"Родченков - Сноуден российского допинга"

Telegram Дзен
В пятницу вечером американский режиссер Брайан Фогель и российский ученый Григорий Родченков представили на кинофестивале фильм о русском допинге  
"Просчет стоит жизни": что мы знаем о фильме Родченкова

Премьера фильма, который анонсировался больше полугода назад, состоялась – творение американского режиссера Брайана Фогеля и его друга беглого русского ученого Григория Родченкова под названием "Икар" вышло в свет в рамках национального кинофестиваля "Сандэнс" в американском штате Юта и, судя по первым отзывам, произвело впечатление на публику. История допинговых манипуляций Родченкова, якобы имевшая место в олимпийском Сочи и воссозданная на страницах The New York Times прошлой весной, наконец обрела новое "тело" в виде документального кино. Однако никаких новых сенсаций фильм не преподнес.

"Икар" – господи, да это было превосходно! CitizenFour (фильм "Сноуден". - Прим. "СЭ") российского допинга. Захватывающий, открывающий глаза, развлекательный. Какую же невероятную историю он рассказывает", – написал в своем Twitter Алекс Биллингтон, кинообозреватель, работающий на фестивале "Сандэнс". Вторит ему и Патрик Райан, обозреватель USA Today: "Приковывающий внимание, поучительный и абсолютно невероятный. Заслуженные овации стоя – будьте готовы много услышать об этом".

Ярких и небанальных эпитетов у англоязычных зрителей картина вызвала очень много. Но по сути кино оказалось экранизацией уже известных историй Родченкова. И несмотря на бурные эмоции американцев, фильм не подарил миру никаких новых сенсаций.

 
Покажут ли нам дырку в стене? В ожидании премьеры "Икара"

РОЖДЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТОМ

На создание "Икара" режиссера вдохновил знаменитый велогонщик Лэнс Армстронг, по завершении карьеры признавшийся в грандиозных допинговых схемах. По некоторым данным, он сдавал допинг-пробы до полусотни раз, и всегда они были чисты, при этом, по собственным показаниям, в большинстве из этих случаев он находился под воздействием запрещенных веществ. Мысли о том, что спортсмену всякий раз удавалось обмануть контроль, не давали велосипедисту-любителю Фогелю покоя.

Знакомство режиссера и тогда еще главы Московского антидопингового центра состоялось больше двух лет назад. Фогель начал ставить на себе эксперименты для документального фильма, и ему нужен был профессиональный консультант. В Америке ему посоветовали обратиться к доктору Родченкову, и тот согласился консультировать велосипедиста-любителя. Долгое время они переписывались, обсуждая схемы приема препаратов и результаты анализов. Говорят, Фогель даже приезжал в Московскую лабораторию, где лично общался с Родченковым.

На этих экспериментах изначально и был написан весь сценарий, однако после неожиданного поворота, как охарактеризовал ситуацию сам режиссер, фильм внезапно заиграл новыми красками. Это случилось, когда режиссер узнал от Родченкова детали "грандиозных допинговых схем", которые якобы проворачивали в России при его непосредственном участии. И дальше события развивались стремительно: Фогель помог другу бежать из России и убедил его поделиться своими знаниями с журналистами The New York Times, дабы тем самым максимально себя обезопасить. Находясь за океаном, они продолжали работать над фильмом.

В картине Фогель, "закачанный" анаболическими стероидами и другими запрещенными препаратами, пытается максимально увеличить свои спортивные показатели и проскочить через допинг-контроль. В фильме рассказывается, что для сокрытия применения допинга, российские спортсмены якобы заранее замораживали образцы "чистой" мочи, прежде чем начинать курсы приема запрещенных веществ. Позднее Родченков будто бы заменял "грязные" образцы на "чистые", пользуясь особой системой тайных дверей и ходов. Ту же схему опробовал и сам Фогель.

 
Григорий Родченков: "Из России я сбежал из соображений личной безопасности"

ФИЛЬМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ РАССЛЕДОВАНИЕ?

Авторы "Икара" пытаются подчеркнуть, что проблема намного шире, чем кажется на первый взгляд. По мнению создателей ленты, тренировки развивают силу и скорость, но давно уже не являются залогом успеха. Конкуренция уже ведется на совершенно ином уровне.

Родченков заявляет: "Я не верю, что возможно выиграть Олимпийские игры без какой-либо фармакологической поддержки". Выходит, по его мнению, "чистого" спорта не существует?

Согласно обзорам зарубежных кинокритиков, большая часть вины в организации так называемой допинговой схемы в фильме отводится бывшему министру спорта РФ, а ныне вице-премьеру правительства РФ Виталию Мутко. Как утверждает обозреватель издания Variety, фильм Фогеля показывает проблему убедительнее, чем любое расследование.

"Картина старается оправдать сознательный обман, и поведение Родченкова изображается в контексте перекоса всей системы. Учитывая пристальное внимание СМИ к России в последнее время, подход Фогеля, пожалуй, даже более эффективен, чем любое расследование. И главный вывод здесь заключается в том, что спорт испорчен сам по себе, просто русские проиграли, потому что были пойманы", – говорится в рецензии.

The Hollywood Reporter в своем обзоре поддерживает идею о том, что спортсмены являются лишь пешками в большой политической игре. "В фильме изучена закулисная жизнь, имеющая отношение к миру, где фронтменами выступают спортсмены. Здесь рассказывается, что они лишь пешки на шахматной доске, в которую играют политика, власть, престиж и большие деньги. Российские спортсмены были поставлены в положение, при котором знали, что должны принимать допинг, чтобы выиграть", – говорится в рецензии.

Если Фогель и Родченков ставили целью в первую очередь добиться эмоционального отклика и шокировать непосвященную публику проблемой допинга в спорте, то она, безусловно, была достигнута. Равно как и задача расширить аудиторию, знакомую с проблемой, и задать ей определенный настрой в отношении допинговых разбирательств. А вот с миссией заменить документальной картиной полноценное расследование (если таковая и подразумевалась), хочется надеяться, что создатели не справились. МОК в этом плане свою позицию сохранил, заявив накануне выхода фильма, что прежде, чем принимать любые решения, выслушает все стороны. Даже если сторона "ответчика" не будет выступать со своей премьерой на американском кинофестивале.