутко заявил в интервью "СЭ": "Статья содержит массу интересных фактов, и реагировать на них необходимо". Более того, Мутко пообещал, что РФС проведет свое расследование случившегося и примет меры, а четыре месяца спустя подтвердил: "Такая работа ведется. Думаю, к концу сезона мы ее закончим. Разглашать результаты пока, естественно, не хочу".

Результаты не были разглашены. А десять лет спустя мы оказались на грани изгнания легкоатлетической сборной с Олимпиады в Рио. И глядя на то, как из-за допинга, словно в считалке про десять негритят, один за другим исчезали все прославленные мордовские ходоки и не только они, изумление, увы, я не испытывал.

335 кругов ВАДА

Потому что помнил бромантановую историю, о которой под диктофон согласились рассказать две жертвы – Ващук и Деменко, а еще многие участники – без права цитирования. Допинг у двух спартаковцев – Титова и Ковтуна – обнаружили во время внутренней проверки в сборной России перед отборочным матчем Euro-2004 в Ирландии. Было бы логично, если бы РФС и антидопинговые службы мигом устроили проверку всего "Спартака" и была бы она прозрачной и официальной. А искать там было что – недаром врач красно-белых Катулин во внутриклубной объяснительной записке укажет имена 13 (!) футболистов, которых "кормили" как минимум перед четырьмя матчами.

Вот только по возвращении национальной команды из Ирландии состоялась встреча тогдашнего президента РФС Вячеслава Колоскова с его коллегой из "Спартака" Андреем Червиченко, по итогам которой история оказалась замята. Про Титова и Ковтуна только шушукались в кулуарах. "Спартак" провел внутриклубное расследование, уволил главного тренера Чернышова и врача Щукина, отправил футболистов в барокамеры, чтобы побыстрее выгнать следы запрещенного препарата. И комар бы носа не подточил, если бы история не всплыла два месяца спустя. Потому лишь, что Титова, у которого по всем раскладам следов остаться уже не должно было, "накрыли" во время допинг-контроля после матча с Уэльсом...

Поведи РФС и антидопинговая лаборатория себя принципиально, скандал разразился бы грандиозный, и "Спартак" могли бы даже отправить в первый дивизион. Но история во всем ее масштабе осталась под ковром даже после решения о годичной дисквалификации Титова. Одного в Европе поймали – и будет. Даже к докторам санкций не применили. Ни тогда, ни после публикации в "СЭ". С прямой, между прочим, речью.

ВАДА против России: черный понедельник

Мораль сей басни – в круговой поруке, которая у нас всегда окружала допинг и борьбу с ним. Вне зависимости от фамилий спортивных начальников, тренеров, спортсменов, руководителей антидопинговых служб. Заметьте: никто из чиновников не отрицает, что "мы сами подставляемся". Напирают на то, что допинг-де у всех, а ловят только нас. Так, может, о чистоте в своем доме позаботиться, чем кивать на чужие?

Выход предлагаю поискать в том же футболе. В 2006 году сборную России впервые возглавил иностранец – Гус Хиддинк. "СЭ" заговорил об этом еще в 1998 году, от нас долго отмахивались, но в итоге осознали: нужен абсолютно независимый человек, на которого не смогут влиять ни клубные президенты, ни агенты, ни чиновники, ни крестные отцы. Никто. И результат на Euro-2008, совпадение это или нет, всем известен.

В футболе стрелка сделала полный оборот – и всем очевидно, что Леонид Слуцкий, первый за десять лет российский тренер сборной, не "замазан". А вот в борьбе с допингом, на мой дилетантский взгляд, самое время для босса-иностранца. Которому априори никто не сможет приказать уничтожить пробы. Не важно, почти полторы тысячи их или одна и вообще было это или нет.

История с бромантаном лично мне доказывает, что в нашей системе координат – могло быть. А надо – чтобы не могло. И тогда никому не придется возмущаться несправедливостью, почему ни в чем не повинных Исинбаеву, Шубенкова и молодых легкоатлетов, которые честно росли с мечтой об Играх, этой мечты безжалостно лишают.

БРОМАНТАНОВЫЙ "СПАРТАК"

Годичная дисквалификация игрока – не ответ на главные вопросы. Каким образом в организме Титова оказались следы бромантана? По чьей вине один из сильнейших футболистов страны на целый сезон оказался вне игры и не поехал на Euro-2004? Был ли он единственным, кто принимал запрещенные препараты?
Так и не дождавшись официального расследования первого допингового скандала в отечественном футболе, "СЭ" решил разобраться в его подоплеке самостоятельно. На протяжении трех месяцев наш обозреватель Игорь РАБИНЕР встречался с десятками участников и свидетелей "дела Титова", которое, как выяснилось, было в действительности делом всего "Спартака"-2003. Большинство собеседников соглашалось говорить только на условиях анонимности, но два футболиста решили открыто рассказать обо всем, что знают. Их откровения, как и многие другие публикуемые факты, вероятно, станут для болельщиков шокирующими. Но только с помощью правды, озвученной на всю страну, можно не допустить повторения печальных событий.

Расследование "дела Титова" вы можете прочитать по ссылкам: 
часть 1, часть 2, часть 3