Многим из тех, кто сейчас танцует брейк, пятнадцать лет. Группе Da Boogie Crew исполнилось пятнадцать как раз осенью 2010-го.
А в декабре ребята торжественно отметили юбилей – песнями, танцами и целым спектаклем. С одним из участников группы, Дмитрием "Гормоном" Генераловым, побеседовала Ольга Кулалаева.
Кто-то называет их отцами-основателями, кто-то - реликтами отечественного би-боинга. В любом случае, именно Da Boogie подняли вторую волну брейк-дансомании в России.
- Привет! Спасибо, что сделал перерыв в занятиях с учениками, чтобы побеседовать. А что, график напряженный?
- Не то слово. Занятия с начинающими би-боями, выступления, гастроли... Старички востребованы!
- Я и сама уже "старушка": впервые написала статью про популярнейшую группу Da Boogie Crew еще в 1998 году. Давай освежим в памяти события тех славных лет!
- О, да. Годы были славные! Мы начали тренироваться в 1995 году. Черт знает где! Потому что было очень интересно. Смотрели какие-то кассеты, а Кирилл Попов (Топор) к тому времени как раз вернулся из американщины, где попал еще в первую волну брейк-данса и присутствовал лично практически у разгона второй.
Да, Кирилл у нас самый главный монстр в команде – он танцевал еще в первую волну. Кроме меня и Кирилла с нами был (и есть) Алексей Чернов (Матрас).
Для того чтобы в команде было достаточно танцоров, умеющих выступать и делать вместе шоу, мы объединились с питерской командой Jam Style Crew – братьями Александром и Алексеем Мерзликиными, Константином Бредисом. Где сейчас братья, я не знаю, а Маста Би Кей (Бредис) числится в менеджерах придуманной и сделанной им питерской команды "ТОР 9".
Удивительно все было тогда. В 1998 году вдруг стало ясно, что нас, как Da Boogie Сrew, все вокруг любят. Мы сделали клип, который полностью вписывался в картинку тех лет. Да-да, тот самый – "Вы хотели party" - и у нас его с руками отрывали, бесплатно ставили в ротацию на ведущие телеканалы. Умоляли: "Дайте нам что-нибудь!" Потому что все это у нас было тогда в новинку. Помню, после выхода клипа, шли мы с ребятами по Берлину. И вдруг, к нам подбегает какая-то молодежь. Автографы, все такое. Оказывается, это были детки наших каких-то там дипломатов, продвинутые, в общем, в курсе были брейк-данс движения.
Кроме того, мы вели даже видеоуроки про брейк-дансу. В программах "До шестнадцати и старше" на Первом канале и "Башня" на России. То есть брейк-данс вещание шло действительно на всю Россию!
- Кстати, а что за бабуля с вами снялась в клипе?
- Ее звали Зора Михайловна! Культовая пенсионерка с Арбата, мы там танцевали. Это были нереальные какие-то времена! Столько энтузиазма, все всем в кайф, никакой коммерции... Так вот, Зора Михайловна жила в доме, возле которого мы танцевали. Она прониклась тем, что мы делаем, и разрешала подключить к своей домашней розетке наш бумбокс. И в клипе после поучаствовала.
- Если тогда все было в кайф и без коммерции, то сейчас все наоборот?
- Не наоборот, просто времена другие. И нравы. Современные би-бои, они отличные. Нереально круто танцуют, в наши времена так вообще никто тут не умел и уметь не мог. Но они... Постоянно "на образе", что ли. Я мало вижу искренних эмоций. Танец как таковой сейчас сильно изменился. Произошло другое деление на виды и течения. Но главная перемена не в этом. Это, возможно, смешно звучит, но тогда мы были гораздо свободнее... Я имею в виду именно свободнее в танце. Не было жестких понятий, как нужно танцевать.
- Какие такие понятия ты имеешь в виду?
- Например, привозит кто-то к нам монстра брейк-данса. Допустим, Кена Свифта из Rockstedy Crew. Он показывает танец, свой танец, который сделал его великим. И почему-то сейчас его понимают буквально так: "Танцуйте, как я! По-другому – неправильно!" И если какой-то элемент другой би-бой делает по-своему, то ему начинают пенять на то, что он ничего не умеет в танце.
- Интересно, как же будет развиваться брейк-данс, если никто не будет пытаться делать ничего нового сам лично?
- Я всегда говорю своим ученикам, что не нужно пытаться повторить танец другого би-боя, пусть даже звезды мирового уровня. Потому что выйдет царство клонов. Танец – это же выражение твоей уникальной души. И этим выражением он и должен быть.
- Мне приходилось бывать на баттлах лет 8-9 назад. Честно говоря, я не помню, чтобы кто-то занимался критикой танца других...
- В точку! Тогда была свобода и расслабуха. Люди танцевали для того, чтобы себя показать и для удовольствия. Соревновались по-доброму. Был азарт, а не спортивная злость.
Мы современным составом Da Boogie Crew (я, Топор и Матрас) участвуем в проведении фестиваля "Урбания". Матрас у нас отвечает за площадку граффити, я – за диджеинг и эм-си, а Топор проводит баттлы среди би-боев. Мы стараемся нести в массы только разумное, доброе и вечное. Поэтому даем соревнующимся в качестве темы отрывки из классики, например из Пушкина. Начинают читать всегда за здравие. Нормально и весело. В конце всегда соскакивают на тему соперничества: "Я такой тут весь стою в белом. Самый-самый, всех замочу!" Хотя по смыслу состязаний этого вовсе и не требуется.
На баттлах би-боев тоже постоянное "мочилово". Как-то раз мы устроили сейшн, стояли за вертушками, играли. А рядом был танцпол, на котором можно было себя показать. Би-бои вышли и стоят. Не понимают, что нужно делать. Где баттл-то вообще? Кого нужно мочить? Постепенно разошлись, поняли, что это, как у нас когда-то, круг друзей, "френд серкл". Стали танцевать – такое пошло! Мне показалось, они и сами были рады перестать биться и просто танцевать в удовольствие.
- А чем вы сейчас занимаетесь? В какую сторону растете?"
- У Матраса – пластический театр. Называется "Альтрум". Мы тоже принимаем участие в постановках, делали совместный хип-хоп арт сейшн. Я и Топор занимаемся диджеингом.
- Вы отлично играете! Умеете зажечь!
- Да, мы такие! (Смеется.) А я сам недавно начал осваивать видеодиджеинг. То есть делать программу выступления, в котором присутствует игра на вертушках и специально подобранный видеоряд. Двойной удар.
- А как группа Da Boogie Crew вы что делаете?
- Танцуем! Кстати, в современном составе, кроме старичков, есть еще и молодая кровь. Это Бочок из мощной команды All the Most. Вместе мы делаем шоу - получасовой экскурс в мир брейк-данса.
- Какие из ныне существующих команд би-боев ты можешь особо отметить?
- Сейчас много, очень много групп, которые отлично танцуют. Выделять кого-то одного просто неправильно. Очень высокий класс подготовки танцоров. Скажу так: в настоящий момент в России есть би-бои и группы мирового уровня. Кстати, прости, но мне уже нужно бежать, ученики заждались!
Дополнительные материалы - djgormon.com