История и подробности неустановленного рекорда

Telegram Дзен

В августе 2009 года чемпионы России по альпинизму братья Сергей и Андрей Нефедовы из Петербурга собрались установить новый мировой рекорд в роуп-джампинге. Ребята хотели совершить прыжок в норвежском массиве Кьераг, пролетев порядка 300 метров – такого в мире еще никто никогда не делал. Увы, планам питерцев в этом году не суждено было сбыться… О том, почему рекорд не удалось установить, рассказывает Сергей Нефедов.

АНДРЕЙ И СЕРГЕЙ НЕФЕДОВЫ - О ПЛАНАХ УСТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОГО РЕКОРДА В РОУП-ДЖАМПИНГЕ

Мы выехали в Норвегию на четырех машинах, в количестве 17 человек. Выехали, провожаемые ливнем в Питере. Под дождем доехали до парома. Дальше несколько дней было солнышко.

Когда мы еще были в пути, позвонил знакомый альпинист-парашютист и сказал, что сидит в Люсеботне (ближайшее жилье от нашей будущей скалы), и уже три дня непогода, но день, когда мы прибыли на место, был отличным. К темноте мы успели добраться до "висящего камня" (местная достопримечательность уже на краю прыжковой скалы, до будущего лагеря от него еще минут 20 ходу). Встали на ночевку рядом с лагерем ребят-роуперов из Вильнюса. Похоже, это были единственные сутки за весь срок нашей поездки, когда дождя не было ни минуты…

На следующее утро мы перенесли базовый лагерь на единственное место на огромной территории, где в адский ветер было периодически спокойно. Место красивое, в 10 минутах пешком от экзита. Там установили около 10 палаток и организовали место под кухню под тентом у скалы.

О заброске. От машины до нашего лагеря мы шли от двух до трех часов с грузом 15 - 25 кг. Обратно - налегке полтора-два часа. Заброска заняла четыре ходки туда - обратно, соответственно, потратили 20 часов чисто ходового времени на человека. Сброска заняла две ходки, то есть еще 10 часов, но с более тяжелыми рюкзаками, забитыми мокрыми веревками. То есть, представьте себе: для того, чтобы осуществить проект, каждому человеку нужно было ходить в среднем 30 часов! На это ушло несколько дней.

 

КАК ЭТО БЫЛО
16 августа – выехали;
17 августа – паром;
18 августа - дошли до лагеря литовцев, заночевали;
19 августа - перенесли лагерь на новое место, сделали ходку за едой;
20 августа - две ходки за снарягой, разведка навеска;
21 августа - протянули репшнур, вытянули полбазы;
22 августа - дотянули полбазы, увидели полку;
23 августа - понизили дальнюю базу;
24 августа - повесили поводок, спустили дальнюю базу, перетянули узлы;
25 августа – дождь;
26 августа - кинули два камня для тестов (они поставили рекорд!), сделали бегунок;
27 августа – дождь;
28 августа – дождь;
29 августа – дождь;
30 августа - дождь, днем сняли базу, сделали ходку вниз до четырех утра;
31 августа - дождь, сделали ходку вверх налегке и вниз с грузом, отъезд;
1 сентября - доехали до Стокгольма;
2 сентября - основная часть команды вернулась в Питер.
 

Навеска системы для прыжков: любое простое на словах действие, сопровождаемое нереальными размерами объекта и соответствующими длинами веревок, превращается в работу на полдня. Некоторые моменты, неясные заранее, прояснялись в процессе, что занимало очень много времени. К некоторым нюансам не было соответствующего снаряжения и его количества. Это все было некритично, но по мелочам все сказалось на времени работы. Да, и из тех дней, где не написано "дождь", только один был полностью сухой, и то он начался вечером, когда мы были в лагере. Мы работали в дождь, иногда нам везло, и пока он шел, мы обедали, а потом шли вешать, когда он кончался.

Полный "абзац" про погоду: там, где в раскладке по дням написано "дождь" - это адский дождь и ветер. В остальные дни был просто дождь, и мы работали.

Ветер дул постоянно, за исключением нескольких закатных штилей. Ветер нешуточный - когда идешь, приходилось наклоняться под приличным углом, чтобы компенсировать сопротивление воздуха. Забавная картина: идут люди, наклоненные, опираясь на ветер (ветер такого качества дул около 70% времени). Когда шел дождь, это были не привычные дожди из обложных, не очень подвижных, затянувших все облаков. Ветер не менялся, и дождь был горизонтальный, накатывавший волнами. Промокаемость за считанные минуты – полная!

