Накануне отъезда в Дахаб, где для слушателей школы аутдор-фотографии OnSight прошел курс "Виндсерфинг", Анна Столбова побеседовала с фотографом Наталией Лапиной, чтобы познакомиться с ее видением фотосъемки в экстремальных условиях.
"Виндсерфинг" - второй курс Наташи Лапиной в школе OnSight. Первый прошел в рамках Домбайского лагеря-2010 и был посвящен съемке сноубординга. Третий курс – "Фрирайд" - состоится в феврале будущего года в Приэльбрусье.
- Когда ты начала снимать?
- Около 15 лет назад, когда начала кататься на сноуборде. Я увидела, как это все красиво: люди, снег, горы, и решила это запечатлеть. Казалось, это так просто: нажать кнопочку – и все. Вот так все и началось...
- Это действительно просто – снимать? На что ты начала снимать?
- Я начала с пленки. Это была очень суровая школа. Мало того что весь процесс дорогостоящий, он еще очень растянут во времени, и анализировать то, что ты отснял, можно только через какое-то количество времени, тем более если ты в поездке. Например, ты едешь в экспедицию на месяц, приезжаешь и только потом видишь результат. Я повторюсь, это была очень суровая школа, но она была продуктивной. (Смеется.)
Я не призываю людей снимать на пленку, но в этом есть свои существенные плюсы, когда начинаешь думать, что делать.
Как раз в это время начал устанавливаться рынок аутдор-изданий, постепенно я познакомилась со многими изданиями и стала работать как фотограф.
- А кто твой учитель?
- Первый человек, на которого я ориентировалась, – это Андрей Каменев, удивительный профессионал, фотограф-универсал. Он может снимать все: и горы, и макросъемку, и фэшн… Он любит и умеет учить. Я знаю, что многие мои коллеги считают его своим учителем.
- Тебе сразу удалось представлять свои работы зрителям?
- Мне повезло, я была в первом эшелоне. (Улыбается.) Я начинала, сноуборд-движение начиналось, "Вертикальный мир" начинался, в каком-то смысле от этого было легче. На данный момент я знаю всех основоположников фрирайда и все завязки в прессе. Так получилось. Может, мне просто повезло…
- Наташ, а что тебе сейчас помогает оставаться на плаву? Ведь, по большому счету, сейчас многие люди имеют хорошие камеры и возможность ездить куда-то. Есть ли ряд навыков, которые тебе позволяют работать на стабильно высоком уровне и выделяться среди коллег?
- Главный навык – понимание процессов. Я участвую во многих соревнованиях и проектах фрирайда. Из-за того, что не только меня знают, но и я знаю, что сейчас интересного можно принести этому сообществу, получается, что это тоже помогает оставаться в первых рядах. Важно не только хорошо снимать, но и иметь новые видения. Когда ты понимаешь, как можешь развить тему фрирайда или какую-то другую тему, это намного интереснее, чем просто обладать шаблонами. Шаблонам съемок можно обучить буквально за неделю.
- А можно хорошо снимать и при этом не кататься?
- В принципе, нет ничего невозможного, но такая съемка будет стоить очень дорого. Одна из главных особенностей съемки фрирайда – нахождение рядом с объектом съемки. Даже если у вас есть мощное снаряжение в виде телевиков, всю широту этого процесса невозможно показать. Когда вы можете работать с райдерами, когда можете быть рядом с ними – срабатывает эффект присутствия, появляется гораздо большее количество точек съемки. А когда вы еще участвуете вместе в проекте, вы понимаете, что происходит уже на глубинном уровне.
Мне кажется, что соревнования, например, может снять любой человек, если у него есть хороший набор оптики. Но хорошо снимать фрирайд – это чуть-чуть другое. Это уже надо понимать, что происходит. Например, Кристиан Понделла, которого я считаю отличным фотографом, еще и замечательный лыжник, одновременно и лазает, и занимается другими видами спорта.
- Я хотела тебя как раз про другие виды спорта спросить. Например, что касается альпинизма или виндсерфинга – там помогает то, что ты владеешь навыками вида спорта?