Соответственно, и солнце нас радовало редко. Я в футболке/термобелье не ходил ни разу. Было холодно. В последние семь дней у большинства были постоянно мокрые вещи и обувь... В предыдущие - просто сырые. Вещи не сохли. В шторм сломало дуги у одной из палаток, еще несколько завалило. Редкие палатки были внутри сухими, в большинстве разными путями накапливались лужи. Тент над кухней порвало чуть ли не в клочья, люверсы повылетали все, посуду разбросало в радиусе 50 метров… А однажды даже выпало немного града/мокрого снега.

То есть, если собрать всю непогодь за 30 дней в Ергаках и запихать это в неделю в Норвегии, можно будет сравнивать. Только ветра еще добавить. К такой погоде даже альпинистская часть группы была не готова, что говорить об остальных!

О питании: Гульнара и Таня составили раскладку, основанную на их спелеологическом опыте: на каждый день - посчитанное количество еды. Такой четкой организации качественного питания (и разнообразного, между прочим!) в моем предыдущем опыте, может быть, и не было. Очень круто, респект. Были дежурства, все как положено.

Об отдыхе: та часть группы, что не относилась к непосредственным участиям к прыжкам (водители, девушки водителей и наши знакомые), отдыхали на рыбалке, собирали грибы и ягоды, катались по побережью. Мы же почти безвылазно сидели в этом "НОЯБРЕ" на скале. Что сказывалось и на моральном состоянии: один пейзаж приелся.

Первоначально было запланировано сделать отдых в середине поездки, но когда мы увидели такую непогодь, стало ясно, что нужно ловить каждый час без урагана.

Сброска: три дня мы просидели в непогоду и уже начали опаздывать по графику, рискуя не успеть на паром и на самолет в Италию. Пришлось снимать снаряжение в авральном порядке в практически ураганных условиях. Слава богу, базу сняли, когда дождь шел не непрерывно, а периодически, и чуть потеплело (с +2 до, может быть, +6).

Каждая веревка, намокнув, весила в 1,5 раза больше... И так все снаряжение, и наши личные вещи. Под конец началась апатия и легкие признаки паники. Чтобы успеть, мы, вернувшись с первой ходки вниз в четыре утра, уже в восемь проснулись, чтобы опять пойти наверх, и даже много девушек пошло в эту непогодь, чтобы взять груз по силам.

Резюме: это действительно была МЕГА роуп-экспедиция. Без компромиссов, с тяжелой заброской и адской сброской, с житьем в горах довольно длительное время в очень хреновых условиях. Всего в нашем в лагере в разное время обитало 25 человек, в среднем 15 - 17 постоянно. Размах очень широкий.

Объект грандиозный. Чтобы дойти от одной станции до другой, нужно преодолеть не менее 1,5 километров по буеракам, включая короткие участки лазания, что занимает около 30 - 40 минут. База была повешена на 700 - 750 метров. Камни-тестеры пролетели более 300 метров свободного и до 400 метров общего падения без столкновения со скалой.

Причины, по которым мы не совершили прыжка:
- затянутое время навески из-за недостаточно квалифицированного в альпинистском отношении состава команды;
- отсутствие комплектов снаряжения для независимой работы двух групп;
- непогода.

Также многие были не готовы жить так долго в таких погодных условиях, что отразилось на моральном состоянии группы. Пополам виноваты: наши косяки и непогода. Но многое было бы не узнать и не понять, не сделав этот выезд. Вторая обвеска всегда в разы легче, принципы ее рационализации теперь налицо.

Возможно, был выбран не самый лучший период года, но в 2009 году не было возможности сделать это раньше, а позже лучше точно не будет. Не сделай мы в июне Шаан Каю, в Норвегии делать было бы нечего без опыта, полученного на той горе. Длинные веревки доехали до нас только в июне. В конце июня нас ждали бэйсерские буги, в июле - чемпионат России по альпинизму. И нам действительно не повезло с погодой.

Главное, мы "взломали" объект, решив ряд принципиальных вопросов, неизвестных заранее, даже после разведки. И важных для успешного завершения проекта в будущем. "Ультрамарин II" состоится в 2010 году. Финальная редакция предполагает учесть все тонкости навески/снаряжения/состава команды, необходимой для успеха. В общем-то, мы тут не в шашки играем, и устанавливать мировые рекорды не всегда легко. Тем он будет ценнее.

P.S. Сорри, что я так часто и невпопад упоминаю непогодь, но сейчас, сидя в пригороде Бергамо недалеко от Милана и потея за клавиатурой, я все еще под впечатлением. А мои кеды - до сих пор сырые и воняют!

Подготовил Сергей Нефедов