- Да, потому что, во-первых, ты понимаешь, что может произойти. Многие моменты идут в формате репортажной съемки, и я понимаю, какую под это дело можно выбрать точку съемки - такая банальная вещь, чтобы человек не был закрыт парусом... То есть я знаю, где и как райдер будет совершать свои героические поступки. Я тоже катаюсь.
- А что ты сама больше всего любишь?
- Мне кажется, все по-своему интересно. Виндсерфинг и горные лыжи со сноубордом – это очень красивые сами по себе занятия. Они мне нравятся с эстетической точки зрения. Мне нравится фактура воды и снега. Они очень разнообразные и многогранные. Очень многое зависит от освещения, от движения, брызги… Это все очень красиво. Именно поэтому я этим и занимаюсь.
Невозможно просто стоять на пляже и снимать. Да, в какие-то моменты мне хочется отложить доски в сторону потому, что шикарный свет, красивое катание, и я понимаю, что это мгновение уникально. А в какие-то моменты я думаю: "Наверное, сегодня съемки подождут!" Когда ты катаешься, чувствуешь драйв и фан – то, что движет теми людьми, которых ты снимаешь. Настроение фотосессии – это тоже очень важная вещь.
- А в чем суть фотосъемки виндсерфинга?
- В специфике съемки с воды. Например, когда я снимала в ЮАР на больших волнах, там постоянно дул сильный ветер, в воздухе было очень много пыли, надо все время думать, как выбрать освещение, ракурс, чтобы эта пыль не мешала. Есть свои нюансы, которые на первый взгляд незаметны, тем не менее, хороший фотограф быстро подстроится под специфические условия съемки. Но чтобы овладеть всем спектром и снимать на уровне профессионалов из PWA (Professional Windsurfing Association), необходимы уже определенные "примочки".
- А ты быстро адаптируешься к новым условиям, и часто ли стоит перед тобой такая задача?
- Когда есть необходимость, приходится адаптироваться, а что делать? (Улыбается.)
- Наташа, сейчас очень много довольно толковых ребят, которые занимаются фотографией. С чего им начинать? Как взаимодействовать с прессой и с организаторами мероприятий?
- Прежде всего, не надо бояться. Все люди в этой тусовке довольно открыты. Если вы подойдете к организаторам мероприятия и скажете: "Я поснимал, не хотите ли посмотреть мои карточки?" - все будут только рады. Почему бы и нет? Я не вижу закрытости в общении с людьми, с новыми людьми – это всегда приветствуется, потому что интересно. Это новые возможности.
- И с изданиями то же самое?
- Да, как это ни странно звучит, в изданиях тоже работают нормальные люди, как и мы с вами, и если вы можете рассказать о себе, вы сняли что-то действительно интересное - почему бы и нет?
- Как ты считаешь, характер имеет значение в твоей работе? Например, когда ты едешь в долгие экспедиции, надо быть автономным… Мне кажется, то, что простительно свадебному фотографу, непростительно аутдор-фотографу.
- Конечно, в экспедиции ценится, если человек умеет вписаться в компанию, становится ее частью. Как и в любой поездке, впрочем.
- Я думаю, три недели в Ергаках были не самым простым времяпрепровождением (в 2009 году Наташа Лапина была официальным фотографом фестиваля альпинизма "Ергаки"-2009).
- Там была чудесная природа, шикарные комары, красивый дождь! (Смеется.) Ну и милейшие участники. Мне понравилось! А характер в данном случае больше имеет значение для тебя самого. Ты решаешь, насколько тебе это нужно. Если понимаешь, что это не твое, то, естественно, это уже степень твоей воспитанности и культуры, когда ты либо терпишь молча, а потом ставишь галочку: "Нет, этим я больше не займусь", либо думаешь: "Высказать мне все сейчас и потом будет легче?" - это вопрос внутренней культуры.
- Резюмируя, скажи, в чем успех хорошей съемки в аутдоре?
- Понимать, ЧТО ты снимаешь, как это снять и уметь быть рядом.